Дослушались...

14 декабря в актовом зале городской администрации прошли публичные слушания по проекту решения Оренбургского городского совета «О внесении изменений и дополнений в Устав города Оренбурга». Изменения предусматривают избрание главы муниципального образования представительным органом из своего состава.

Начало слушаний было назначено на 14.00, однако уже к 13.00 у здания городской администрации собралась толпа неравнодушных. Политические партии развернули транспаранты и флаги, люди скандировали призывы за свободные выборы, а самым удачливым удалось пройти внутрь здания администрации. Попасть туда после 13.30 было уже невозможно, так как стражи порядка торопливо закрыли двери под предлогом полного зала. Так внушительная часть желающих поучаствовать в слушаниях осталась мерзнуть на улице, в том числе и некоторые депутаты Законодательного собрания области, городского Совета, лидеры политических партий и другие небезызвестные люди, которые предварительно записались на выступление. Парадокс, но там же оказались и люди, которые и слухом не слыхивали о слушаниях. Они пришли по своим делам в городскую администрацию, но… Оказалось, что непродуманная организация слушаний остановила работу главного исполнительного органа города на пару часов. Попытки пройти в здание не через парадный вход увенчались успехом лишь через 40 минут после начала слушаний. Удалось это и нашим корреспондентам. 

Зал был действительно полон, люди сидели и стояли, «облепив» все стены актового зала. Атмосфера была напряженной и эмоциональной, ведь обсуждали не просто решение городского Совета, а важнейшее и принципиальное изменение в системе управления городом.

Инициатива внесения изменений в Устав Оренбурга была озвучена на заседании городского Совета 4 декабря 2009 года. Очевидно, что эти изменения – «хотелки» не оренбургских депутатов. Старт повсеместному внедрению схемы, при которой глава города избирается из состава депутатов и одновременно является председателем представительного органа муниципального образования, а городскую администрацию возглавляет наемный управленец, назначаемый на конкурсной основе, был дан еще в 2006 году, когда вступила в действие новая редакция 131-го закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». По этой схеме работают многие европейские страны, а в России некоторые крупные города. В Приволжском федеральном округе - из 14 крупных городов 11 управляют сити-менеджеры, среди них города-миллионники: Уфа, Нижний Новгород, Казань. В Оренбургской области на новую модель управления перешли 15 муниципальных образований, включая Оренбургский сельский район.

Отмечая положительные аргументы внедрения новой системы, сторонники называли повышение эффективности управления городским хозяйством, мобильность власти, экономию бюджетных средств и др. Главный акцент был сделан на разделение полномочий и ответственности главы города и главы городской администрации: первый вплотную занимается политикой - законами, социальными программами, разработкой стратегических планов развития города, второй – хозяйственными вопросами. При этом глава города достаточно зависим от представительного органа. Он становится больше подотчетен и населению, так как вынужден согласовывать решение большинства важных вопросов с народными избранниками. А глава городской администрации, в свою очередь, напрямую отвечает перед главой города и всем депутатским корпусом. В итоге городом руководят два человека. В такой системе управления вся ответственность лежит на депутатах городского Совета: именно они избирают из своего состава главу города и председателя Горсовета в одном лице. Пожалуй, это и стало главным аргументом противников данной схемы.

Учитывая большинство «Единой России» в городском парламенте, назначаемый глава города, очевидно, будет единороссом, а значит, будет отстаивать интересы своей партии. «Как можно так не доверять своему населению, лишая его возможности своим волеизъявлением избрать главу города? – говорил депутат Законодательного собрания области, руководитель фракции «Патриоты России» Владимир Фролов. – Почему вы решили, что народ изберет не того человека? Это конституционное право гражданина: прийти и проголосовать. Назначьте местный референдум, оренбуржцы сами выберут систему, по которой будет избираться глава города. Только он сможет расставить все по своим местам».

Как показывают социологические исследования, принятие решения о назначаемом мэре непопулярно у населения. Об этом говорила Галина Шешукова, доктор политических наук, директор Оренбургского социологического центра «Общественное мнение». Этими данными оперировали и лидеры оппозиционных партий, показывая листы с подписями против принимаемого решения. Вот только они не учли одного: при современном уровне «правильного» подсчета голосов может чудесным образом оказаться, что горожане вполне готовы отказаться от прямых выборов мэра. А демонстрируемая ими в последнее время политическая апатия так и прямо на это указывает.

Понятно, что ажиотаж спровоцирован, прежде всего, политическими партиями, которые уже начинают готовиться к выборам в городской Совет. «На мой взгляд, мнение, что реформа дает выгоды только партии «Единая Россия», ошибочно. Уже сегодня мы видим, что преимущества от этой дискуссии получают и другие партии. На волне защиты интересов народа оппозиционные партии совершенно серьезно могут повысить свой рейтинг. Кроме того, рейтинг правящей партии, по нашим оценкам, составляет 57%, остальные избиратели будут голосовать против. У партий есть реальный шанс пройти в городской Совет, а значит, влиять на принятие решений, в том числе и на выборы главы города», - сказала Галина Викторовна. Однако эти преимущества партий кажутся довольно неубедительными и смутными, учитывая российскую политическую действительность и ресурсы партии власти.

131-й Федеральный закон предусматривает систему выборов главы города депутатами городского Совета, но он также и не исключает возможность прямого волеизъявления народа. Сторонники нового решения, выступая на публичных слушаниях, в большинстве сетовали на слабую явку населения на выборы и правовой нигилизм. Говорили о необходимости модернизации политической системы, призывали не бояться нового и неизведанного. «Новая схема обусловлена временем. Время пустого критиканства и зарабатывания дешевых очков прошло. Настало время профессионалов, которые приходят к власти и просто работают. Профессиональной команде нынешнего мэра и депутатского корпуса будет место и в новой модели», - говорила Наталья Зинюхина, директор Малой академии государственного управления ОГУ, выступившая от совета сторонников партии «Единая Россия».

Нашлись и те, кто перечислял возможные последствия непринятия новой системы. «Политическую систему модернизируют из Москвы, это не наши «хотелки». Нынешняя система создавалась в криминальные 90-е годы, с тех пор она обросла коррупционными элементами. Президент поставил задачу, у него есть карта городов, где он ставит красные и черные метки. Мы станем политическими изгоями, нас перестанут принимать в Москве, федеральные чиновники начнут уезжать на совещания, в командировки. Мы начнем вариться в собственной каше, вылетим из многих федеральных программ, город начнет экономить деньги, перестанем освещать второстепенные улицы и т. д., и т. д. Но могут поступить и по-другому – обрушить всю свою федеральную мощь (экономическую, политическую и др.) на Оренбург и избрать нового мэра и новый состав Горсовета», - составил собственный прогноз Евгений Михеев, председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Российский Союз налогоплательщиков», нагоняя жути на собравшихся. Вот в чем с ним можно согласиться, так это в том, что инициатива эта исходит не от оренбургских депутатов, а тем более жителей. Дан приказ из Москвы обеспечить необходимую схему выборов. А вот в идиотизм федеральных чиновников, которые проигнорируют решение полумиллионного города выбирать своего лидера по старой схеме и начнут строить козни, поверить гораздо сложнее.

Однако говорить о возможных последствиях принятия данного решения с полной уверенностью нельзя, ведь подобного опыта в Оренбурге не было. При этом существующая система во многом себя оправдала: положительные итоги работы действующего мэра налицо, город развивается, строится, зеленеет и становится лучше с каждым годом (социология, приведенная в одном из материалов этого номера, такие тенденции подтверждает). Возникает разумный вопрос: зачем менять систему, которая и так работает нормально?

Аргумент об экономической эффективности принимаемого решения не всем показался веским. «Какая экономия бюджетных средств, если мы уберем один бюллетень? Территориальные, участковые избирательные комиссии все равно будут финансироваться в том же объеме», - говорил депутат Владимир Фролов. Мобильность власти также можно поставить под сомнение. Если очень захотеть, и при нынешней системе мэра можно снять с должности, а вносить изменения в Устав города ради того, чтобы при необходимости заменить его на более грамотного и эффективного, почему-то звучит тоже неубедительно. Слишком слабы и размыты критерии профессионализма. Много говорили и об ограничении коррупции чиновничьего аппарата: при разделении власти проконтролировать работу главы города и главы администрации будет проще. 

В целом, главная загвоздка принимаемого решения не в том, что изменится система управления городом. Контрактный сити-менеджер действительно может быть более мотивирован на качество своей работы, а потому заинтересован в эффективности деятельности и улучшении условий жизни оренбуржцев. Проблема заключается в том, что выбор главы города полностью лежит на народных избранниках, а это накладывает на них огромную ответственность. Формула равенства мнения 39 человек мнению 540 тыс жителей Оренбурга априори не может быть единственно правильной и необходимой. Почему бы не доверить выбор главы города народу, который впоследствии примет на работу грамотного управленца, что также не запрещает федеральный закон? Политическая подоплека налицо.

Иллюзий по поводу того, что городским Советом решение будет принято в пользу нововведений, нет. Однако очевидно, что кроме этого мнения в Оренбурге есть и другое, прямо противоположное. Это наглядно проиллюстрировали публичные слушания. Выступления всех участников были яркими и эмоциональными. Многие из них дали депутатам городского Совета серьезную информацию к размышлению перед принятием важнейшего для города Оренбурга решения. Итог этих размышлений мы узнаем 12 февраля.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий