Умнее чем кризис

Кризис – явление со всех сторон противоречивое и воспринимается населением по-разному. Для кого-то трудные времена – просто повод напиться, а для кого-то, как оказалось, – учиться. На самом деле, кризис вовсе не обязательно несет с собой только стагнацию и разрушение. Новые условия – время осуществления нового витка развития. Многие крупные и уважаемые сегодня компании поднялись именно в таких условиях, заняв пустующие рыночные ниши (например, кондитерская фабрика «Коркунов»). Путь к развитию лежит сегодня через обучение. Посмотрим же, что сегодня происходит на рынке бизнес-образования, и подтвердится ли наша теория о кризисе, как поводе построить свой бизнес.
 

 
Учиться никогда не поздно
 
Как показало наше исследование, спрос на рынке образовательных услуг Оренбурга с наступлением кризиса не уменьшился, хотя и не очень-то возрос. Но некоторые эксперты прогнозируют его увеличение в ближайшем будущем по отдельным направлениям обучения. «Кризис наступил в период бурного роста рынка образования в Оренбургской области. Сейчас спрос не сокращается и интерес устойчив. Значит, кризис не разочаровал людей в образовании, и после оживления экономики рынок образовательных услуг продолжит расти. Хотя различные сегменты рынка данных услуг и даже различные программы имеют разную востребованность», - прокомментировала ситуацию Татьяна Перко, замдиректора филиала по обучению ДО «Оренбургский» ООО «Компания «БрокерКредитСервис» (о том, какие именно сегменты рынка образовательных услуг будут наиболее востребованы, мы поговорим чуть позже). Аналогичного мнения о поведении рынка придерживается и директор ООО «Центр обучения «Деловая инициатива» Оксана Мокроносова: «Для руководителей компаний не секрет, что если они остановились в развитии, то они не стоят, а отступают назад. Поэтому спрос на бизнес-обучение есть и он будет всегда! Экономить на обучении – то же самое, что экономить на здоровье… Что же касается экономического кризиса, то это лучшее время для оценки активов, перестройки бизнес-процессов с целью повышения эффективности работы компании. В этот период некоторые работают по инерции и «пережидают трудные времена», а другая часть руководителей компаний использует это время, как возможность развиваться и завоевывать рынок».

Рынок образовательных услуг в Оренбурге еще совсем молод. «В настоящее время практически не осталось компаний, сотрудники которых не знают, что такое семинар или тренинг. Хотя пять лет назад, когда мы пришли на рынок бизнес-образования, тренингов/семинаров было мало и ориентированы они были на психологический аспект», - рассказывает Оксана Мокроносова. Сегодня же, по ее словам, на этом рынке очень много игроков, но очень мало из них являются действительно профессионалами.

Культпросвет

Кто же чаще всего посещает образовательные курсы и с какой целью? Во-первых, следует отметить, что образовательные центры предоставляют услуги двум основным категориям обучающихся: это индивидуальные и корпоративные клиенты. Очевидно, что представители этих двух групп преследуют разные цели: первые – личное саморазвитие, вторые – развитие корпоративное, первые садятся за парту потому, что они так хотят, а вторые – потому что надо.

Сегодня к профессиональной подготовке руководителей предъявляются высокие требования. «Клиентами образовательных центров становятся компании, руководители которых не на словах, а на деле занимаются развитием бизнеса, понимая, что без постоянного получения информации быстро «теряет форму» не только руководитель, но и сотрудники», - считает Оксана Мокроносова. То есть  для компаний повышение квалификации сотрудников сродни обновлению основных фондов, рассматривается как процедура, необходимая для развития бизнеса и победы в конкурентной борьбе.

Что касается физических лиц, то здесь контингент, конечно, гораздо более пестрый: от любопытных студентов до активных пенсионеров. «Американские психологи любят оперировать понятием «синдром топ-пенсионера». Речь о человеке, который, привыкнув выкладываться на работе, неожиданно оказывается не у дел и пытается хоть чем-то себя занять», - рассказывает Татьяна Перко. Хотя услугами образовательных центров пользуются не только еще или уже безработные граждане, но и занятые на основном рабочем месте. Основной целью работающих граждан является дополнительное извлечение дохода, который они могут получить, обладая знаниями о фондовом рынке, например. Помимо этого, немаловажным фактором, способствующим пополнению армии слушателей образовательных курсов, является наличие избытка свободного времени у потенциальных студентов. За парту садятся в том числе и те, кто раньше об этот вовсе не задумывался, пока ситуация на рынке труда не изменилась: «Посещение наших курсов - довольно частое решение для тех, кто остался в кризис без работы. Желающих учиться даже больше, чем в «спокойные» времена», - комментирует Татьяна Перко.
 

Рынок бизнес-образования в России: текущее состояние и перспективы

В августе 2008 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило очередное исследование рынка бизнес-образования в России.

Экспертные оценки объема рынка по итогам 2007 г. колеблются в диапазоне от 1 до 1,5 млрд долларов. Столь значительный разброс в оценках вызван, в первую очередь, закрытостью тренинговых компаний, не желающих озвучивать свои подлинные обороты.

Что касается территориального распределения оборота компаний, предоставляющих услуги бизнес-образования, то от 50% до 70% приходится на Москву, около 15% – на Санкт-Петербург и 15-20% – на другие города. Вместе с тем, региональный рынок бизнес-тренингов растет намного более высокими темпами, чем столичный.

Не столяры мы и не плотники

Какие направления обучения в основном предлагаются деловыми центрами? Самые популярные остаются неизменными - экономическое, финансовое, юридическое и т. п. В сфере экономики наращивают популярность курсы, посвященные фондовому рынку, операциям с ценными бумагами, поскольку клиенты бизнес-школ рассматривают эти направления как потенциально прибыльный вид деятельности, не требующий практически никаких финансовых вложений.

Таким образом профиль бизнес-школ – отрасли знаний, связанные с движением денежных, кредитных и финансовых ресурсов, что, по сути, представляет собой поле деятельности экономиста. Однако, как замечает Татьяна Перко, в настоящее время на рынке труда наблюдается переизбыток специалистов данного профиля. Это вызвано, конечно, не столько активностью бизнес-школ, сколько мощными социальными тенденциями, существовавшими в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда образование в сфере экономики и юриспруденции считалось более предпочтительным, чем техническое.

Тем не менее по прошествии времени мы имеем существенный перекос предложения на рынке труда в сторону гуманитарных профессий, а спроса – в сторону технических. «По статистике наблюдается 25-30-процентное сокращение количества поступивших на программы МВА в России. Сократился спрос и со стороны корпораций, и со стороны частников. Возникшую проблему бизнес-школы решают по-разному. Одни расширяют продуктовую линейку, увеличивая количество специализаций. Другие вводят укороченные программы», - оценивает ситуацию Татьяна Перко.

Кроме того, по замечаниям другого нашего эксперта Оксаны Мокроносовой, в области бизнес-образования настало время переоценки стандартов. Привычная система обучения, которая ранее воспринималась как норма (часто обучение сводилось к полезному развлечению), теперь становится избыточной и неэффективной. На сегодняшний день краткосрочных разовых тренингов недостаточно, необходимо формирование более долгосрочных программ и внедрение образовательных проектов, включающих многократные семинары и тренинги в течение длительного периода времени.

Что почем и зачем

Информацию о стоимости курсов обучения деловые центры, как правило, не предоставляют, но можно предположить, что комплексное обучение каждого специалиста обойдется компании в сумму, исчисляемую десятками тысяч рублей.

Ценообразование на рынке краткосрочного бизнес-обучения в России базируется на нескольких факторах: происхождение тренера, тематика курса, тип клиентов, уровень платежеспособности в конкретном регионе, уровень в организационной иерархии участников, место проведения тренинга, форма организации тренинговой компании и не в последнюю очередь, умение вести переговоры по поводу цены.

В оренбургских центрах обучения стоимость также определяется несколькими факторами. По мнению Оксаны Мокроносовой, в этот перечень входят следующие пункты: предварительное изучение бизнес-процессов заказчика, его кадровых потребностей, уровня подготовки обучаемого персонала, оценка эффективности от проведенного тренинга, а также условия, созданные во время работы.
 
Популярные сферы бизнес-образования (%)

· Финансы, бухучет, аудит – 16,39;
· маркетинг – 13,66;
· логистика — 8,74;
· управление людскими ресурсами — 8,47;
· сервис (гостиничный, ресторанный, туристический) — 7,92;
· электронная коммерция — 7,1;
· международный менеджмент, ВЭД — 6,01;
· общий менеджмент — 6,01;
· стратегический менеджмент — 5,46;
· менеджмент информационных технологий — 4,64;
· экономика — 4,64;
· торговля (коммерция) —3,28;
· другое — 7,65.

По некоторым оценкам, средняя стоимость базовых, типичных тренингов по продажам, качественному обслуживанию, сервису, деловому общению и т.д. снижается. В первую очередь, это связано с тем, что тренеры, которые работают на себя (и компании, состоящие из одного-двух тренеров), очень сильно демпингуют и тем самым понижают уровень цен на рынке. А именно они проводят значительную часть типовых тренингов.Крупные же компании работают с крупными заказчиками, для которых повышение цен на обучение сотрудников не является значительным фактором, т.к. плата тренинговым компаниям – это очень малая доля в структуре их расходов. Впрочем, в настоящий момент многие компании вводят практику объявления тендеров на корпоративное обучение.

ктивная региональная экспансия тренинговых компаний на сегодняшний день является одной из основных тенденций тренингового рынка. По структуре проводимых тренингов региональная ситуация напоминает столичную 2-3 года назад: лидирует обучение продажам, за ним по популярности следуют тренинги менеджерских навыков, тренинги по командообразованию и специализированные курсы. При этом структура спроса становится все более сложной: расширяется продуктовая линейка, к обучению привлекаются новые группы персонала. Обучение менеджеров среднего звена и руководителей отделов – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений бизнес-тренингов.

Ученье – свет?

Сегодня некоторые специалисты от образования заговорили о так называемом «проклятии компетенции». Это относительно новое явление, проявившееся в последние годы, которое заключается в том, что современные программы бизнес-обучения фактически взращивают шаблонных специалистов, не способных решать нестандартные задачи и действовать в форс-мажоре.

Примером тому служит распространенный бизнес-курс МВА. Не секрет, что корочка об окончании МВА в современном мире стала своеобразным пропуском в ведущие компании. Специалисты с этим дипломом могут претендовать на лучшие должности, лучшие зарплаты и большее количество льгот. И это в какой-то степени закономерно: полученное образование (по крайней мере в знаменитых американских школах бизнеса) гарантирует, что выпускник обладает солидным багажом знаний. А в наш век информации кто владеет знанием, тот владеет миром.

Специалисты, получившие лучшее образование, обладающие большим опытом работы и много лет успешно продвигающиеся по карьерной лестнице, в какой-то момент начинают сами верить в свою непогрешимость. И в этот момент они как никогда уязвимы. Яркий пример: согласно западной статистике, пожарные десантники чаще всего погибают или получают увечья на десятый год работы. Именно тогда они начинают думать, что видели все.

Также и современные управленцы. Через несколько лет успешной работы они с легкостью решают задачи, с которыми сталкиваются постоянно, но при этом становятся менее восприимчивыми к новой информации. И когда происходит непредвиденное, они просто теряются: на бизнес-курсах подобные ситуации не рассматривались, а принимать рискованные решения в условиях неопределенности они уже давно разучились, всегда действуя по проверенному шаблону.
 
Программа-бренд

МВА - бесспорно, “раскрученный” бренд  или даже культовый символ мирового рынка образования. В западной предпринимательской среде данная аббревиатура символизирует “головокружительный карьерный рост и умопомрачительный успех” (так описывается эта программа на сайте одной из западных бизнес-школ). Оттуда же: “Безработный выпускник МВА - это нонсенс. Выпускник MBA, прозябающий на плохой, низкооплачиваемой должности, - еще больший нонсенс”. На Западе распространена легенда о том, что выпускник хорошей бизнес-школы уже на своей первой (после получения диплома МВА) работе получает не менее 100 тыс. долларов в год.

Заметим, как и в случае с любым другим брендом, связанные с MBA ассоциации далеко не всегда соответствуют действительности. Бесспорно одно: данная программа во всем мире считается высшей ступенью бизнес-образования, открывающей возможности для развития карьеры. По сути, МВА - магистратура для людей, ранее получивших высшее образование и ставших менеджерами, минимум, среднего звена. Эта программа дает дополнительное образование, знания и навыки в области менеджмента, финансов и маркетинга. На ее занятиях учат грамотно принимать управленческие решения и выстраивать стратегию бизнеса. У MBA есть еще одна особенность, которая, собственно, и отличает ее от других программ бизнес-образования, - метод case study, то есть детальный разбор реальных ситуаций, в которых оказывались разные компании.

Кризис в образовании или… из-за образования?

В феврале в Москве прошла конференция «Экономическое и бизнес-образование в России: проверка практикой», участники которой отметили, что данные направления образования не соответствуют требованиям времени. При этом в ближайшие годы эксперты прогнозируют изменение содержания образовательных программ. Изменение экономической ситуации требует от системы образования коррекции существующих программ обучения с учетом текущих обстоятельств. Однако в реальности любая система образования достаточно инертна, и процессы формирования программ обучения практически идут с задержкой. С другой стороны, экономические кризисы не новы, и известны классические методы подготовки управленцев в таких ситуациях. Сейчас процесс подготовки и переподготовки кадров становится значительно более динамичным.

Особенностью российской школы экономического образования является стремление научить студентов понимать сущность экономических процессов и их последствия, и лишь затем - пользоваться неким инструментарием, в то время как в западных школах именно инструментарию уделяют слишком много внимания. Экономическое образование, по мнению некоторых экспертов, сродни прецедентному праву. Именно ошибочное применение ограниченного количества экономических моделей привело к всеобщему краху финансовой системы. При использовании только эконометрических моделей для анализа и оценки перспектив развития финансового рынка, что является характерной чертой западных экономических школ, эти прогнозы становятся похожими на метеопрогнозы. Причем прогнозисты иногда забывают смотреть в окно.

Рассматривая тенденции экономического образования в перспективе 2009-2015 гг., эксперты считают вероятным возврат интереса к антикризисному управлению. Скорее всего, перечень специальностей и их названия не изменятся, но может измениться содержание образовательных программ по этим специальностям. Это сопряжено, во-первых, с новыми требованиями времени, а во-вторых, в связи с приобретением вузами некоторой академической свободы с принятием новых образовательных стандартов.
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий