Тариф на вырост

Уже давно Новый год ассоциируется у оренбуржцев не только с шампанским, елками и длительными каникулами. Неизменным атрибутом этого праздника становится и ежегодное повышение тарифов на основные жилищно-коммунальные услуги, свет, газ, тепло и иже с ним. Такой вот подарок от властей. Насколько оренбуржцы представляют, что им приготовили в 2010 году? Журналисты ФЭБа на собственных примерах попытались это понять.

Первое, с чем нам пришлось столкнуться, – это практически полное незнание будущих тарифов. При этом все опрошенные продемонстрировали свой интерес к этой теме, но конкретных цифр не смог назвать никто. Самое интересное, что получить их оказалось не так сложно: достаточно было заглянуть на соответствующие сайты в сети. Но вот добиться каких-либо внятных комментариев на эту тему у ответственных лиц – дело достойное Сизифа. Все попытки пробить твердолобость чиновников, депутатов и бизнесменов ни к чему не привели. Вечно занятые слуги народа просьбы прокомментировать причины роста тарифа, предоставить экономически обоснованные выкладки успешно игнорировали. Квинтэссенцией такого поведения стало высказывание руководителя департамента по регулированию тарифов и цен Владимира Горькова, случайно взявшего трубку во время звонка нашего корреспондента (близко к тексту): «Я тут брифинг проводил на эту тему, надо было приходить. Десять раз рассказывать одно и тоже я не буду. И вообще, на ваши вопросы надо целую диссертацию по тарифам писать. Некогда» Надо порадоваться за ответственного чиновника, он загружен работой. А вот десятки тысяч оренбуржцев, за последний год этой работы лишившиеся или ставшие получать меньше, теперь чешут затылок в раздумьях: как оплачивать тарифы, которые в результате работы Владимира Горькова (впрочем, не только его, его фамилия здесь присутствует лишь как символ) опять выросли. Почему это произошло в условиях низкой (или даже нулевой) инфляции, снижения цен на энергоносители, сокращения доходов и общего экономического кризиса?

Впрочем, молчание главы «регулировочного» департамента понятно. Во-первых, в сотый раз повторять сказку про плачевное состояние ЖКХ, газовиков, энергетиков и коммунальщиков уже надоедает даже самому сказочнику. При подготовке материала мы специально посмотрели обзоры пятилетней давности, посвященные этой же теме. Слова чиновников – одни и те же. Отрасли на грани банкротства, чтобы этого не допустить, необходимо повышать тарифы. При этом за эти годы так ничего и не было сделано путного, чтобы на практике (а не на бумаге) реформировать ЖКХ, заставить представителей отрасли внедрять энергоэффективные технологии, перестать формировать тарифы «от затрат». Как заявил один из наших экспертов, «видимо мощь региональной энергетической комиссии такова, что оренбургские власти не устояли против «хотелок» естественных монополий». Второй аспект нежелания общаться – наша прошлогодняя публикация, в которой ФЭБ в достаточно жесткой форме указал, что РЭК (так по старинке называют ведомство Горькова) – суть орган согласительный, а не контролирующий. Его задача – контроль за тарифами, отслеживание и пресечение незаконных попыток получить больше, на деле трансформируется лишь в легкую торговлю с заявителями по поводу предельного роста. О снижении там даже задумываться бояться.

- Несмотря на то, что в США власти регулируют всего 5-10% цен, Межштатная энергетическая комиссия может потребовать от компании доказательств, что эти цены обоснованы, - рассказал Михаил Гельвановский, директор Национального института развития РАН. - А в Швейцарии вообще государство регулирует до 50% всех цен, включая услуги ЖКХ и электроэнергетику. В Германии антимонопольное ведомство имеет право при подозрительных колебаниях цен сначала возвращать их на место, а затем уже проводить расследование. В России пока такая система не отлажена.

При этом у нашего издания практически нет никаких претензий лично к Владимиру Горькову. Он хороший профессионал, неплохо знает тему, отлично оперирует цифрами. Вот только сегодня этого уже недостаточно. Руководитель одного из ключевых, с точки зрения установления уровня жизни населения области, департамента не может быть просто председателем согласительной комиссии между монополистами и людьми, главная задача которого – не обидеть ни тех, ни других. Он активный участник процесса, определяющий стратегию власти, в жесткой форме отражающий непомерные аппетиты монополий, защищающий жителей области (а как же иначе, ведь власть для этого нужна?). Всего этого набора действий мы, к сожалению, не видим…

Допускаем, что такое поведение чиновников – это часть сделки между правительством области и представителями естественных монополий, в которую включены и налоговые платежи, и социальные программы. Но если это так, то будьте честны с людьми – объявите об этом прямо: за счет роста тарифов мы обеспечиваем собираемость налогов и выполнение функций власти.

Впрочем, не все чиновники и депутаты оставили эту тему без  внимания. Пусть и без особой конкретики, но высказала свою точку зрения городская администрация. А вот мнение депутата горсовета Виталия Соколова оказалось гораздо интереснее, тем более, что его позиция по этому вопросу во многом не совпадает с позицией коллег, голосовавших за рост тарифов.

31 декабря Федеральная служба по тарифам опубликовала целый ряд приказов.

Цена на газ для промышленности с 1 января вырастет на 15%, для населения — на 5% с января и еще на 15% с 1 апреля. Транспортировка газа в Россию для независимых производителей будет дороже на 12,3%.

Тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей увеличены на 7,6%, а для населения рост составит 10% (в 2009 году тарифы на электроэнергию для промышленности выросли на 19%, для населения - на 25%). На оптовом рынке электроэнергии тарифы действуют последний год. В начале 2010 года доля либерализации увеличится до 60%, а в июле - до 80%, к 2011 году предполагается, что вся электроэнергия будет продаваться по свободным ценам. Стоимость электроэнергии для населения будет регулироваться государством до 2013 года включительно.
В среднем на 12% вырастут тарифы ФГУП “Почта России”. Пересылка простого письма весом до 20 граммов будет стоить 10,5 рублей, а не 9 рублей, как в настоящее время. Стоимость заказного письма таким же весом останется на прежнем уровне - 24,15 рубля.

Тарифы на перевозку пассажиров и багажа в поездах  дальнего следования индексируются на 10%. На столько же вырастет тариф за пробег собственных (арендованных) вагонов в составах скорых, пассажирских, почтово-багажных и грузопассажирских поездов. В купейных вагонах и вагонах СВ цены на 2010 год индексируются на 8%.

Если говорить о конкретных цифрах для Оренбурга, то они выглядят так:

- на холодную воду – 12,04 руб. за 1 куб.м. (без НДС);

- на водоотведение – 8,00 руб. за 1 куб.м. (без НДС);

- надбавка к тарифам на холодную воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал»: на холодную воду – 0,45 руб. за 1 м3 (без НДС), на водоотведение – 0,31руб. за 1 м3 (без НДС);

- максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию - 107,6%;

- надбавка к тарифу на тепловую энергию для потребителей открытого акционерного общества «Оренбургская теплогенерирующая компания» - 17,79 руб. за 1 Гкал (без НДС);

- тариф на горячую воду в размере 55,30 руб. за 1 куб.м. (без НДС);

- на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов - 18,81 руб. за 1 куб.м. (без НДС);

- размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей установлен соразмерно плате собственников помещений в многоквартирном доме, но не более 105% по отношению к размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленному в прошлом году;

- предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию в среднем по субъекту Российской Федерации, без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток и календарной разбивки - 154,71-158,24 коп./кВтч (без НДС).

Если посмотреть на темпы, с какими происходит ежегодное удорожание тарифов на услуги ЖКХ, можно заметить, что эти темпы опережают инфляцию в стране. Так, в 2008 году инфляция, согласно данным Росстата, составила 13,3%, в 2009 году, по предварительным итогам, - будет составлять около 9%. В то же время практически все тарифы на коммунальные услуги подорожали за минувший год в среднем на 20-25%. За два года (2008-2009-й) сильнее всего подорожало, как ни странно, холодное водоснабжение: аж на 68%. На 61% за два года выросли цены на отопление, почти на 63% - на горячую воду.

Если учесть выступления представителей коммунальных структур на различных форумах, посвященных состоянию ЖКХ в России, можно понять, что коммуналка дорожает не только из-за инфляции. Как минимум, в тариф включаются потери ресурсов, неизбежно возникающие при доставке их в дома потребителей. Эти потери поставщик ресурсов старается компенсировать, как правило, именно за счет потребителя. Кроме того, мы с вами платим за себя и за «того парня», который уже полгода выбрасывает счета в мусорную корзину. Если нормальный процент неплательщиков обычно держится на уровне 2%, то сегодня немало домов, где не платят 50% жильцов. Более того, многие теперь списывают свою неплатежеспособность на кризис и прочие сложные жизненные обстоятельства. Не думая о том, что у старушки-соседки, которая платит всегда в срок, могут быть обстоятельства и потяжелей.

Псевдооправдание

Реальные денежные доходы населения и в лучшие-то годы отставали от темпов роста тарифов, а теперь и подавно. Казалось бы, в условиях кризиса тарифы можно было бы притормозить, чтобы дать передышку населению. Но этого не случилось. Причины просты. Большим компаниям (типа «Газпрома») удалось добиться таких решений от правительства, согласно которым внешние и внутренние цены на газ должны сравняться. Поэтому ежегодно идет рост независимо от экономической ситуации. А рост расценок на отопление, электроэнергию и горячую воду связан с повышением цен на газ, на котором работают многие электростанции. Рост тарифов связан и с падением выручки энергокомпании в 2009 г. из-за снижения потребления электроэнергии. Если не компенсировать его, под угрозой может оказаться реализация проектов по строительству новых мощностей.

Представители городской администрации подтверждают такой посыл: «Ежегодно при формировании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации устанавливаются предельные уровни цен и тарифов на продукцию естественных монополий в сферах электроснабжения и газоснабжения. На 2010 год прогнозом предусмотрен рост цен на электроэнергию в среднем для всех категорий потребителей на 111-113 %, на газ - 126,6 %. Поэтому повышение стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг связано в основном с повышением стоимости ресурсов, потребляемых предприятиями ЖКХ в процессе производства и предоставления ЖКУ».
Вот только непонятно, сколько газа потребляет домоуправление (простите, по старинке), чтобы оказать услуги по ремонту помещений или его уборке? И какова доля электроэнергии в общей структуре затрат управляющих компаний (по-современному), чтобы при росте энерготарифов на 10% практически на столько же выросли тарифы на ЖКУ? Нас что, действительно держат за детей, не умеющих сложить «2+2»?

Обоснуйте!

Как пояснили нам представители городских властей, новое жилищное законодательство существенно изменило представление об управлении многоквартирными домами. В результате массовой приватизации квартир значительно увеличилась доля частной собственности в жилом фонде, и государство начало избавляться от функций управления жилищным фондом, перекладывая его на плечи собственников. Если ранее плата определялась исключительно органами местного самоуправления, то согласно действующему жилищному законодательству, данная функция передана собственникам помещения. Таким образом, деятельность по содержанию и ремонту жилых помещений не является регулируемой.

Основным способом установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме является принятие решения об этом на общем собрании собственников.
И вот тут возникает проблема, неразрешимость которой на собственном опыте испытали на себе журналисты ФЭБа. Началось все с того, что однажды в квартиру одного из нас постучалась девушка, предложившая подписать УВЕДОМЛЕНИЕ (прописные буквы специально делают акцент на характере документа) о проведении общего собрания жильцов дома в форме заочного голосования. Как водится, в бумажке не было ни места, ни даты, ни времени проведения собрания, а в повестке дня были лишь обозначены общие вопросы. Желание разобраться не позволило сразу подписать принесенную бумажку (что, кстати, несказанно удивило курьера: по ее словам, другие жители подписывали не задумываясь).

Через несколько дней появилась возможность лично посетить УК и задать возникшие вопросы.

К слову сказать, юрист УК «Центральная», беседовавшая со мной, без лишних амбиций и ужимок смогла практически полностью ответить на поставленные вопросы. Вот только в самом конце беседы выяснилось, что она (беседа) – бездарно потерянное время. Собрание уже признано состоявшимся и решение по тарифам на обслуживание дома на следующий год принято. На мой недоуменный вопрос: «Как такое могло произойти, ведь я (как, впрочем, и большинство соседей) как жилец дома не был надлежащим образом уведомлен о его проведении и хотел бы принять участие в голосовании?» был получен банальный ответ: «То, что мной не получены ни БЮЛЛЕТЕНИ для голосования, не получено СООБЩЕНИЕ о времени и дате общего собрания (пусть и в заочной форме), ровным счетом ничего не значит. Собрание считается состоявшимся, поскольку более половины жильцов прислали свои БЮЛЛЕТЕНИ». Вот только ни один из моих соседей подобных бумажек не заполнял. Что это: фальсификация результатов или безграмотность жильцов? Неприятно, когда тебя держат за дурака (впрочем, как мы выяснили, это идет еще от более высоких инстанций). Но если на чиновников инструментов воздействия мало, то здесь-то зависимость самая прямая: УК «Центральная» существует на наши деньги, мы ее наняли и платим зарплату всем ее сотрудникам. И даже это не пугает коммунальщиков, спокойно манипулирующих бумагами.

Самое интересное, что мне предложили обратиться в суд, если я желаю оспорить принятое решение. Видимо, в надежде, что лень победит. Но исключительно журналистское любопытство, а также нежелание ощущать себя обманутым, и заставит меня это сделать.

Тем более, что детальное рассмотрение бумаг (вроде как принятых собранием жильцов) только усиливает это чувство. Например, в стоимость включена проверка дымоходов и вентканалов, которую проводят никак не работники ЖЭКа. Или ремонт фасадного освещения, который в одном случае за 12 светильников стоит 8,4 тыс. рублей, а в другом – такую же сумму, но за 27 светильников. Или ремонт канализации, который усредненно по итогам 2009 года стоил 0,39 тысячи рублей за метр, а в 2010 году вдруг запланирован из расчета 0,75 тыс. рублей за метр. Что у нас с ноября прошлого года подорожало в 2 раза? Только совесть.

Таких нестыковок много. Понятно, что коммунальщики не привыкли, когда жители дотошно изучают цифры, им втюхиваемые. Но, я думаю, постепенно придется менять менталитет. Причем и тем, и другим, ибо даже большие люди стали отмечать ненормальность ситуации в ЖКХ.

Проверить экономическую обоснованность и эффективность всех расходов очень тяжело. Нужен ещё и общественный контроль. По сообщениям СМИ, сейчас готовится соответствующее постановление правительства, и если его примут, то естественные монополии обяжут в открытом доступе публиковать данные о своих расходах, инвестпрограммах, их эффективности - например, доказательства того, что в будущем за счёт дешёвой электроэнергии новых станций тариф станет ниже.

О том, что высшие власти хотя быделают вид, что их волнует ситуация в этой сфере, свидетельствует и последнее высказывание премьер-министра России. Владимир Путин назвал сферу ЖКХ «монопольным рынком, освоенным прежде всего чиновничьим аппаратом, а не участниками экономической деятельности». Он призвал изменить ситуацию, при которой «частные, карманные» фирмы монопольно владеют инструментом на оказание услуг в этой сфере. Путин также заявил, что предприятия ЖКХ не имеют право «спекулировать и злоупотреблять» макроэкономическими показателями, чтобы неправомерно повышать тарифы на услуги.

И городские власти справедливо считают, что в настоящее время едва ли не основным вопросом жилищно-коммунального хозяйства является повышение эффективности управления МКД. Уровень комфортности, безопасность проживания, поддержание надлежащего состояния здания, его инженерная инфраструктура зависят от избранной собственниками управляющей организации, от позиции самих собственников, их активности в части принятия цены за содержание и ремонт МКД и контроля за выполнением работ.

Неожиданный аспект

Кстати, рост тарифов является и еще одним важным социальным индикатором. Он показывает отношение общества, жителей Оренбурга к социально-экономическим процессам, происходящим в нашем регионе. Даже не отношение, а степень участия, вовлеченности в эти самые процессы. Так вот, тенденция выявляется очень печальная: несколько лет назад объявление о росте тарифов вызывало бурю возмущения среди жителей нашего города, выливавшуюся в акции протеста, митинги, организованные и не очень выступления в СМИ, которые заставляли многих городских депутатов с особой осторожностью высказываться по данной теме, при этом делая акцент в стиле «тарифы, конечно, будут расти. Но лично я против этого». С годами подобные настроения людей находили все меньше и меньше внешнего проявления, плавно перетекая на кухню. Как следствие, и народные избранники уже не чувствовали серьезного прессинга, в вопросах формирования тарифов все больше ориентируясь на собственные корпоративные или дружественные интересы, а не на мнение людей. В этом году ситуация достигла апогея: ни массовых стенаний народа, ни сколько-нибудь внятных оправданий от депутатов и ответственных чиновников. Полная идиллия и взаимопонимание. Тарифы должны расти каждый год – это аксиома. И люди с ней смирились. Впрочем, как и со многим в стране, на что прямого влияния оказать не могут. Тем самым демонстрируя полнейшую политическую и социальную апатию. Несомненно, вина в этом и доминирующей партии, и властьпредержащих очевидна. В том числе и в вопросах тарифообразования, которое до сих пор остается тайной за семью печатями.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий