Рыцари круглых столов

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
И здесь даже не стоит особенно иронизировать по поводу заголовка, потому что ведение малого бизнеса в сегодняшних российских реалиях – это почти рыцарский подвиг. Финансы, кадры, инновации, маркетинг – актуальнейшие проблемы предпринимательства, и решить их можно лишь совместными усилиями, что хорошо понимают и наши «рыцари от бизнеса»
 
Круглый стол «Финансовая поддержка предпринимательства: новый этап развития» собрал рекордное число участников – более 120. Выступили с докладами и пожелали высказаться 11 человек. Опираясь на эти рекордные цифры, приходим к заключению о том, что же больше всего волнует предпринимателей. Главный вопрос, заботящий российский МБ, звучит до банальности просто: «Где и как взять деньги?»

Наступающий кризис делает из актуальной проблемы финансирования вопрос первой величины. Но, несмотря на количество выступлений, суть проблемы можно свести к работе с двумя источниками финансирования: банки и другие (фонды, друзья, акционеры и т.д.).

В банковской сфере в настоящее время ведется активная переоценка рисков с учетом прогноза событий и повышение процентных ставок, причем не только по выдаваемым кредитам, но и по уже погашаемым заемщиками. То, что кризисные явления уже напрямую отражаются на деятельности оренбургских предприятий, говорит пример Людмилы Зарщиковой (салон кожи «Палето»), которая столкнулась с незапланированным увеличением расходов по кредиту, полученному под строительство цеха для собственного производства. Долгосрочный перспективный проект на грани закрытия. И деньги, конечно, дорожают не от жадности банков: присутствовавшие на заседании круглого стола представители банков признались в жестком дефиците средств для финансирования. Дело в том, что в оренбургских банках своих денег всегда было мало, но раньше они активно занимали на межбанковском рынке под низкий процент, а теперь, образно говоря, ручеек иссяк. Крупные российские банки-кредиторы раньше сами получали средства от иностранных партнеров под 3-4%, теперь таких ставок просто нет. Или нет денег.

Однако, некоторые участники круглого стола полагают, что дело скорее в недопонимании работниками банка предпринимателей, нуждающихся в финансировании, которое (недопонимание) расценивается как недостаточная квалификация банковских работников.

Кроме банков, малому предпринимательству могут оказывать поддержку различные фонды, во множестве имеющиеся в нашей стране. Так, известный многим Фонд Бортника, занимающийся финансированием «от идеи до образца» в размере 750 тыс. руб. на первом этапе и 50-процентным долевым финансированием – на втором, …в Оренбурге не представлен. Серьезных препятствий к этому, собственно, и нет, единственное, что требуется для открытия представительства фонда – заинтересованное (желательно юридическое) лицо, которым немедля согласилась выступить ТПП Оренбургской области. Поддержал идею и президент областного фонда поддержки малого предпринимательства Вячеслав Склонюк.

На круглом столе «Маркетинг на современном малом предприятии» присутствовали 47 представителей Оренбургского МБ. Каким образом организован маркетинг на современном оренбургском МП? Это, в лучшем случае, один специалист-маркетолог. Но чаще всего этот человек совмещает в себе и другие должности, например, «пиарщика», менеджера по продажам и т. д.  Генеральный директор «Fine Consulting» Алексей Мишин (г. Москва) рассказал предпринимателям «зачем им новое подразделение». Специалист по маркетингу (а также по продвижению, по работе с клиентами и т. п.), как правило, занимается рекламными кампаниями, сервисным обслуживанием, но это скорее функции отдела сбыта, а не маркетинговой службы. Кроме того, при появлении такой службы на предприятии, как правило, отсутствует взаимопонимание с другими отделами предприятия, а также с самим его руководителем. Дело в том, что руководитель МП обычно взваливает на себя все функции: логистика, маркетинг, финансы и т. д. Таким образом, нанимая специалиста по маркетингу, предприниматель ошибочно ожидает получить от него сразу высокие результаты, не ставя при этом перед ним четкой задачи. Ведь поручая вопрос маркетинга «специально обученному человеку», руководитель считает, что из него должен немедленно рекой политься креатив, который обеспечит резкий скачок продаж, и не понимает, почему этого не происходит. Может специалисты плохие?

И такая проблема тоже есть! В Оренбурге – острая нехватка квалифицированных кадров в области маркетинга. Имеющиеся специалисты просто неопытные, хотя при устройстве на работу сразу требуют высокую зарплату, которую явно не заслужили. А денег на организацию маркетинговой службы у МП, действительно, чаще всего не хватает… Таким образом, предложение, сделанное в резолюцию конференции, звучит так: необходимо создание внешнего по отношению к МП консультационного центра по маркетингу. Инициаторы этой меры полагают, что пользование внешними консультационными услугами – более дешевый путь внедрения маркетинга на малых предприятиях, чем создание на каждом соответствующего отдела.
 
Круглый стол «Вовлечение, мотивация и развитие персонала. Эффективные кадры для успешного предприятия»  провела директор ООО «Альтерна» Рубина Петрова. Выступления руководителей различных учебных центров носили скорее не проблемный характер, а выглядели просто как презентация услуг этих центров. Гость из Германии, глава представительства Немецкой академии менеджмента Нижней Саксонии Андреас Йопт, рассказал о немецкой философии повышения квалификации кадров и применяемых программах обучения в своей академии, представительство которой уже 10 лет существует в Москве. Одним из пунктов программы обучения по немецкой системе является проведение семинаров и конференций в Германии, однако, вряд ли оренбургским МП, тем более в условиях кризиса, окажется по карману такая программа.

Представители негосударственного образовательного учреждения «Школа Карьеры» - директор НОУ Наталья Посадская и директор учебного центра Юлия Акифьева (г. Самара) - опять же большей частью рассуждали о преимуществах собственного учебного центра. Наталья Посадская отметила, что стабильная экономика «испортила» предпринимателей, которые избыточно расширили штаты и обюрократились, и в данных условиях кризис имеет и положительное значение: именно сейчас возможно формирование основного «костяка» предприятия, который будет обеспечивать его выживаемость в будущем. Формирование «звездного персонала» путем постоянного и системного обучения позволит этим работникам развиваться самим и развивать других. По мнению директора «Школы Карьеры», вложение в обучение персонала (если это обучение не дискретно, не реже 2-х раз в год) – это инвестиции в предприятие. Однако, если предприятие «взрастит» в своем «чреве» такую «звездочку», может возникнуть проблема: последняя может и «зазвездить».

И как оказалось, эта проблема является весьма актуальной для Оренбурга. Так, например, директор ООО «Слог-Аудит» Ольга Слотова рассказала, что после проведения довольно долгого обучения и вложений весьма немалых средств в конкретного сотрудника, последний может запросто уйти. Или постоянно угрожать своим уходом, поскольку будет полагать, что незаменим. В связи с этим Ольга Леонидовна предлагает выработать единые требования к аналогичным должностям на разных предприятиях, чтобы пресечь попытки шантажа со стороны персонала. Виктор Абоимов, директор Автоцентра «Клиффорд», решает указанную проблему по-своему: когда сотрудник достигает такого уровня квалификации, что ничем его удержать нельзя, ему предлагается «войти в долю», то есть он начинает получать дивиденды от прибыли предприятия. Или же с перспективным сотрудником заключается контракт на определенный срок, в течение которого он не имеет права покидать фирму. В противном случае он будет обязан выплатить неустойку.

Тема «Современный менеджмент в сфере муниципального управления» была представлена модераторами еще одного круглого стола - Романом Гафаровым, первым заместителем главы города Орска, проректором Moscow Business School (г. Москва) Еленой Шульгиной и заместителем председателя «Школы независимой жизни» Ольгой Килиной. Заседание, посвященное муниципальному управлению, оказалось самым немногочисленным, однако от этого не менее интересным. Одной из актуальных проблем МБ является затрудненное, а подчас, и отсутствующее взаимодействие между властями и бизнесом, причем последний зачастую не знаком со структурой госорганов и их функциями.

Роман Гафаров считает, что город – это своего рода корпорация, и управление городом должно соответственно этому положению выстраиваться. Он рассказал об опыте построения такой системы в Орске. Здесь уже более двух лет действует общественный совет предпринимателей при администрации города, что упрощает взаимопонимание властей и МБ. Вице-мэр Орска признался, что первый разговор с бизнесом был весьма жестким, и к пониманию стороны пришли не сразу. Однако, далее начали складываться конструктивный разговор и сотрудничество, выгодное обеим сторонам. Все решения, принимаемые в администрации, возникающие конфликты обсуждаются и разрешаются с участием совета, и к принятым таким образом решениям предприниматели относятся лояльнее.

Елена Шульгина предложила присмотреться к финскому опыту в вопросах «выращивания» МП. На сегодняшний день единственной формой «насаждения» малого бизнеса выступают бизнес-инкубаторы, но зачастую случается так, что МП, помещенное в такой инкубатор, «прирастает» к выделенным площадям и не развивается. Новый формат помощи зарождающимся МП – бизнес-реактор. Его специфика заключается не в аренде площадей, а в аренде времени, в течение которого предприниматели могут поработать в Интернете, провести переговоры, найти новых контрагентов.

Круглый стол «Инновационное развитие предприятий малого и среднего бизнеса» собрал более 70 «заинтересованных». Выдвигаемые вопросы и проблемы весьма активно и живо обсуждались, что служит подтверждением того, что и Оренбургу «ничто инновационное не чуждо».

Президент фирмы «Экобиос», профессор Марк Цинберг,  вынес на обсуждение одну из крупных проблем инновационной отрасли, а именно - использование объектов интеллектуальной собственности в качестве залога при получении банковских (в том числе долгосрочных) кредитов. Дело в том, что на сегодняшний день данный механизм почти не используется, а проблема залога – основная в вопросах кредитования МП. Между тем объекты интеллектуальной собственности, наряду с материальными, тоже имеют  стоимость, зачастую весьма немалую, и являются порой самым дорогим активом предприятия. А получить кредит под залог НМА практически нереально. Причиной такой несправедливости выступает, главным образом, отсутствие рынка интеллектуальной собственности, что затрудняет ее правильную оценку.

Проблема кадров, общая для всего МБ, в инновационной сфере выражается в расхождении учебных программ с реальностью: новоиспеченных специалистов на предприятии сразу приходится переучивать. В связи с этим бизнесу было предложено активнее взаимодействовать с вузами в вопросах подготовки специалистов с ориентацией на решение текущих проблем.

В целом, помимо уже названных проблем, в инновационной сфере ощущается острая нехватка финансирования и поддержки со стороны государства (несмотря на все старания властей в этой сфере).  В связи с отсутствием финансовых ресурсов в необходимом количестве отрасль столкнулась с дефицитом интересных проектов, так как новаторы не видят смысла в представлении своего проекта без перспективы материальной поддержки.
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий