Оренбургские мастера уюта

Немногие знают, что в Оренбурге производится широкое наименование промтоваров, в том числе и качественная мебель самых различных направлений. Офисная, мягкая мебель, шкафы-купе и кухни – все это производится здесь, часто по вашим индивидуальным размерам и требованиям. Однако мебельная отрасль, расцветшая пышным цветом в последние годы, сегодня заметно поредела: кризис оставляет на рынке самых сильных игроков.

Размер имеет значение
Если открыть справочник оренбургских фирм в разделе «Мебель - производство», то можно обнаружить больше 60 организаций. Однако подавляющее большинство из них – мелкие и очень мелкие, занимающиеся в основном ремонтом, а не производством. Из тех же, кто поставляет на рынок заметные объемы продукции, для нашего обзора мы выбрали ряд фирм, проявивших наибольшую активность за последний год. Так вот, по мебельной отрасли кризис ударил не меньше, чем по строительной! Многие предприятия отказались отвечать на наши вопросы в связи с крайне неблагоприятной ситуацией, связанной с низкой реализацией продукции. Сокращение реализации в среднем на каждом предприятии составило порядка 40-50%. Основная причина падения продаж – отсутствие платежеспособного спроса. В этом смысле средние и крупные предприятия пострадали меньше, чем совсем мелкие. Ведь у первых спрос просто снизился, а у последних - почти исчез. Среди тех, кто достаточно прочно закрепился на «кризисном» рынке, мы можем выделить лишь трех производителей мебели: «Декарт», «Фаренгейт» и Оренбургский мебельный комбинат №1.

История в лицах
Мебельная отрасль в Оренбурге имеет очень давнюю историю. В советский период по всей стране насаждались крупные фабрики и заводы по производству промышленных товаров, мебель – не исключение. Оренбургский мебельный комбинат №1 - одно из старейших предприятий - был основан еще в 1958 г. и занимался преимущественно обслуживанием госучреждений. О конкуренции в ту пору не было и речи, поэтому мебель, выпускаемая в СССР, отличалась однотипностью и производила впечатление, которое можно описать словами «неладно скроен, но крепко сшит». Несмотря на это, на продукцию мебельных предприятий существовал стабильный спрос, просто потому, что альтернативы не было никакой.

В перестроечный период, с начала 90-х годов, появился рынок и появились конкуренты, в первую очередь, из-за рубежа, а вместе с ними и российские предприятия, начавшие осваивать этот сегмент. Конечно, на фоне импортной мебели, советские доперестроечные аналоги казались лишь пародией на предметы интерьера, поэтому новые предприятия просто обязаны были производить современные виды мебели. От гигантских фабрик отрасль постепенно перешла к средним и малым предприятиям, поскольку последние имеют ряд преимуществ.

Уступая гигантам в объемах производства, небольшие мебельные фабрики имеют одно важное преимущество. Они могут более гибко откликаться на запросы рынка и оперативно выпускать новые модели. Характерная особенность любого малого предприятия, занимающегося производством мебели, – работа под заказ. Небольшая компания не может позволить себе роскошь надолго замораживать средства в складских запасах. Тем более что оборот средств в мебельной отрасли довольно долог: от закупки сырья до возврата денег из розницы проходит не меньше двух месяцев.

Малый, но не мелкий
Многие ныне процветающие мебельные предприятия прошли путь от чисто торговых организаций до промышленных производств. Такой подход позволяет изучить предпочтения потребителей и наладить выпуск наиболее востребованных наименований на данной территории. Именно так поступила, например, широко известная в Оренбургской области фирма  «Фаренгейт». Эта фирма еще в далеком 1992 г. приступила к торговле мебелью в Оренбурге. Затея удалась, объемы и номенклатура расширялась, появился стабильный спрос на недорогую типовую мебель. Как показывают расчеты, именно такую мебель выгодно не привозить из соседних регионов (или даже из-за рубежа), а производить на месте, закупая лишь комплектующие. Тогда и было принято решение постепенно наряду с торговым сегментом развивать и собственное производство. «Фаренгейт» начал перерастать из торговца в производителя. Сегодня, по прошествии 17 лет, предприятие обладает не только крупнейшими торговыми площадями, но и ежемесячно реализует крупные объемы мебели собственного производства.

С начала 2004 г. на общей волне экономического подъема многие отрасли «поднялись с колен», мебельщики также расцвели пышным цветом. Появилось много кустарных производств, в особенности по производству мягкой мебели, которое проще всего организовать (ведь большинство операций совершаются вручную). Штат такой фирмы может насчитывать 2-3 человека, а из «производственных мощностей» в наличии 1 станок, чего вполне достаточно для производства конкурентоспособной мебели при условии использования качественных материалов и умелых рабочих рук.

Однако подобным предприятиям по плечу только сравнительно мелкие заказы, поэтому широкая клиентская база (и соответственно высокий доход) у них вряд ли появится. Для этого нужно расшириться и стать производством, а не мастерской. Малым мебельным производством, например, занимается фирма «Декарт». Предприятие на рынке еще только 2 года, но уже готово составить конкуренцию старожилам, причем самая существенная борьба разгорается по нескольким товарным группам, о которых ниже.

Скелет в шкафу
Повышенным спросом в Оренбурге пользуются шкафы-купе, гардеробные комнаты, кухни, а также офисная мебель. Для малых мебельных предприятий, которых в России (и в Оренбуржье) большинство, наиболее выгодно и перспективно производить встроенную мебель, прежде всего кухонную. Недорогая кухня, сделанная в России, наполовину дешевле своего импортного аналога, а качество при этом не хуже. В результате не менее 70% кухонной мебели, представленной на рынке, производится отечественными компаниями.

Производство корпусной мебели в Оренбурге очень распространено, но есть в этой сфере свои лидеры. «Декарт», к примеру, специализируется в выпуске кухонь и шкафов-купе, кроме того, занимается производством офисной мебели. Предприятие занимает неплохую долю рынка, но все равно значительно отстает от лидера - фирмы «Фаренгейт», которая более чем в два раза по объему реализации обгоняет своего ближайшего конкурента.

Перечисленные товарные позиции пользуются наибольшей популярностью на рынке сегодня, но в Оренбурге производятся не только они. Мебельный комбинат №1, к примеру, 2 года назад закупил новое оборудование и приступил к выпуску современных изделий, причем номенклатура производства насчитывает более 50 позиций – от матрацев до горок. Однако есть направление, в котором предприятие специализируется и является несомненным лидером – это производство кроватей.

Кто за лесом,  кто за дровами
Для изготовления мебели чаще всего используется древесно-стружечная плита или ДСП, часто ламинированная. Закупка материалов ведется каждым предприятием у своих поставщиков, чаще всего за пределами региона – в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе. В Оренбурге своих производств ДСП нет, поэтому выгоднее приобретать плиту у производителей, чем на месте у перекупщиков.

Именно так поступают, например, «Декарт» и «Фаренгейт». Однако у последнего в силу более высоких производственных возможностей есть серьезное конкурентное преимущество: закупки ведутся большими партиями, что позволяет существенно экономить на цене, что в дальнейшем отражается на стоимости конечного продукта.

Зацененный рынок
По признанию Валерия Прокофьева, директора ООО «Декарт», предпочтения потребителей формируются, в первую очередь, исходя из цены. Поскольку на первый взгляд неподготовленному человеку оценить качество такого товара, как мебель, чаще всего сложно. Соответствие или несоответствие заявленному качеству выясняется уже в процессе эксплуатации. Поэтому потребитель при прочих равных условиях предпочтет ту мебель, которая дешевле.

Такая черта потребительского поведения как раз выгодна одному из ведущих игроков рынка, о котором уже упоминалось, – «Фаренгейту». Фирмой проводится гибкая ценовая политика, предоставление скидок и отсрочек платежа. Предприятие вполне может себе это позволитьввиду разветвленной системы поставок и долгосрочной положительной репутации на рынке, а также узнаваемости бренда.

Производство – свое, техника – импортная
По признанию генерального директора ООО «Оренбургский мебельный комбинат №1» Александра Шкурина, для производства конкурентоспособной мебели необходимо, в первую очередь, современное импортное оборудование. Техника, используемая оренбургскими мебельщиками, чаще всего прибывает к нам из Австрии и Италии. Оборудование дорогое, но без него не будет качественной мебели. К тому же более высокая автоматизация производства просто необходима для принятия крупных заказов, поступающих, например, от государственных учреждений.

Государство – это не просто потребитель, он крупный и постоянный. Ведущие предприятия отрасли регулярно выполняют государственные заказы на обустройство различных объектов властных структур, культурной и социальной сфер. «Декарт», например, занимается производством мебели для детских садов. «Фаренгейт» уже успел «обставить» областную администрацию, администрации Северного и Южного округов, Драматический театр им. Горького, СК «Оренбуржье», а также специализированной мебелью гимназию №4 в пос. Ростоши и многие другие объекты. Виктория Попова, директор фирмы «Фаренгейт», поясняет, что предприятие активно участвует в тендерах на выполнение госзаказов и часто в них побеждает, поэтому по городу практически не осталось госучреждений, где бы не стояла мебель от «Фаренгейта».

Такое широкое сотрудничество с государством, однако, не всем по плечу. Например, в «Декарте» на выполнение крупных заказов не хватает оборотных средств: «Оплата госзаказов чаще всего совершается после завершения всех работ, а если их выполнение требует значительного времени, то такая форма оплаты нам невыгодна», - рассуждает директор.

Нарисуем – будем жить
Одно из перспективных направлений мебельной индустрии – составление и реализация дизайнерских проектов «под ключ». Действительно, если есть собственное производство и возможность обустроить любое помещение по индивидуальному принципу, то потребитель всегда предпочтет персонифицировать свое жилище (или ресторан, например), чем просто купить стандартную мебель.

Интеграция дизайна и производства мебели широко распространена в крупных городах. Тенденция не оставила в стороне и Оренбург: 2 года назад у нас появился подобный проект – Дизайн-студия «Фаренгейт». Новое подразделение компании занимается полным циклом обустройства жилых и коммерческих помещений: от создания проекта до сборки всей мебели на объекте. Клиентами дизайн-студии уже стали многие организации, кафе, рестораны, гостиницы, а также частные лица. Можно предположить, спрос на такого рода услуги будет только расти.

Кадровый кризис
Как и во многих других отраслях промышленности, в мебельном производстве ощущается острый дефицит кадров. Не хватает технологов и квалифицированного технического персонала. Как поведал нам Александр Шкурин, часто обучение работников происходит прямо на рабочем месте и носит эпизодический характер. Дело в том, что специалистов с нужным образованием в Оренбурге просто не готовят.

Для тех же, кто уже набрал команду профессионалов, кадры – ценнейший ресурс, которым они никогда не станут разбрасываться, даже ввиду глобального экономического кризиса. Например, штат сотрудников «Декарта» не поредел ни на одну рабочую единицу в период кризисных сокращений. А «Фаренгейт» даже принял на работу новых сотрудников - квалифицированных специалистов, освободившихся после закрытия их предприятий, поскольку, как ни крути, кадры решают все.

Вывод
Больше половины производства мебели в России приходится на малые и средние предприятия, а в Оренбурге эта цифра составляет 90%. Число игроков на мебельном рынке серьезно сократилось по  причине кризиса, в итоге средние производства с численностью персонала 20-40 человек вытесняют мелких. Крупные производства вынуждены сокращать штат, чтобы не работать на склад. Фактором стабильности для мебельных предприятий Оренбурга выступают разветвленная сеть поставок, доверие потребителей и долгосрочная положительная репутация фирмы, а также гибкая ценовая политика. Наше исследование показало, что всем этим требованиям из рассмотренных нами фирм в наибольшей степени удовлетворяет «Фаренгейт». Несомненно, ему можно присвоить звание «Лидер рынка». Неслучайно предприятие неоднократно побеждало и продолжает побеждать в областном конкурсе «Лидер экономики». Предприятие прочно закрепилось в своем сегменте и имеет серьезные перспективы для укрепления позиций.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий