Выскочит ли Оренбург из пробки?

За последние 20-25 лет количество легковых автомобилей в Оренбурге увеличилось в 6-7 раз и достигло уровня 200 легковых автомобилей на 1000 жителей. Средний показатель по России - 233 авто, в Москве - 307, Санкт-Петербурге – 280. Динамика такова, что с каждым годом автовладельцев в нашем городе становится больше. Дороги же стоят на месте, причем как в прямом, так и переносном смысле слова. Следствие – пробки, длительные ожидания на перекрестках, пешеходных переходах, опоздания и потерянный экономический эффект.

Очевидно, что историческая застройка города, особенно в центральной части, не была рассчитана на столь бурное развитие мирового автопрома и рост доступности приобретения средств передвижения. Поэтому Центр зачастую и не справляется с городским трафиком в часы пик. Речь идет, прежде всего, о крупных магистралях города Гагарина-Чкалова-Ленинская, улица Терешковой, проспект Победы и собственно Центр, ограниченного улицами 8-го Марта, Постникова, Чичерина и Максима Горького.

По оценкам городского отдела ГИБДД, дорожные условия Оренбурга находятся в удовлетворительном состоянии. Ежегодно проводятся ремонтные работы, в этом году из федерального центра поступит около 500 млн рублей, которые пойдут на текущий и средний ремонт улично-дорожной сети. О капитальном ремонте в 2010 году речи не идет. Однако в проблеме пробок или, говоря официальным языком, «заторов», состояние дорог играет далеко не главную роль. В отличие от их низкой пропускной способности.

«Фундаментом организации дорожного движения и увеличения пропускной способности являются огромные финансовые затраты, которые бюджет города не может нести в одиночку, - говорит начальник отделения дорожной инспекции и организации движения отдела ГИБДД по городу Оренбургу Сергей Проскурин. – К примеру, чтобы расширить проспект Победы необходимо 400 млн рублей, это связано с выносом коммуникаций, переносом световых опор и т.д., и это не окончательная сумма».

Проблемные зоны

Низкая пропускная способность оренбургских дорог связана с узкой шириной трасс, малой полосностью, большим количеством пешеходных и транспортных переходов, отсутствием должного количества парковок (из-за чего автомобили стоят на обочинах, еще больше усугубляя ситуацию), обилием общественного транспорта.

Наиболее сложными участками считаются:

- Гагарина-Чкалова-Ленинская;

- перекресток Терешковой-Рыбаковская;

- перекресток Шевченко-Победы;

- перекресток Победы-Карагандинская;

- перекресток Театральная-Родимцева;

- поворот на Ростоши на Нежинском шоссе и др.

Перечислять трудные места в центре города нет смысла: одностороннее движение, запрет многих левых поворотов, узкие улицы создают напряженную обстановку в любое время суток. В Степном и новых микрорайонах все основные трассы построены с учетом современного транспортного потока, поэтому там проблем возникает гораздо меньше. Их сложность во многом заключается в узких выездах из дворов и небольшом пространстве для парковки автомобилей.

«Проблемы в организации дорожного движения центральной части характерны не только для Оренбурга, а для большинства крупных городов страны, где застройка проходила еще в 18-19 веках. Расширить дороги в центре невозможно, для этого нужно сносить исторические здания, - говорит Сергей Алексеевич. – Поэтому мы используем меры локального характера для того, чтобы разгрузить историческую часть города».

Проблемной считается и улица Постникова, которая с трех обычных полос в дневное время сужается до одной: водители оставляют свои авто под запрещающие знаки. Иного выхода нет: организованных парковок в центре нет (кроме многоярусной парковки Центрального рынка, которая, по наблюдениям ГИБДД, остается невостребованной), а машины где-то ставить нужно. Штраф в 100 рублей никого не останавливает. Автоинспекторы советуют по возможности парковать автомобили на других улицах, например, на Комсомольской.

Перекресток Рыбаковская-Терешковой также в часы пик перегружен транспортом. «Никакой светофор там не обеспечит достаточную пропускную способность, - считает Сергей Проскурин. – Необходимо строить разноуровневую развязка с расширением Рыбаковской. Вопрос – как это реализовать?»

Перекресток ул. Карагандинская и пр. Победы до сих пор обходится без светофора. Его установка там и не планируется, так как это сведет к минимуму пропускную способность всего проспекта. Выход – избегать левого поворота на этом участке.

На Нежинском шоссе пробка ежедневно возникает на левом повороте на Ростоши. Как сказал Сергей Проскурин, сейчас ГИБДД добивается того, чтобы лишить водителей этого поворота и отправлять всех желающих на кольцо в районе поселка имени Куйбышева. На перекрестке Театральная-Родимцева в ближайшей перспективе будет решен вопрос о строительстве кольцевой развязки. Также управление строительства и дорожного строительства городской администрации уже готовит проект кольцевой развязки Загородное шоссе–16 Линия.

Что касается крупных магистралей таких, как ул. Чкалова-пр. Гагарина, ул. Терешковой и др., то там пробки возникают из-за обилия транспорта и большого количества светофоров. При этом строительство подземных или надземных переходов не решит проблему: практически за каждым пешеходным светофором следует транспортный, поэтому водителям приходится останавливаться через каждые 200-300 метров.

«Гениально» спланировали

Выход и представителям госавтоинспекции, и архитекторам города видится в разгрузке транспортных потоков имеющихся трасс и переброске его на другие дороги, которые, к сожалению, пока не построены.

В 2008 году Оренбургский городской совет утвердил Генеральный план города, в котором четко продумана система организации дорожного движения. На красочном плане архитекторы предусмотрели и новые дороги, и современные развязки, и кольцевые магистрали непрерывного и регулируемого движения, и достаточное количество парковок и др. Однако реализация задуманного движется миллиметровыми в масштабах картографии шагами. Причина общеизвестна: нехватка денежных средств и щедрых инвесторов. Кризис внес свои существенные коррективы.

В настоящее время идет строительство улицы с рабочим названием «Совхозная» со стороны Загородного шоссе с переходом в улицу Расковой (участок от объездной трассы готов, следующий этап - до проезда Автоматики). Эта дорога должна сократить время проезда с северо-восточной части города. Также построен проезд Северный, который упростил движение по Степному. В 2008 году проведена реконструкция улицы Цвиллинга.

Срок реализации остальных мероприятий, пожалуй, никому неизвестен. «Говорить сейчас о конкретных перспективах строительства трудно, - считает Сергей Ренев, главный архитектор города. - Динамика положительная, каждый год реализуются различные мероприятия. В этом году, например, «Единая Россия» (наверное, все же, правительство России при посредничестве партии – прим. ред.) выделила городу 511 млн рублей на ремонт дорог. Однако конкретной даты нет, хотя реализация Генплана намечена до 2025 года. Надеемся и делаем все возможное, чтобы хотя бы решить проблему исторического центра пораньше. Рычаг, которым пользуемся сейчас – это существенное ограничение плотности и этажности застройки центра».

Однако, хоть и хочется быть оптимистами, надо реально посмотреть на возможности решения проблем в дорожном движении Оренбурга. Разгрузить центр от транспортного потока – значит, перебросить его на другие дороги. Для этого существует проект двух кольцевых магистралей: первая от ул. М. Жукова перетекает в Рыбаковскую и Чичерина, вторая – от ул. Степана Разина по Ташкентской за Урал в Южный микрорайон. Эти магистрали предполагают строительство большого числа разгрузочных парковок. Пространство для них в настоящее время застроено индивидуальным жильем, во многом ветхим, которое должно быть снесено (прекрасно понимаем будущее недовольство жителей этих домов). Таким образом, транспорт из промышленных и спальных районов города должен оставаться на парковках, а его хозяева – добираться до центра либо на общественном транспорте, либо пешком. После реализации этих мероприятий, движение по исторической части города должно быть максимально ограничено. Приоритет будет отдан пешеходам, общественному транспорту, велосипедистам и служебным автомобилям. Крайней мерой для ограничения движения может стать платный въезд.

Кроме того, планируется разгрузить движение на проспекте Гагарина – улице Чкалова: дорога-дублер должна пройти от улицы Степана Разина, которая будет достроена, параллельно пр. Гагарина с выходом на Загородное шоссе. Также в проекте заложено расширение ул. Рыбаковская.

Общественный транспорт

Большой проблемой для движения по Оренбургу является общественный транспорт (ОТ). По некоторым данным, сейчас по городу передвигается около 2000 единиц троллейбусов, автобусов и «газелей». Зачастую они дублируют сами себя, на одной остановке может скапливаться до 7-8 единиц техники. К примеру, на проспекте Гагарина действует около 25 маршрутов, которые в большинстве упираются в бутылочное горло – улицу Ленинскую. Двигаясь по правой полосе, общественный транспорт создает предзаторовые ситуации в районе остановок.

Упорядочение общественного транспорта в городе уже началось, но в настоящее время «застряло» в судебных разбирательствах. Напомним, что еще в начале 2009 года городскими властями была утверждена новая транспортная схема движения общественного транспорта, разработанная Санкт-Петербургским проектным институтом. Согласно ей количество единиц и маршрутов будет уменьшено практически вдвое. Часть городских перевозчиков согласились принять участие в объявленном конкурсе, остальные вышли на улицы с забастовкой и обратились в суд.

Пока же на заседании транспортной комиссии в администрации города прозвучало предложение перебросить весь общественный транспорт за исключением троллейбусов с ул. Ленинской на ул. Челюскинцев. Если же в целом решить проблему количества маршрутных авто, уверяют в ГИБДД, пропускную способность дорог можно увеличить на 20%.

Дорожные знаки

Отвечая на вопрос «Есть ли в Оренбурге лишние знаки дорожного движения?», Сергей Проскурин с уверенностью утверждает: «Нет». «Я в этом уверен, - говорит он. – Просто некоторые водители не хотят выполнять их требования. Более того, знаков не хватает. Нами уже осваиваются 4,5 млн рублей в рамках целевой городской программы «Повышение безопасности дорожного движения. Будем приводить в порядок улицы Комсомольская, Кирова и др.».

Ограниченные в денежных средствах на реконструкцию дорог Оренбурга, сотрудники ГИБДД используют меры локального характера, а именно запрет левоповоротного движения. Так, вместе с реконструкцией светофора на перекрестке пр. Победы и ул. Орская со стороны Степного убрали поворот, увеличив время на левый поворот со стороны центра. Также запрещен левый поворот с ул. 8 Марта на ул. Володарского, дабы разгрузить последнюю. Тем не менее, многие водители позволяют себе этот поворот, ибо это наиболее короткий путь к Парковому проспекту, зданию областного правительства, городской администрации и др. Впрочем, о вопросе излишней загрузки улицы Володарского можно спорить достаточно долго. Ряд экспертов считает, что движение на ней было ограничено в угоду областным чиновникам, которым раньше было затруднительно добираться до места работы. Между тем, количество происшествий на Володарского вряд ли выбивается из общего ряда, а пробки там бывают очень редко.

Рассуждать о лишних дорожных знаках можно бесконечно: на этот счет у водителей и автоинспекторов свое мнение. Как говорят в ГИБДД, каждый мужчина считает необходимым обсуждать футбол, хоккей и организацию дорожного движения. Тем не менее, вопросов еще много. Решить их, вероятно, может дислокация дорожных знаков, на создание которой городская администрации уже выделила 3 млн рублей. Это комплексная схема организации дорожного движения на каждой улице Оренбурга, которая будет создана профессиональным проектным институтом. Такая схема, в частности, в свое время была создана и реализована в Ростошах.

Пока же сотрудники ГИБДД дают водителям некоторые советы:

- по возможности избегать трудных участков и перекрестков;

- неукоснительно соблюдать ПДД;

- соблюдать дистанцию;

- соблюдать скоростной режим

- и быть внимательными за рулем.

В свою очередь, выражаем некоторые пожелания автомобилистов:

- как можно скорее построить минимум особо необходимых дорожных развязок, о которых шла речь выше;

- решить проблему автопарковок;

- учесть исторически сложившиеся транспортные потоки;

- …

- и просто быть добрее.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий