Первый вице-губернатор – первый заместитель председателя Правительства Оренбургской области Сергей Грачев: «Предупрежден, значит, вооружен»

Первый зампредседателя Правительства Оренбургской области поделился своим видением ситуации, сложившейся вокруг социальной ответственности бизнеса в период кризисных явлений в местной экономике.

- В чем, на Ваш взгляд, заключается социальная ответственность бизнеса? Можно ли вообще говорить о социальной ответственности в сложившейся кризисной ситуации?

- Социальная ответственность бизнеса - это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения перед теми, на кого эти решения прямо или косвенно влияют. В первую очередь, должны быть защищены социально сами работники и малых, и крупных предприятий. Для руководителя малого предприятия важно защитить свой коллектив, т.к. он обеспечивает его прибылью. А для крупного промышленника важно не только найти точки соприкосновения с работниками, но и так вести свой бизнес, чтобы находить возможность поддерживать областные и муниципальные социальные программы.

Свою ответственность мы видим в достижении устойчивого развития компаний, создании условий, которые отвечают экономическим интересам бизнеса, способствуют безопасности и благополучию работников, достижению социального мира и сохранению окружающей среды. И я считаю, что в сложившейся  ситуации СОБ приобретает еще большую значимость для достижения стабильности в экономике.

- Какой политики придерживаются компании в период кризиса? Как предприятия работают на смягчение кризиса? Проводят ли антикризисные мероприятия? Если да, то какие?

- Кризисные явления в экономике отражаются на работе большинства предприятий области. Замедление темпов роста произошло практически по всем видам деятельности. Основная причина - снижение цен на нефть, цветные и черные металлы, отказ от заказов на продукцию, задержки платежей за уже отгруженную продукцию, недостаток собственных оборотных средств, повышение процентных ставок по кредитам, жесткие требования банков на получение кредитов.

Для минимизации последствий мирового финансового кризиса правительством разработана антикризисная программа (подробнее о ней можно узнать на портале органов госвласти в Интернете – прим. ред.) Все министерства и ведомства области еженедельно проводят мониторинг состояния реального сектора экономики. Совместно с руководством «проблемных» предприятий ведется работа с заказчиками и покупателями по погашению дебиторской задолженности промышленников.

В рамках антикризисной помощи предприятиям области содействуют в получении кредитов. Ведется работа по содействию в получении заказов промышленными предприятиями области. Например, ОАО «Инвертор» в настоящее время не обеспечен заказами по оборудованию для атомной энергетики. Вопрос требует решения на федеральном уровне. Вопрос о содействии в размещении заказов для нужд атомной энергетики на ОАО «Инвертор» прорабатывается с госкорпорацией по атомной энергии «Росатом». Для загрузки мощностей ОАО «Механический завод» руководство и сотрудники правительства ведут переговоры с Минпромторгом РФ и ФГУП «Рособоронэкспорт» о размещении на предприятии оборонных заказов.

Разработан перечень предприятий на оказание господдержки на федеральном и региональном уровнях.

- Какие приоритеты Вы бы расставили при расходовании средств на нужды трудового коллектива предприятия в период кризиса?

- Чтобы устоять в кризисе, необходимо придерживаться нескольких принципов. Во-первых, учиться бережливости и экономии имеющихся средств. Во-вторых, понимать, что ухудшение экономической обстановки неизбежно, поскольку нынешний кризис носит глубокий характер. В этой связи руководству области, МО совместно с руководителями предприятий надо думать, как создать новые рабочие места и переобучить высвобождающихся людей. Третий принцип - развитие субконтрактации: в условиях кризиса нужно не топить друг друга, а рассчитываться так, чтобы у партнеров имелись деньги хотя бы на выплату зарплаты. В-четвертых, необходимо переходить к ориентации на внутренний рынок, развивать выпуск импортозамещающей продукции.

Некоторые предприятия отказываются от содержания непрофильных объектов социальной инфраструктуры, понимая, что они просто их не потянут, а если будут пытаться поддерживать дальше, то ни к чему хорошему это не приведет – все будет угроблено. Считается возможным введение режима неполного рабочего времени, сокращенной рабочей недели лишь в крайних случаях, - когда на предприятиях складывается критическая ситуация, и они вынуждены идти на сокращение издержек ради сохранения самого предприятия. Многие компании (гиганты, да и малый бизнес) урезают средства на содержание персонала, но основной социальный пакет все же пытаются сохранить для людей. Если же ситуация на предприятии не поддается контролю, то лучше честно предупредить людей о предстоящем сокращении, рассказав, как обратиться в центр занятости населения, а не строить письменных и устных иллюзий. Предупрежден, значит, вооружен! Людей надо информировать и дать понять, что при появлении заказа руководство завода тотчас восстановит сокращенный трудовой коллектив. Неведение хуже всего!

Добросовестный руководитель проследит и за тем, устроился ли человек на другую работу, обратился ли в министерство труда и занятости населения, занимается ли общественными работами, вышел ли на досрочную пенсию. Некоторые работники, простоявшие за станком всю жизнь, морально не могут обратиться на биржу труда, признав как бы собственное поражение, а часто и вовсе  не знают о такой организации.

Но первое, что должен сделать руководитель, так это организовать сам процесс работы в сложившейся сложной ситуации и обеспечить выплату зарплаты. Хотя бы в уменьшенном объеме. Люди должны понимать, что если продукция предприятия востребована на рынке сегодня, то они будут получать зарплату, если не востребована, то, естественно, оплата может понизиться, но  если видна перспектива и эта мера спасет предприятие, то это будет воспринято правильно. Оказание господдержки позволит отчасти стабилизировать ситуацию на предприятиях.

Сложным окажется конец февраля – начало марта, когда окончательно станет ясно, что нас будет ожидать в будущем. К изменениям надо готовиться без истерик, с учетом судьбы конкретного человека.

- На каком уровне предприятия участвуют в социальных программах, декларируемых властями региона? Приостановилось ли данное сотрудничество в рамках кризиса?

- Практически со всеми крупными компаниями, работающими на территории области, правительство заключает соглашения о сотрудничестве, подразумевающие взаимодействие между властью и бизнесом.

По этим соглашениям, оказывая содействие предприятиям, правительство области, в свою очередь, требует от них участия в реализации социальных программ области. Подспудный момент данных соглашений в том, что предприятия должны не только обеспечить своих работников «пакетом», но и взять на себя заботу о таких социальных объектах, как дороги, к примеру, получив при этом определенные льготы со стороны властей.

В области есть много примеров участия крупных промышленных предприятий в областных социальных проектах и, в частности, строительстве важных соцкультобъектов. Особо хотелось бы отметить высокую социальную ответственность таких предприятий, как «ТНК-ВР-Оренбург», ООО «Газпром добыча Оренбург», ОАО «Уральская Сталь», УГМК, ОАО «Оренбургэнерго» и др.

- Сегодня у некоторых отраслей бизнеса появился непреодолимый соблазн работать только в рамках налогового законодательства...

- Тем не менее соглашения продолжают заключать. Предприятия области, несмотря на кризис, стараются не только решать социальные вопросы своих работников, но и выделяют средства на благотворительные цели и участвуют в реализации муниципальных проектов. От реализации глобальных проектов, конечно, сегодня приходится не то что отказываться, но иметь ввиду только те, которые обеспечены тройным финансированием: федерация, область и бизнес.

- Сможет ли крупный бизнес в сегодняшних сложившихся условиях покрывать социальные статьи расходов?

- С каждым годом возрастает количество предприятий, принимающих участие в осуществлении социальных программ. Всего в 2007 году на реализацию социальных проектов предприятиями выделено около 6 млрд рублей, что на 30% больше, чем в 2006 году и в 2,5 раза больше по сравнению с 2005 годом. В настоящее время подводятся итоги социальных отчетов за 2008 год. Ожидаемое участие - более 6,5 млрд рублей. Из общей суммы вложений 65% приходится на областные социальные проекты.

Эти расходы оправдываются для бизнеса за счет социального фактора для членов трудового коллектива и их семей и практических мер решения властями вопросов кредитования, налогообложения и др.

- Существует ли контроль за использованием выделяемых предприятиями средств на соцпроекты? Известны ли вам случаи нецелевого использования?

- В рамках ОСПП уже несколько лет функционирует Фонд социальных программ. Контроль за использованием средств фонда осуществляет Наблюдательный совет. В него входят руководители таких ведущих компаний, как ООО «Газпром добыча Оренбург», ОАО «Уральская Сталь», «ТНК-ВР-Оренбург» и др. По всем средствам предоставляются отчеты, подтвержденные контролирующими организациями. Благодаря этому исключены факты нецелевого использования.
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий