Местный авторынок забуксовал

 Автомобиль на сегодня перестал быть роскошью, а стал предметом обихода. Тем не менее, множество оренбургских потребителей могут позволить себе купить машину только в кредит. Резкое снижение объемов автокредитования повергло потребителей в шок. Запуганный бесконечными сообщениями, а порой и мифами, СМИ о кризисе народ выворачивает карманы  в поисках наличных и спешит в автосалон вложить деньги в покупку машины. Кто не хранит сбережений в чулке в силу их отсутствия, приуныл, отбросив идею получить кредит в банке на покупку «железного коня». Редакция ФЭБа попыталась оценить текущие проблемы автомобильного рынка Оренбуржья и перспективы его дальнейшего развития.

Кредиты выдают не кому попало

4 декабря прошел круглый стол «Перспективы авторитейла, или, Как и на чем будем ездить?», организованный силами ТПП Оренбургской области и делового журнала «Финансово-экономический бюллетень». Обсуждение было посвящено актуальным проблемам регионального авторынка.

Последствия мирового финансового кризиса глубоким эхом докатились и до оренбургских автосалонов. Сегодня местные продавцы машин переживают не лучшие времена: продажи заметно снизились, ряд банков отказывается выдавать кредиты не только покупателям, но и самим автосалонам для приобретения автомобилей. По сравнению с августом в сентябре число таких отказов по выдаче автокредитов увеличилось на 70%. С учетом того, что за последние 7 лет в России количество автомобилей, купленных в кредит, стремительно выросло с 0% примерно до 50%, такое внезапное ужесточение условий предоставления кредита, вероятно, окажет сильное воздействие на рынок. Эти же факторы в будущем повлияют и на объем рынка. По словам Максима Логачева, директора по продажам оренбургского филиала ООО «Автосалон «Реном», почти 50% клиентов в течение последних 2-х месяцев испытывали непреодолимые трудности в получении автокредитов, причем без объяснения причин. Раз в две недели банки преподносят сюрприз в виде изменения ставки по кредитам. Если раньше у кого-то из автосалонов были льготы на получение «клиентского» кредита, то сегодня об этом можно забыть: процентная ставка выросла до 18-19%, в некоторых случаях и до 30%. Получение кредита юридическому лицу стало также затруднительно: банки опасаются, что автосалон просто не вернет деньги.  Недоступность кредитов сузила круг покупателей.

Представители банков не остались в стороне от разговора, пытаясь всем своим видом и экспертными оценками доказать, что они готовы сотрудничать с автосалонами (по крайней мере, присутствовавшие на встрече). По мнению начальника отдела корпоративного бизнеса оренбургского филиала ОАО «АК БАРС БАНК» Алексея Шевченко, автокредитование было и остается одним из важных направлений деятельности банка: ни о каком прекращении выдачи автокредитов речи сегодня не идет. Существенного повышения ставки не было - в настоящее время эффективная процентная ставка составляет 15,9% годовых. Никакого моратория, ежемесячных комиссий или штрафов на досрочное погашение кредита не установлено. В свою очередь, банковским сотрудникам удалось пустить шпильку в адрес автосалонов: мол, те неохотно шли на подписание типовых соглашений, снижающих риски не только для банка, но и автосалона, аргументируя это высокими уровнями продаж, а теперь обивают пороги в поиске кредитов. А те из автосалонов, кто пошел на контакт, несерьезно подходят к делу и не хотят помочь ни себе, ни банку.

Как объяснили банковские специалисты, некоторые филиалы банков действительно не выдавали кредиты половине клиентов, хотя и брали документы для рассмотрения заявки, в силу негласного введения моратория на выдачу автокредитов. Сегодня не все банки выдают автокредиты, это факт, а те, кто выдают, изменили условия кредитования. В частности, одним из обязательных условий кредита стал первоначальный взнос не менее 30% и строгий подход к заемщику (вынужденные отпуска и увольнения на предприятиях вовсе не на руку банкам). Некоторые банки повысили и процентные ставки. Пока самая низкая процентная ставка зафиксирована в Сбербанке, но не все туда спешат в связи с объемным пакетом документов. Сами оренбургские банкиры настаивают, что банки, которые продолжают выдавать кредиты, действительно заинтересованы в сотрудничестве с автосалонами, так  как последние обеспечивают их клиентами. Если клиент надежен, то кредит обеспечен. Плюс некоторые банки могут потребовать, чтобы покупатель оплатил страховку наличными.

Как пояснил представитель филиала «Абсолют Банка» Олег Бобошко, когда машина покидает пределы автосалона, она тотчас теряет от 10% до 30% своей стоимости. Поэтому если банку непосредственно самому придется реализовывать машину в силу определенных обстоятельств, то авто и будет стоить на эти 10-30% дешевле. Тем самым банк застрахует свои риски. «Банки сейчас отказывают в кредитах не от хорошей жизни - в силу необходимости качественного кредитного портфеля. Мы не можем давать количеством, поэтому берем качеством», - подтвердил Олег Бобошко.

По оценкам экономистов оренбургского филиала «Абсолют Банка», чтобы извлекать выгоду из кредита, надо кредитовать под 30-32% в рублях. Для большинства граждан такая процентная ставка нереальна.

Елена Калошина, ведущий специалист развития розничного бизнеса Оренбургского филиала ОАО «АК БАРС БАНК», высказала общее пожелание участникам встречи: развивать отношения по линии «автосалоны - брокеры, страховые компании - банки», т.е. всегда идти на контакт друг с другом и не отвергать предложений по сотрудничеству от участников рынка. Ведь банкам выгодно увеличивать розничные продажи, автосалонам не - терять своих клиентов, брокерским компаниям - держаться на плаву.

Теоретически владельцы автосалонов могут продавать свой товар и в рассрочку. Этот вариант реализации автомобилей рассматривался местными продавцами, но практического применения у нас в городе пока не нашел.

Теперь проще за наличные

У кризиса есть и положительный момент - отмечен рост числа покупок за наличный расчет. Потребитель, напуганный многочисленными и хаотичными сообщениями в СМИ о кризисе, стремится как можно скорее реализовать имеющиеся у него деньги. В такой ситуации руководителям автосалонов необходимо постоянно «держать руку на пульсе» и вовремя реагировать на изменения спроса.

«Уровень продаж машин в кредит упал, зато увеличились покупки за наличные деньги, так что в целом уровень продаж примерно один  и тот же», - сообщает Илья Щепенев, менеджер отдела маркетинга и сбыта салона «ТВС Моторс». Пик продаж пришелся на октябрь, когда население вытаскивало все наличные, что есть в карманах, и вкладывало сбережения в актив в виде покупки машины. Как рассказывают представители авторынка, в октябре были и такие клиенты, которые покупали машину, лишь бы просто что-то купить. «Октябрь был рекордным по продажам автомобилей», - констатирует и директор ООО «Автосалон «Евразия» Андрей Тоняев. Рост продаж автомобиля Skoda по сравнению с октябрем 2007 года составил примерно 20-30%. По его же мнению, резкого спада продаж машин за последнее время не чувствовалось. Спад был, этого никто не скрывает, но в рамках прогнозов.

6-7 млрд долларов в 2008 году будут недополучены в автомобильном секторе

В России сейчас насчитывается 30 млн легковых автомобилей. По итогам 2007 года, доля автомобилей LADA на российском рынке составляла 28,2 %. Около трети российского автопарка – это автомобили различных иностранных марок, среди которых лидируют Toyota, Nissan и Ford. Среди иномарок наибольшим спросом у российских потребителей пользуются бренды Chevrolet, Ford, Hyundai, Toyota, Nissan, Renault и Mitsubishi.

Прогнозы экспертов о дальнейшем огромном росте сегодня, конечно, сомнительны. «До середины 2008 года на долю автокредитов приходилось порядка 50 % от общего объема продаж новых автомобилей», - сообщает заместитель генерального директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. - Сейчас объем выдачи кредитов на покупку автомобилей существенно сокращается. В итоге это может привести к сокращению объема рынка на 25-30 %».

 

Пошлины на ввоз иномарок повысили

Увеличение пошлин на импортируемые иномарки не пугает владельцев оренбургских салонов или они только делают вид? Цена за ввозимый на территорию РФ кузов составит около 5000 евро.

Подписано постановление правительства «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моорных транспортных средств». Согласно документу, повышаются импортные пошлины на легковые и грузовые автомобили, а также меняется с 7 до 5 лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных.

Министр промышленности и торговли Виктор Христенко попросил премьер-министра Владимира Путина ускорить принятие такого решения, так как «этот документ крайне чувствительный для развития отечественной автоотрасли». Ставки пошлин на новые автомобили повысят с 25% до 30% «с соответствующим увеличением» евросоставляющей пошлины. Ставку в евро предлагается увеличить также на 20%, такая же ставка будет действовать и для машин от 3 до 5 лет. Пошлину на них повысят с 25% до 35%.

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», за 9 месяцев текущего года Оренбуржье занимает 23 место среди областей РФ по продажам иномарок официальными дилерами. По мнению местных экспертов, поддержка нашего автопрома никак не скажется на цене и уровне продаж иномарок в Оренбурге. Валерия Фадеева, заместитель директора ООО «Автосалон 2000», уверила участников круглого стола в стабильной ситуации с импортируемой маркой Ford. «Об увеличении цены разговора нет, хотя, к примеру, Toyota объявила о повышении цены на 6% с 8 декабря», - подтвердила она. Возможно, что автомобили марки Ford будут предлагать по фиксированной цене в долларах (с валюты продавцы Ford и начинали). При этом (по нашим данным) российское представительство «Форд» уже уведомило дилеров о росте цен на эту марку начиная с 1 января 2009 года, о чем, не стесняясь, заявляют продавцы в автосалоне.

Автомобили не подешевеют

Ходят слухи, что сегодня наблюдается уменьшение цен на автомобили в связи со снижением объемов продаж. Участники встречи (не дилеры, а простые потребители) этого не ощутили, скорее наоборот, столкнулись с повышением стоимости на некоторые марки. По прогнозам экспертов, в 2009 году произойдет изменение цен на автомобили и, скорее, не в меньшую сторону. Хотя, возможно, ожидается снижение цен на некоторые модели, в частности, на марку Lifan: по словам Ильи Щепенева, менеджера отдела маркетинга и сбыта салона «ТВС Моторс», это связано не с экономическим кризисом, а с налаживанием производства китайских машин в России, что позволяет снизить издержки. По его словам, в 2009 году некоторые модели марки Chery будут полностью собираться в России.

Некоторые местные дилеры на вопрос о цене, по словам редактора телепрограммы «Поехали» Ярослава Денисюка, только разводят руками. На фоне известий о приостановке работы заводов их сегодня больше волнует, когда будут поставки машин. Хотя присутствующие представители автосалонов отрицали проблемы с поставками, в частности, ООО «Автосалон «Реном» и ООО «Автосалон «Евразия» (заводы Renault и Skoda на время приостановили работу). «Если будет повышение цен на марку Renault, то не более 10 тыс. рублей», - уверяет директор по продажам ООО «Автосалон «Реном» Максим Логачев. С его же слов, очередь на Renault Logan сохраняется и по сей день. Похвастались очередью на Ford российской сборки представители ООО «Автосалон 2000».

Слабо представляют себе представители оренбургских автосалонов и перспективы. «Что будет в 2009 году – не скажет сейчас никто», - мнение Екатерины Пикаловой, директора дилерского центра Mitsubishi. Пока дистрибьюторы продлили скидки до 31 декабря. Новогодние скидки на Volvo С класса обещал покупателям и Владимир Ажняков, директор ООО «Промоторс» (официальный дилер Volvo в Оренбурге). Замдиректора ООО «Автосалон 2000» Валерия Фадеева отметила, что ситуация с ценами на популярный Ford Focus, собираемый в России, пока стабильна. Однако, по оценкам экспертов, повышение цен на иномарки однозначно предвидится, и связано это, прежде всего, с повышением государственных таможенных пошлин на ввозимые машины и их компоненты - кузова, агрегаты и пр. и укреплением доллара и евро по отношению к рублю.

“Так, размер пошлины по большинству моделей Mitsubishi рассчитывается по евросоставляющей, ее доля в конечной цене автомобиля – 25-40%”, - говорит гендиректор «Рольф-импорта» (дистрибьютор Mitsubishi) Дмитрий Роткин. С ним согласен член правления «Автомира» Дмитрий Щучко. Рост пошлин на новые иномарки приведет к росту цен на импортные автомобили на 8-10% и даже больше – на автомобили с большим объемом двигателя, считает он. Впрочем, директор московского офиса A. T. Kearney Евгений Богданов уверен, что влияние на цену будет менее значительным. Он подсчитал, что для самого популярного импортного автомобиля – Toyota Corolla (5-е место в продажах по итогам января-октября) с двигателем 1,6 л повышение составит 3,6-4%. Если сейчас автомобиль стоит от 547 000 руб., то с введением новых пошлин может подорожать на 0-800 (20 500-21 900 руб.).

С одной стороны, на рынке наметились предпосылки для снижения цен на иномарки в связи с ростом конкуренции. Конкуренция, в свою очередь, вызвана падением уровня продаж на европейском авторынке, выполнением планов автопроизводителей в целом, а также тем, что у автопроизводителей и автодилеров в настоящий момент существует необходимость распродавать склады для получения оборотных средств.

Все участники встречи констатировали в целом стабильную ценовую ситуацию в Оренбурге и предполагаемое повышение цен в 2009 году оценивали как незначительное.

Chevrolet и Mercedes в России подорожают

Вчера вечером сразу две автомобильные компании объявили о повышении цен на автомобили в России. Начиная с 1 января следующего года подорожает Mercedes-Benz. В зависимости от модели цены вырастут на 3,4-6,1%.
Также подорожают машины марки Chevrolet. Цены на автомобили этой марки вырастут на 5-8% (в том числе и на популярные у нас Lanos, Aveo и Lacetti).

Стоит отметить, что Mercedes-Benz и Chevrolet стали далеко не первыми компаниями, которые решили повысить цены на свои автомобили. Ранее переписать прайс-листы были вынуждены в Mazda, Toyota и Lexus. А с января дороже станут автомобили марок Opel, Hyundai, Ford, Lexus, Volvo, Mitsubishi и, видимо, многих других компаний. Причина для этого понятна – увеличение пошлин на импортные автомобили.


Потребитель всегда прав

Отдельно на встрече обсуждались вопросы сложных порой взаимоотношений «потребитель - автосалон», которые, по мнению некоторых участников, приобретают зачастую довольно резкие формы. Тему «потребительского экстремизма» развил Ярослав Денисюк, редактор телепрограммы «Поехали». Понятие «потребительский экстремизм» пришло к нам с запада, как и само явление. В качестве примера приводилась следующая схема. Автомобиль берут в кредит без первоначального взноса, якобы теряют ПТС, едут в другую область, там с восстановленной ПТС продают автомобиль, тем самым подставляя банки и тех, кому продали залоговую машину. Поэтому банки предпочитают рассчитывать на клиента, имеющего первоначальный взнос (обычно 20-30%) на покупку авто. Впрочем, по мнению юристов, это не экстремизм, а обыкновенное мошенничество. Экстремизм же подразумевает выколачивание с автосалонов дополнительных средств, опций, денег со стороны потребителей, а зачастую и попытки вернуть автомобиль. Благо, законы позволяют это делать.

В качестве эксперта выступила Любовь Мордвинцева, зав. филиалом Московской специализированной коллегии адвокатов. Она рассказала о судебной практике, имевшей место в Оренбурге, вспомнив давно всем известное кредо кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» Представители местных автосалонов согласились с тем, что процесс подобных афер в Оренбургском регионе очень низок. Возмущает продавцов машин лишь закон о защите прав потребителей, гласящий: «Потребитель всегда прав!» Бывает, что люди действительно покупают машину для получения выгоды, пытаясь вернуть товар автосалону из-за скрипа тормозов, странного шума двигателя и т.д., получив при этом, к примеру, компенсацию за получение мнимого морального ущерба. По мнению Владимира Ажнякова, директора ООО «Промоторс», сами продавцы автомобилей разбаловали покупателей, предлагая им порой бесплатное ТО, набор зимних шин и т.д., лишь бы те успокоились и не поднимали шума в пределах нашего небольшого города и не обращались в отдел по защите прав потребителей. В ответ эксперт предложила прочесть книгу Ю.В. Тишукова «Права продавца» и тщательнее относиться к заключению договоров и составлению инструкций по эксплуатации автомобиля.

А если с автомобилем действительно творится неладное, терроризировать автосалон в большинстве случаев бесполезно. Без доказательств вы ничего не добьетесь, зато потратите время и нервы. Нужно немедленно обратиться к экспертам, которые дадут независимое заключение. Результаты автоэкспертизы помогут сориентироваться потребителю в предъявлении претензий.

В Оренбурге будет кружок автолюбителей?

Тема экологии была затронута убежденным пешеходом, заместителем председателя Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Андреем Кирилловым. Он показал понимание ситуации, когда общественное мнение, подкрепляемое во многих случаях законодателями, требует все более экологичных и безопасных автомобилей. Это усложняет конструкцию. Разработка новых моделей требует растущих затрат. Конкуренция заставляет внедрять в автомобиль все больше новых систем, но при этом вынуждает удерживать цену на минимальном уровне. Стоимость разработки современной модели составляет не менее миллиарда долларов. Но на призыв со стороны автосалонов о помощи, Андрей Анатольевич был краток: «Город торговле помогать не будет в период кризиса! Наша задача - чтобы было чем торговать».

Участники круглого стола еще раз убедились в необходимости чаще проводить подобные встречи. Зародилась идея - в будущем создать автоклуб или ассоциацию (гильдию) или хотя бы устраивать автопосиделки для обсуждения общих проблем, проведения семинаров с привлечением специалистов, поиска новых возможностей и перспектив развития авторынка Оренбуржья.

В моду войдут дешевые авто

Авторынок Оренбуржья некоторые эксперты считают уже сформированным, другие - нет. Каждая марка автомобиля занимает строго определенную нишу: у кого-то из местных автосалонов она больше, у кого-то - меньше. Некоторые эксперты придерживаются мнения, что оренбуржцы предпочитают приобретать больше иномарки, нежели отечественные автомобили. С этим можно поспорить, понаблюдав за оживленными линиями города в час пик.

У оренбуржцев, по оценкам некоторых экспертов, до кризиса пользовались популярностью следующие марки машин без учета ценовых сегментов: ВАЗ, Opel, KIA, Mazda, Renault, Ford, Toyota, Hyundai, Chevrolet. На сегодняшний день в Оренбурге наблюдается спрос на автомобили до 300-500 тыс. рублей. Кому-то из автосалонов это даже на руку, к примеру, продавцам китайских марок Lifan, Geely. Во времена кризиса низкая цена станет самым важным конкурентным преимуществом. Так в свое время начали завоевывать Америку японские марки. Дешевые автомобили могут стать одним из главных трендов ближайших лет.

Дешевые автомобили обычно отличаются не только низкой ценой, но и экономичностью. Эта характеристика в кризисные периоды всегда актуальна. Даже снижение стоимости топлива в результате падения цен на нефть вряд ли вызовет возврат моды на большие автомобили. Проблема не только в расходе топлива, а в экологичности, которую регулируют законы и нормативы. Они вряд ли будут смягчаться, и для их соблюдения в сочетании с высокими динамическими характеристиками необходимо использование сложных и дорогих новых технологий. Высокая мощность и скорость снова станут уделом наиболее обеспеченных покупателей машин.

После кризиса, как пророчат сами владельцы автосалонов, вряд ли на местном рынке появятся новые игроки. Максимум, автосалоны пополнятся новыми моделями внутри определенной марки автомобиля. Так что привлечь избалованного оренбургского покупателя после Нового года будет не так-то просто.

На оренбургском авторынке до кризиса господствовала жесткая конкуренция. Нынешние изменения на экономическом поле, по оценкам экспертов, накалят отношения между самими автосалонами еще больше. Не исключено, что некоторые продавцы машин прибегнут к антирекламе конкурентов, а борьба за потребителя достигнет апогея. Также кризис приостановит, даже если не заморозит, рост автосалонов в городе. Уже приостановлено строительство автосалонов по проспекту Мира и вдоль Загородного шоссе.

Плюс из сложившейся на сегодня ситуации может извлечь непосредственно потребитель. Теперь автодилеры повернутся к покупателям «передом», пытаясь стимулировать продажи различными акциями, и будут заинтересованы в каждом(!) клиенте. Перед Новым годом у автосалонов считается хорошим тоном организовать маленькое шоу для покупателя: подарки (обычно это аксессуары, например, антикоррозийная обработка, ксеноновые фары, сигнализация), скидки, лотереи и т.д., одновременно избавляясь от автомобилей уходящего года. Все эти маркетинговые ходы и поддерживают сейчас спрос на авто в Оренбурге. Покупать машину все же лучше до рождественских каникул, если вы не гонитесь за модными новинками автоиндустрии и не располагаете лишними средствами в предстоящем году.

Тем не менее, несмотря на текущие трудности, оренбургский авторынок растет, как отметил Владимир Ажняков. К примеру, строительство салона BMW сейчас находится на стадии завершения, открытие планируется в 2009 году. «Живы будем, не умрем!» - восклицает Владимир Михайлович.

Прогнозы экспертов по дальнейшему развитию оренбургского авторынка неоднозначны. Владельцев автосалонов больше всего пугает первый квартал 2009 года. 1 января 2009 года они все, без исключения, ждут с содроганием. Прогноз и для потребителей неутешителен: рост цен на автомобили будет неизбежен. В первую очередь, это связано с изменением курса национальной валюты стран - производителей автомобилей, увеличением госпошлин на иностранные авто и самой маркой. Вот только на сколько, и как это скажется на уровне продаж, пока никто не решается сказать. «Рост цен на автомобили в 2009 году не превысит ставки рефинансирования», - считает Андрей Тоняев, руководитель ООО «Автосалон «Евразия». Подобный прогноз не оптимистичен, особенно для потребителя. Однозначно вырастут цены на японские автомобили Nissan, Toyota, Honda, Suzuki в связи с изменением соотношения йены к доллару.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий