Фон для предвыборного бреда, или кто и как управляет муниципалитетами области?

Ровно пять лет назад ФЭБ делал рейтинг муниципальных образований Оренбургской области. Накануне новых выборов депутатов в органы местного самоуправления практически во всех территориальных единицах региона мы решили повторить опыт прошлых лет, дабы посмотреть, как изменились за пять лет социально-экономические параметры и показатели работы администраций муниципальных образований и городских округов области. Откровенно говоря, некоторые результаты нас удивили.

Сегодня, когда аналитики упорно заговорили об оживлении инвестиционной активности после кризиса, при выборе точки приложения средств не последнее место занимает экономическая и социальная база именно муниципального образования (МО). Кстати, по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», инвестиционный рейтинг Оренбуржья в 2008-2009 гг. — 3B1: пониженный потенциал - умеренный риск. Слабовато, не так ли? А ведь понятно, что суммарный рейтинг региона – это не какая-то абстрактная, подвешенная в воздухе категория. Она складывается из тех ресурсов, которые находятся на территориях конкретных муниципальных образований.

В этом году областное Минэкономики наконец активизировалось в реализации региональной инвестиционной политики. В конце августа Правительство Оренбургской области впервые в новом составе обсудило Стратегию развития региона до 2030 года. К счастью, опасения создателей стратегии не оправдались: документ был принят. А, следовательно, по логике, инвестиционные приоритеты, заложенные в стратегии, в ближайшее время должны начать реализовываться.

Но в одиночку региональная власть без тех, кто сидит на местах, ничего сделать не может. Региональные ресурсы черпают свою силу в муниципальных. Муниципальное образование является первичной ячейкой административно-территориального устройства. Поэтому муниципальная власть лучше других знает нужды населения, производительные силы и ресурсы территории. Для привлечения инвестиций на территорию конкретного муниципального образования необходимо иметь представление: о его конкурентном статусе, о поддержке политики привлечения инвестиций со стороны муниципальных властей и прочая, и прочая.

Но инвесторы сами по себе не придут. Инвестиционная активность является результатом долгого и упорного совместного труда региональных и муниципальных властей. Для этого необходимы: наличие конкурентного рынка инвестиционных товаров; адекватная рыночному хозяйству законодательная база; развитие производственной и рыночной инфраструктуры, наличие квалифицированных трудовых ресурсов в рамках МО.

Цель, которую мы себе обозначили, составляя наш рейтинг, - выделить наиболее привлекательные и наиболее рискованные города и районы области для прямых инвестиций. Анализировались показатели по 35 МО и 8 городским округам Оренбургской области.

Методология

Любой рейтинг инвестиционной привлекательности (неважно, региона ли или муниципального образования) — это взаимосвязанная оценка двух основных составляющих инвестиционной привлекательности: риска и потенциала.

В ходе оценки составляющих инвестиционного риска и потенциала было использовано около пятидесяти исходных количественных и качественных показателей, которые мы разбили на 5 групп. При этом большинство показателей относительные, что, с точки зрения статистики, дает более объективную картинку при сравнении территорий. В первую группу показателей входили параметры, характеризующие инфраструктурный потенциал муниципального образования; во вторую - инфраструктурный риск. Третья группа сформирована из показателей, характеризующих финансово-экономический потенциал, четвертая - одноименный риск. И, наконец, в пятую группу вошли показатели, характеризующие административный потенциал. В прошлом рейтинге, публикуемом ФЭБ, присутствовал еще и природный потенциал. Мы сознательно ушли от оценки этого критерия, «уровняв» все муниципальные образования в правах. Вспомним хотя бы пресловутую Японию, ютящуюся на островах и практически не имеющую природных ресурсов. Ту самую Японию, которая построила свою страну на качественных, продуманных решениях управленцев.

Индикаторы, взятые за основу, в нашем рейтинге также, прежде всего, призваны свидетельствовать именно о качестве управления экономическими и социальными ресурсами территории. И если природный потенциал за истекшие пять лет остался неизменным, то вот муниципальный менеджмент мог претерпеть серьезные трансформации. Сегодня, чтобы в район или город шли финансовые ресурсы, политической стабильности и природных богатств уже недостаточно. Инвесторы все чаще обращают внимание на управленческие риски. Они желают знать, что представляют собой чиновники как менеджеры, насколько эффективно они используют в управлении рыночный инструментарий. 

Основные информационные источники — как обычно, собираемые ежегодно по всем муниципальным образованиям и по единой методике данные Росстата по Оренбургской области, Министерства финансов Оренбургской области, Министерства экономического развития, промышленности и торговли Оренбургской области. При оценке показателей «наличие долгосрочного плана территориального развития МО» и «инвестиционный маркетинг» нам помогали эксперты, сотрудники Минэкономики области.

В ходе составления рейтинга не обошлось без трудностей. Даже в официальной статистической отчетности нет точной картины для каждого муниципального образования. Показатели, включенные в бланки отчетности для ежегодного мониторинга, на деле присутствуют не все. При этом в составе индикаторов наблюдаются пересечения, вынуждающие дважды собирать одну и ту же информацию.

Второй трудностью при составлении исходной базы для оценки показателей явилось совершенно, извините, непотребное качество сайтов региональных министерств. Положительных отзывов заслуживают лишь два из них: сайты Минэкономики и Минфина области. Например, для полноты оценки трудового потенциала необходим такой показатель, как наличие в МО средне-специальных учебных заведений. Ведь, как правило, выпускники, решившие пойти учиться в вуз, уезжают преимущественно в областной центр (филиалов вузов по области единицы), где потом и остаются на пмж, а вот выпускники учебных заведений рабочих профессий, обучившись у себя в районе, там и остаются, составляя такой сегодня дефицитный потенциал специалистов. Но удивительный факт – на сайте Министерства образования области такую информацию найти просто нереально. Как собственно и в других источниках.

Итак, оценка производилось методом присвоения ранга по каждому из показателей. При оценке потенциала минимальное значение ранга составляло 1, максимальное - 43, для показателей риска - наоборот. Затем была найдена сумма значений рангов для каждого муниципального образования по каждой группе показателей. Таким образом, было получено 5 групп показателей: инфраструктурный потенциал, финансово-экономический потенциал, административный потенциал, инфраструктурный риск, финансово-экономический риск, на основе которых мы оценивали инвестиционную привлекательность территорий.

Кто в ответе за инфраструктуру?

При оценке инфраструктурного потенциала были взяты показатели, отражающие различные аспекты обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований: доля застроенных земель; общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя; обеспеченность больничными койками и врачами на 1000 человек; число объектов бытового обслуживания 1000 человек и др. Некоторые результаты нас просто рассмешили. Сквозь слезы. Скажем, по числу объектов бытового обслуживания 1000 человек на первом месте с конца стоит Гайский, на втором - Сорочинский район. В первом случае их 0,14, во втором 0,33. А ведь это и парикмахерские, и ателье, и химчистки, и прочая… Невольно возникает вопрос: в каком веке мы живем? Удивительно, что города Гай и Сорочинск при этом занимают совсем неплохие позиции. Аналогичная ситуация и с врачами. В Гайском районе их 0,09 на тысячу человек!

В итоге по инфраструктурному потенциалу тройка лидеров выглядит так: 1-е место – г. Бугуруслан, 2-е – г. Оренбург, 3-е – г. Бузулук. Тройка аутсайдеров: 43-е место поделили Абулакский и Гайский районы, на сорок первом с небольшим отрывом - Бузулукский, на сороковом - Тоцкий район.

С инфраструктурным риском еще веселее. Здесь были проанализированы, например, износ тепловых и водопроводных сетей, а также удельный вес ветхого и аварийного жилья. По первому в аутсайдерах Первомайский район со значением 100%, по второму, как ни странно, г. Бугуруслан – 90%. По третьему показателю, к счастью, оказалось не так все страшно. Здесь отличился Курманаевский район с 30,9%.

Итог: 1, 2 и 3 места по уровню инфраструктурного риска заняли Тюльганский, Курманаевский и Первомайский районы соответственно. Самый минимальный риск этой категории у Сакмарского района, далее расположились по степени возрастания г. Новотроицк и Новосергиевский район.

Крайне интересным в результате исследования инфраструктурного потенциала-риска оказался г. Бугуруслан, имеющий максимальный потенциал и занимающий 6-ю строчку по степени риска. Город имеет неплохие показатели по развитости социальной инфраструктуры, но совершенно отстал в сфере ЖКХ.

О развитии инфраструктуры сегодня слышно со всех сторон. Наша страна безнадежно отстала от развитых стран в этой сфере. И большая ответственность в реализации стратегии инфраструктурного развития лежит именно на муниципальных чиновниках. Можно, конечно, кивать на региональную власть, на Фонд реформирования ЖКХ и ждать, когда снизойдет благодать, а можно попытаться встроиться в областную программу и искать новые методы привлечения частных инвестиций.

 

Финансы поют романсы

Следующая группа показателей составляет финансово-экономический потенциал. Сюда мы включили такие индикаторы как: объем производства в реальном секторе экономики на одного жителя МО; среднемесячная номинальная з/пл работников крупных, средних предприятий и некоммерческих; доля экономически активного населения организаций МО; индекс налогового потенциала и другие. Налоговый потенциал является объективной оценкой собственных доходов поселений, повышения качества налогового и бюджетного планирования и определения реальной потребности поселений в финансовой поддержке из регионального бюджета.

По итогам оценки финансово-экономического потенциала неожиданностей не было. Лидером оказался нефтеносный город Бузулук, за ним пристроился областной центр, следом Бугуруслан. В самом хвосте оказался Северный. Чуть выше шагает Пономаревский и замыкает тройку отстающих Матвеевский район.

Среди показателей финансово-экономического риска такие, как удельный вес убыточных организаций, сумма задолженности по платежам в бюджет и полученным займам и кредитам. Сюда же мы внесли экологический риск - выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников. В группу высокорискованных здесь попали большие города в силу больших долговых обязательств со стороны предприятий перед бюджетом и финансово-кредитными учреждениями.

Таким образом, МО с максимальным риском Орск, Медногорск, Новотроицк, с минимальным Соль-Илецкий, Абдуллинский и Тоцкий районы.

 

 

Качественный муниципальный менеджмент: возможно ли это?

Пожалуй, самая интересная группа факторов. В числе других показателей, характеризующих непосредственно результаты труда муниципальных служащих: профицит (+), дефицит (-) бюджета МО, доля собственных доходов местного бюджета в общем объеме доходов бюджета МО, бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств, расходы на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя, наличие долгосрочного плана территориального развития МО, инвестиционный маркетинг (наличие инвестиционного паспорта МО).

Для последних двух показателей методика ранжирования показателей отличалась от используемой в расчетах. Ранжирование определялось на основе экспертных оценок, которые присваивались по следующим критериям: наличие паспорта МО – 5 баллов, наличие в паспорте от 1 до 5 инвестиционных проектов – 10 баллов, наличие проектов в количестве от 5 до 10 оценивалось в 20 баллов, количество проектов свыше 10 оценивалось в 3 балла. Для данных расчетов не учитывались проекты, которые в инвестиционных проектах указаны как инвестиционные, но по сути являются финансированием за счет муниципалитетов капитального ремонта, строительства объектов социальной инфраструктуры. Финансирование таких проектов учтено в показателе «Бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств».

Что касается показателя «наличие долгосрочного плана территориального развития МО», то здесь оценки присваивались следующим образом: наличие долгосрочного плана или стратегии развития территории – 43 балла; стратегия разработана, но еще не утверждена – 28 баллов; ведутся работы по разработке стратегии – 14 баллов; стратегии нет даже на уровне концепции – 0 баллов. Наивысший балл в данном случае получили г. Орск, который явился передовиком в регионе, Красногвардейский и Курманаевский районы. Большинство же территорий получили почетную цифру «0».

Крайне интересен такой показатель, как расходы на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя. Самые большие они в Гайском районе и составляют 3122 рубля, а минимальные в Первомайском – 181 рубль. Заметим, что первый имеет дефицит бюджета и всего 13% собственных доходов в общих доходах бюджета. Видимо, как раз эти 13% и тратятся на содержание муниципалитета. Все остальное – субсидии и дотации из регионального бюджета.

В итоге муниципальным образованием с наивысшим административным потенциалом является г. Орск, что, наверное, и доказали все последние события, следом гордо шествует Бузулук. Областной центр закрепился на 4-м месте. Наихудшее же качество муниципального менеджмента, как показали расчеты, в Светлинском районе, затем на 2-м и 3-м месте с конца находятся Матвеевский и Гайский районы соответственно.

Что же получилось суммарно?

Как и ожидалось, группу наиболее инвестиционно-привлекательных районов сформировали города области: максимальный суммарный потенциал получился у г. Бузулука, на втором месте оказался Оренбург. Наименее инвестиционно привлекательными выглядят Переволоцкий и Сорочинский районы. По сумме полученных рангов муниципальные образования были поделены на группы. Суммарный потенциал составили пять групп: низкий, пониженный, средний, значительный и максимальный. Суммарный риск - четыре группы: минимальный, умеренный средний и высокий. 

 

 

 

Отдельная проблема

Можно ли считать моногорода «группой риска»? И да, и нет. Хотя это и нельзя считать за благо, но депрессивным городам помогают держаться различные социальные субсидии (а теперь в регионе планируется создать долгосрочную целевую программу) вкупе с самообеспечением жителей – работой на дачных участках и (вахтовым методом) на предприятиях ближних благополучных городов. Так, например, делает львиная доля жителей Новотроицка, каждое утро спешащая на работу в Орск. Далее, если в городе имеются производственные мощности, от которых кто-то отказывается, то как бы они амортизированы ни были, рано или поздно появляется желающий их приобрести. Как правило, инвесторов интересует не столько существующее производство, сколько промышленная база – земля и здания с коммуникациями. То есть все то, что поддается диверсификации. Изменение профиля моногорода под силу не одному лишь крупному бизнесу. Средний и даже малый бизнес тоже способен стать «рычагом» решения проблемы. Вопрос в том, чем и как его привлекать. Очень показателен опыт Испании, где провинциальные муниципалитеты разрабатывают маркетинговые карты города. В этих базах данных учитывается все, что необходимо для начала нового бизнеса – свободные площади для аренды и строительства, наиболее удобные места для производства и торговли, всевозможные организационные расходы, качество коммуникаций, трудовых ресурсов (возраст, образование, специальности) и т. д.

Вместо вывода

Важнейшая задача, которая стоит перед представительной и исполнительной муниципальной властью в регионе сегодня – это создание необходимых условий для формирования новых источников наполнения бюджета муниципального образования. И чтобы ни говорили, главы муниципальных образований имеют достаточно полномочий для формирования и поддержки позитивного имиджа своей территории, привлечения новых инвестиционных и финансовых ресурсов, всемерной заботы о социальном развитии и благополучии своих избирателей. В конкурентной борьбе на инвестиционном рынке выигрывают только те муниципальные администрации, которые создают наилучшие условия для эффективной деятельности инвесторов, проводят активную информационную политику об условиях ведения бизнеса на их территории. 

 

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий