Предпринимателям есть что сказать власти. А власти - услышать...

24 сентября наконец после долгих лет «тишины» вновь возобновил свою работу Общественный совет предпринимателей при губернаторе Оренбургской области. Официально заявленная цель создания совета, отраженная в указе губернатора Оренбургской области от 27 июля 2009 г. N 162-ук, - содействие формированию благоприятной предпринимательской среды в Оренбургской области, поддержки новых экономических структур, распространению отечественного и зарубежного опыта их организации и работы в условиях рыночной экономики. Среди основных задач: общественная экспертиза эффективности действующих и участие в разработке новых нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность СМСП; содействие правовой защите прав и интересов субъектов МСП; участие в разработке программ государственной поддержки субъектов МСП. Новый совет сформирован из представителей МСБ, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, руководителей предпринимательских структур, представляющих города и районы Оренбургской области.

На первом заседании из 23 членов совета предпринимателей присутствовали все. Кроме них в работе приняли участие представители органов региональной и муниципальной власти, бизнес-сообщества, прессы. Задачи для первого заседания были поставлены не из легких, но диалог состоялся и, как в итоге признался заместитель председателя совета, первый заместитель председателя правительства - министр экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Александр Куниловский: «Первый блин не комом». И, действительно, после доклада губернатора о реализации поддержки МСП в Оренбургской области началось обсуждение дел текущих и злободневных, а именно - реализации положений Федерального закона от 22.07.2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» на территории Оренбургской области и проблем участия субъектов МСП в выполнении государственных и муниципальных заказов.

И вот тут начались практически баталии. А в чем дело, попробуем разобраться…

Сказ первый: о том, как решили предпринимателям недвижимость раздавать

Закон об отчуждении имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в пользу МСП был принят в июле прошлого года. Во исполнение указаний президента РФ по всем городам и селам были сразу же созданы многочисленные комиссии, координационные и совещательные органы для приведения закона в силу. Только самого приведения до сих пор нет. Почему? Об этом вот и спорили и искали истину члены совета.
Закон дает преимущественное право на приобретение МСП арендуемого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если оно находится в их временном владении или пользовании непрерывно более 2 лет, при этом нет задолженностей по арендным платежам и площадь арендуемых помещений не превышает установленные предельные значения.

Эти предельные значения устанавливают сами региональные власти. В Оренбургской области они составляли для микропредприятий и МП – 1500 кв. м., для средних – 3000. Однако, с 18 декабря прошлого года эти значения были уточнены и теперь предельные площади составляют – 1000 кв. м.

И на этом блага, свалившиеся на предпринимателей, в лице государственного и муниципального имущества, не заканчиваются. Оказывается, что и выкупить вышеуказанную собственность они могут не только сразу, но и в рассрочку, которая может быть до трех лет.

Юрий Калюжный, заместитель председателя правительства - министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, доложил членам совета, что в соответствии с постановлением Верховного Совета в 1991 году все торговые площади, в т. ч. пристройки, были переданы в собственность муниципальных образований. У городов сегодня достаточно свободных площадей. В целом сегодня Оренбургская область владеет помещениями государственных предприятий более 2 млн 800 тыс. кв. м. И все бы хорошо, и все бы были довольны: предприниматели - от приобретения на льготных условиях в собственность площадей, муниципальные и региональные власти – от получения поступлений в бюджеты каждый своего уровня. Да, оказывается, как это часто бывает в нашей стране, не так легко все и просто. Юрий Калюжный пояснил, а с ним согласились и представители оренбургской и орской администраций, что существует много коллизий, возникающих вокруг этого 159-го закона, регламент которого в некоторых случаях противоречит действующему законодательству. «В частности, - отметил Юрий Калюжный, - мы обязаны вместе с муниципалитетами отреагировать на заявку предпринимателя в течение 3 месяцев. На практике это практически нереально. Начинаются противоречия с регламентами по проведению муниципальных торгов, по согласованиям БТИ и многие другие». И действительно, во-первых, необходимо расторгнуть договор аренды. Распоряжение по его расторжению готовится в Службе единого окна 25 дней. Во-вторых, необходимо получение распоряжения по формированию объекта права – еще 25 дней. В-третьих, требуется справка о принадлежности арендуемых помещений к муниципальной собственности – опять 25 дней на ее подготовку. И это только начало! Все 17 позиций, которые необходимо пройти для реализации норм 159-ФЗ, займут по времени 222 дня. А это, как можно вычислить путем несложных арифметических действий, совсем не три месяца.

«Поэтому, - закончил свое выступление Юрий Иванович, - закон надо прорабатывать, прислушиваться к мнению советов муниципалитетов. В ближайшее время мы планируем собрать руководителей подразделений в части управления имуществом в муниципалитетах и оговорить те проблемы, которые возникают в связи с реализацией 159-ФЗ».

Тем не менее реализация закона худо-бедно, но идет. В частности, в городе Оренбурге создана комиссия по отчуждению муниципальной собственности недвижимого имущества Оренбурга субъектам МСП. По словам заместителя главы Оренбурга Виктора Тонких, сегодня в городе более 700 объектов, которые арендуются предпринимателями. Из них 300 получили право на отчуждение муниципальной собственности в свою пользу. Предпринимателями подано 156 заявок. Уже дважды в этом году были проведены муниципальные торги для выбора независимых оценочных организаций для оценки муниципального недвижимого имущества. На сегодняшний день администрация города продала 14 помещений и в муниципальную казну поступило более 5 млн рублей.
В как всегда передовом в сфере муниципального администрирования Орске, по мнению самих муниципальных чиновников, работа по приватизации малых форм также продвигается вперед. Перед советом отчитался заместитель главы города по развитию потребительского рынка и аграрной политике Павел Филиппов: «У нас общественный совет предпринимателей создан еще в 2006 году. После вступления в силу 159-ФЗ муниципальным советом было разработано положение, регламентирующее его нормы на территории Орска, которое потом было вынесено на рассмотрение городского совета и сейчас успешно действует. За период с 5 августа 2008 года по настоящее время от предпринимателей поступило 4 обращения, по 1 принято положительное решение о внесении в прогнозный план приватизации».

Таковы результаты истекшей за год работы двух крупнейших городов области. 15 положительных решений на почти 1 млн жителей суммарно. Не густо, не так ли? Не говоря о загадочном словосочетании «прогнозный план приватизации». Что это такое и когда этот прогноз исполнится – не очень ясно.

Менее радужно в своем докладе был настроен Александр Чебачев, председатель коллегии адвокатов «Экоюрис»: «Малая приватизация – приоритетный инвестиционный проект. Тем не менее меры по ее реализации до сих пор не заложены в городскую программу по поддержке МСП». Прозвучавшие далее данные совсем испортили передовой настрой собравшихся. С 2005 года в Оренбурге арендная процентная ставка выросла на 50-100%, а в некоторых районах - и в 7-8 раз. Стоимость аренды одного квадратного метра муниципального недвижимого имущества в 2004 году составляла 81 рубль, а уже в 2005 году городской совет установил ставку 560 рублей без учета НДС. И помимо этого арендаторы берут на себя все расходы по коммунальным платежам. Что касается исполнения Федерального закона «Об оценочной деятельности» в части оценки муниципальной собственности, то он начал исполняться в Оренбурге только в 2008 году, когда на эти цели из городского бюджета было выделено 2,8 млн рублей. Еще один тормоз в реализации прав предпринимателей: еще в июле 2007 года 209-ФЗ давал право муниципальным властям сформировать перечень муниципального имущества для передачи субъектам МСП. В августе 2008 года Законодательное собрание Оренбургской области приняло постановление, в котором рекомендовало муниципалитетам утвердить этот перечень. В марте 2009 года Общественный совет при прокуратуре Оренбургской области отметил нарушения исполнения 209-ФЗ и 159-ФЗ местными органами городов Оренбурга, Медногорска, Переволоцка и ряда других. И только лишь 14 августа 2009 года главой города Оренбурга был утвержден порядок формирования перечня муниципального имущества. Срок, определенный на его формирование, составил 3 месяца. И еще… Введение аукциона на продажу права аренды объектов муниципального имущества: что это, если не абсурд? Победителю торгов предлагается договор купли-продажи права приобретения, где цена приобретения устанавливается в административном порядке, а через 45 дней после проведения аукциона победителю предлагается заключить сам договор аренды. При этом информации о подобных аукционах на сайтах государственных и муниципальных закупок вообще нет.

На основе всех этих данных Александр Чебачев подводит совсем нелицеприятный итог: «В областном центре с большой неохотой расстаются с муниципальной собственностью. А начавшая свою работу Комиссия по отчуждению муниципального имущества, по мнению независимых экспертов, – очередной административный барьер для предпринимателей! А сами арендаторы говорят о вялотекущей приватизации».

Бурная реакция, последовавшая со стороны представителей муниципалитетов на столь обличительную речь, могла бы превратить заседание в настоящую дуэль. Но спасло вмешательство Александра Куниловского: «Противоречия между представителями бизнеса и властью будут всегда. Этого не избежать даже в самом демократическом обществе. Но нужно находить компромиссы. Перед нами сейчас стоят 2 задачи: повышение поступлений в муниципальные бюджеты и обеспечение условий для развития субъектов МСП. И эти задачи не должны быть взаимоисключающими!» К этим словам присоединился и Юрий Калюжный, добавив: «Мы все неустанно говорим о поддержке МСП. Но нормы рассматриваемого нами сегодня закона требуют обязательного условия, о котором мы сегодня как-то позабыли: своевременное внесение арендной платы предпринимателями, претендующими на приобретение арендуемого имущества. На деле складывается ситуация, что 50% арендаторов несвоевременно вносят плату, а 25% не выплачивают совсем. Несомненно, исполнять закон нужно оперативно. Но это должно быть и разумное, и эффективное исполнение, а не бездумная раздача государственной и муниципальной собственности».
На этих словах прения по первому вопросу закончились, и члены совета перешли к рассмотрению второго

Сказ о том, как малый бизнес в государственных заказах участвует

Одной из мер государственной поддержки субъектов МСП является участие последних в государственном заказе, о чем и говорится в незабвенном 94-ФЗ. С 2007 года предусмотрена обязанность государственных (муниципальных) заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации. Это говорит о том, что фактически каждый пятый бюджетный рубль должен размещаться среди субъектов МСП. При этом заказчиком при проведении торгов в извещении должна содержаться информация о том, что участниками таких торгов могут являться только субъекты малого предпринимательства. О проблемах исполнения этой нормы в Оренбуржье и говорили члены совета во второй части заседания.

По статистике в Оренбургской области в 2008 году было проведено порядка 5000 выборов поставщиков услуг для государственных учреждений на общую сумму 7,3 млрд рублей. За семь месяцев 2009 года было проведено более 2000 тендеров на сумму более 4,2 млрд рублей. Отделом закупок Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области был проведен мониторинг государственных контрактов, поступающих для внесения в реестр. Он показал, что в августе этого года из 278 государственных контрактов 240 были заключены с МП. И все же и при таком передовом показателе существует явная проблема. Ее озвучил на заседании совета начальник управления госзакупок Мин-экономики Арслан Исбасаров: «Наши госзаказчики пока не перешли при объявлении торгов к упоминанию этой квоты для МП. Это ведет к тому, что 80% участников в госзаказе не указывают принадлежности предприятия к МБ. А это, в свою очередь, приводит к скудным цифрам официальной статистики - с января по июнь 2009 года только 70 случаев заключения государственных контрактов с МСП». Но эта проблема решаема. Недавно были внесены корректировки в форму заявки на участие в торгах. Еще одной проблемой, куда более серьезной, обозначенной Арсланом Исбасаровым, является явное противоречие между данной нормой 94-ФЗ и бюджетным посланием Президента РФ на 2010-2012 годы. В нем четко выделены 7 направлений повышения эффективности бюджетных средств, одним из которых является консолидация государственных заказов. К чему это может привести, догадаться несложно: при объединении потребностей государственных заказчиков и, соответственно, приличной экономии на объемах, произойдет «вымывание» большей части МП из числа поставщиков услуг. И эту проблему нужно решать на государственном уровне. А вот одной проблемой в регионе стало меньше. Наконец-то решен вопрос об автоматизации государственных закупок. Запуск программного обеспечения по проведению электронных торгов выведет Оренбургскую область в число передовиков среди субъектов РФ. Остается верить, что это действительно повысит прозрачность государственных и муниципальных закупок и увеличит возможность участия в них МБ.

Выступление президента ТПП Оренбургской области Виктора Сытежева строилось вокруг другой, не менее значимой проблемы системы госзакупок – сговора госзаказчиков и представителей бизнеса. «Многолетняя практика наблюдения ТПП за процедурой проведения госзакупок показала, что нарушения происходят на всех этапах организации и проведения торгов». Виктор Андреевич отметил основные виды этих нарушений. Во-первых, это формирование технического задания и определение максимальной цены контракта. Бывает и так, что техническое задание вообще изначально формируется под конкретного уже заведомо известного заказчика. Зачастую и цена, заявленная в техническом задании, не соответствует реальной действительности. «Скажем, проведение строительных торгов, - приводит пример Виктор Сытежев. - Здесь изначально цена уже имеет установленную экспертизой планку, и вдруг оказывается, при объявлении тендера заявленная максимальная цена на 50% ниже. И что мы получаем в итоге? Более низкое качество выполненных услуг, поставленных товаров. И действительно ли можно говорить об экономии бюджетных средств, если происходит недобросовестное исполнение заказа?!» По мнению президента ТПП Оренбургской области, решение есть – рекомендовать госзаказчикам обязательным пунктом ввести в госконтракт независимую экспертизу. Это и деньги бюджетные сэкономит, и качество поставок повысит. Еще одним нарушением являются сроки объявления торгов. «Торги по серьезным делам у нас начинаются в июне, - говорит Виктор Андреевич. – Абсурд! А часто бывает и так, что конкурс только объявлен, а половина работ уже сделана. И предпринимательское сообщество вынуждено в этом участвовать. Хотя многие моменты можно решить и на региональном уровне».

Закончил выступления докладчиков руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области Владимир Окшин, рассказавший собравшимся о прямых нарушениях при проведении госзакупок. «В 2008 году в ФАС поступила 231 жалоба на государственных заказчиков, организации, специализирующиеся на проведении торгов, конкурсные или котировочные комиссии. Из них 37 жалоб - на нарушения при проведении федеральных торгов, 102 – региональных и 92 муниципальных. За первое полугодие 198 жалоб: 79 – на федералов, 77 – региональные власти и 42 – муниципальные. Таким образом, в динамике мы видим почти 100% рост показателей. При этом обоснованными мы признали в 2008 году 86 жалоб, за первое полугодие 2009 года – 70 жалоб». Глава УФАС по Оренбургской области также отметил, что при нарушениях штрафуются не ведомства, а конкретные должностные лица. И если в 2007 году штрафов было наложено в совокупности на 70 тысяч рублей, то 2008-м размер штрафов вырос и общая их сумма составила более чем 400 тысяч рублей, а за 6 месяцев 2009-го – уже порядка 1,5 млн рублей. Владимир Окшин выделил и наиболее частых нарушителей среди муниципальных образований. Ими оказались города Оренбург, Орск, Новотроицк, а также Оренбургский и Кувандыкский районы.

Итогом обсуждений вопроса о государственных и муниципальных закупках стали предложения докладчиков и членов совета:

- необходимо обеспечить профессиональный подход к разработке документации и проведению торгов;

- важно ускорить автоматизацию размещения информации о госзаказах;

- необходимо активизировать работу контрольных органов за организацией торгов на региональном, муниципальном уровнях;

- в связи с постоянными изменениями в Федеральном законе №94-ФЗ нужно периодически проводить совещания по проблематике реализации закона.

После почти трехчасовой работы совета участники заседания выходили, как говорится, уставшие, но довольные, а главное - верящие в свои силы в изменении обсуждаемых проблем. Будем и мы с вами, уважаемый предприниматель, верить, что не зря собрались лучшие представители оренбургского бизнеса и власти, что смогут они повернуть корабль в нужное русло. А еще, что второй совет предпринимателей при губернаторе Оренбургской области в его новом составе будет более эффективным и долговечным, чем первый.

 

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий