Мало-помалу…

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Малый бизнес – снова в фокусе внимания политической, деловой и прочей заинтересованной общественности Оренбурга. Без поднятия, хотя бы вскользь, темы малого бизнеса не обходится практически ни одно периодическое издание, и, что интересно, писать про малое предпринимательство стало даже в определенном смысле модно. Поэтому далеко не все вникают в суть вопроса, и еще меньше, на самом деле, осознают его важность. Парламентарии уже не один год ломают головы над вопросом: что бы еще сделать, чтобы поддержать малый бизнес (МБ)? Пожалуй, ни для одного сектора экономики не создано столько специальных фондов, не принимается столько законодательных актов и с такой частотой. Последним довольно масштабным событием в жизни МБ можно считать прошедшую 30 октября конференцию, посвященную способам поддержки малого предпринимательства.
 
30 октября в СК «Оренбуржье» состоялась II областная конференция «Практические инструменты повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса», которую посетили более 350 предпринимателей и представителей предприятий и организаций. Конференция проводилась правительством Оренбургской области, Законодательным собранием Оренбургской области, Торгово-промышленной палатой, Областным фондом поддержки предпринимательства, Всемирным технологическим университетом, Фондом содействия инновациям «Паутинка» и ОАО «УралЭкспо». Партнерами конференции стали Оренбургский филиал банка ВТБ24 (ЗАО), ЗАО «Компания «Эр-Телеком» и Оренбургский филиал ОАО «Мобильные ТелеСистемы». На конференции обсуждались практические вопросы развития предпринимательства и перспективы роста вклада малого и среднего бизнеса в экономику Оренбуржья.

С приветственным словом выступил президент ТПП Оренбургской области Виктор Сытежев, отметивший, что формальная результативность проведения подобных конференций растет. Первое собрание, посвященное проблемам малого предпринимательства, было проведено еще в далеком 1995 г., причем из 20 пунктов принятой резолюции за 12 лет (!) было выполнено лишь 13. Результативность прошлогодней конференции – 17 пунктов из 20: «Процесс идет, но медленно», - заключил Виктор Сытежев.

Оренбургские власти уделяют много внимания вопросу развития МБ в регионе, однако, по признанию самих представителей властных структур, эффект от проводимых действий не дотягивает до ожидаемого. Андрей Медведев, заместитель министра экономического развития Оренбургской области, открывая пленарное заседание, отметил три фактора, формирующих реальность нынешнего МБ. Во-первых, и федеральные, и региональные власти содействуют развитию малого/среднего предпринимательства. Ну, во всяком случае, они активно декларируют это. К тому же власть, курируя решение данного вопроса, вовсе не занимается благотворительностью. Государство заинтересовано в успешном развитии МБ не меньше, чем сам МБ, поскольку это наращивает налогооблагаемую базу и увеличивает доход бюджета.

Во-вторых, малый бизнес постепенно превращается в крупный и осваивает рынки. Для того, чтобы малое предприятие выросло в крупное, требуется 10 и больше лет. Как считает замминистра, многие из существующих сегодня средних и крупных предприятий выросли из мелких ООО, а то и ИП, организованных в начале 90-х. Но доля МБ в экономике по-прежнему мала, и этот сектор просто не способен образоваться в требуемом объеме без поддержки государства. Особенно остро малые предприятия нуждаются в этом на стадии своего зарождения, о чем ФЭБ неоднократно писал.

И, в-третьих, как ни парадоксально, несмотря на все предпринимаемые меры, МБ в Оренбуржье живется все тяжелее из-за высокой конкуренции и начавшегося кризиса.

Говоря о влиянии дышащего всем в спину кризиса, Андрей Медведев отметил «генную выживаемость» российских предприятий. Не впервой, в общем-то, мы, можно сказать, с начала реформ в перманентном кризисе живем и растем даже. Однако, по его словам, правительство вовсе не собирается бросать бизнес в этот тяжелый момент. В частности, 21 октября были приняты три новых законопроекта поддержки МБ: по обеспечению внутреннего финансирования, созданию Гарантийного фонда и Фонда смешанного финансирования, который будет заниматься прямыми инвестициями.

Но среди достаточно стандартных способов поддержки малого бизнеса встречаются и достаточно неординарные. Хотя, быть может, даже более эффективные. И на конференции предпринимателям дали возможность с ними познакомиться.

В названную группу входит ЗАО «Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства» (г. Москва), но услуги центра актуальны лишь для производственных предприятий.

По словам заместителя генерального директора центра Александра Токарева, в систему субконтрактации и партнерства включилось уже около 21500 МП из России и зарубежных стран, совокупная выручка МП, работающих в рамках системы только в Москве составляет более 263 млрд руб. Однако, среди участников системы насчитывается всего около 58 МП Оренбуржья, а на бирже субконтрактов представлены только 2. В связи с этим Александр Токарев призвал оренбургских предпринимателей активно участвовать в субконтрактации и межрегиональной кооперации.

Субконтрактация – это, конечно, эффективный способ организации промышленного производства, вот только промышленных предприятий среди малых в Оренбургской области не более 15 %, а подавляющая часть относится к сферам оптово-розничной торговли и сфере услуг.
 
Субконтрактация – способ организации промышленного производства, использующий разделение труда между головным предприятием – «контрактором» и широкой сетью гибко специализированных поставщиков – «субконтракторов». В российской практике наиболее близкое понятие – производственная кооперация.

Однако региональные власти при распределении средств финансовой помощи отдают предпочтение именно промышленным МП, хотя на федеральном уровне никаких приоритетов не выставлено. Об этом говорила вице-президент банка ВТБ24 Надежда Карисалова (г. Москва). По ее словам, такая ситуация встречается во многих регионах, но выстраивание критериев финансовой помощи, при которых «за бортом» остаются все торговые МП (которых большинство), является неправильной. Надежда Карисалова подчеркнула, что в задачи государства входит создание хотя бы на минимальном уровне инфраструктуры для развития МБ, причем деньги для этого на федеральном уровне действительно есть. И в вопросах развития инфраструктуры многое зависит от активности региональных властей. ВТБ24 (доля государства в капитале банка – 77%) довольно давно работает с МБ, и уже прокредитовал последний более чем на 70 млрд руб. Но, тем не менее, при всей лояльности к малым предприятиям, банк не работает со стартующим бизнесом: одним из обязательных условий получения кредита является возраст предприятия не менее полугода.

Для тех, кто стартует с нуля, есть Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который работает не со всеми предпринимателями, а только с представившими какой-либо инновационный проект. Советник фонда Валерий Урвачев (г. Москва) подчеркнул, что главной целью работы фонда является реализация государственной политики в указанной сфере. То есть поддержка, оказываемая в рамках более чем 20 программ, осуществляемых фондом, ведется полностью на бюджетные деньги, которых в прошлом году было истрачено около 1,335 млрд руб. На текущий год цифра составляет порядка 1,650 млрд руб., а в следующие 3 года планируется потратить более 9,250 млрд руб. Среди наиболее востребованных программ фонда выделяется программа «Старт», призванная решать проблемы организации и технического оснащения нового инновационного бизнеса. На получение финансирования по этой программе ежегодно претендуют 1,5-2 тыс. МП, но оценку экспертов проходят лишь 400-500, с которыми на ближайшие 3 года заключаются госконтракты на сумму 4,5 млн руб.
 
Бизнес на пленарном заседании представлял Александр Кормушин, директор по продажам ЗАО «Компания «ЭР-Телеком», который рассказал о клиентоориентированном подходе как об одном из инструментов повышения конкурентоспособности МБ. Доходы компании могут увеличиваться при построении долгосрочных отношений с клиентом, так как каждый клиент «окупается» не ранее чем через год работы с ним. При этом на привлечение новых клиентов требуется в 5-7 раз больше затрат, чем на удержание старых. Кроме того, в пользу бережного отношения к каждому клиенту говорит и статистика: «счастливый» клиент расскажет о своем удовлетворении в среднем пяти своим знакомым, а неудовлетворенный – как минимум десяти!  В целом выступление Александра Кормушина подвело предпринимателей к старой и давно всем известной фразе, не потерявшей актуальность и в наши дни: «Клиент всегда прав!».

Навязший у всех на зубах «финансовый кризис» внес свои коррективы и в программу конференции: руководитель Департамента регионального развития и взаимодействия с эмитентами ОАО «Фондовая биржа РТС» Людмила Урскова (г. Москва), предпочла более актуальной именно тему проявления и последствий финансового кризиса в нашей стране. Сейчас мы не будем подробно на этом останавливаться, поскольку данная тема широко раскрыта в другом материале номера. Отметим лишь только, что фондовый рынок также обладает инструментами повышения конкурентоспособности МБ, и на данном этапе складываются благоприятные обстоятельства для вхождения в него малого бизнеса.

Дальнейшее обсуждение затронутых на заседании тем, а также других актуальных проблем малого бизнеса продолжилось в рамках пяти тематических круглых столов.
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий