Продолжение битвы за недра

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В 98-м номере ФЭБа в материалах «С места – в карьер!» и «Кому ПГС? Свежая, только что добытая!» мы обратились к проблемам рынка песка и ПГС в Оренбургском регионе. Выяснилось, что этих материалов достаточно для нужд области. Но некоторые представители стройиндустрии продолжают бить тревогу, говоря о сложившемся положении. Так совпало, что УФАС по Оренбургской области в тот же момент начало проверку организаций, ведущих добычу этих НСМ. В том числе и на предмет монопольного положения на рынке. Случайна ли данная проверка? Активизировалось и Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, предоставив полнейшую информацию на запрос редакции. Мы выполняем обещание перед читателями и сообщаем результаты проверки УФАС и официальные данные, которые несколько отличаются от информации, озвученной нашими стройэкспертами.
 
33 или 73?

Современный минерально-сырьевой комплекс стройиндустрии Оренбуржья развивается на базе крупных, средних и мелких месторождений общераспространенных полезных ископаемых (строительные камни, глины, известняки, пески, ПГС). На 1 января 2008 года территориальным балансом запасов учтено 183 месторождения ОПИ, из них 82 месторождения находятся в распределенном фонде и 101 - в нераспределенном фонде, т.е. в государственном резерве. 26 месторождений ПГС с запасами 70 млн куб.м (40 млн куб.м в распределенном фонде) и 31 месторождение строительных песков с запасами 161 млн куб.м (102 млн куб.м в распределенном фонде). Непосредственно в Оренбургском и Сакмарском районах области расположены 10 месторождений ПГС (с запасами 32 млн куб.м) и 3 месторождения строительного песка (с запасами 11,5 млн куб.м). Из них только одно месторождение находится в государственном резерве (Песчаное-2, с запасами ПГС в объеме 2 млн куб.м).

На территории области добычу песка и ПГС в соответствии с лицензиями на право пользования недрами осуществляют 33 организации. Министерство природных ресурсов указало следующих недропользователей: ГУП «Оренбургремдорстрой», ОАО «Оренбургдорстрой», Дормостремонт МО «Г. Оренбург», ЗАО «Силикатный завод», ООО «Уралсиликат», ООО «Римит», ООО «Недра», ЗАО «Аир-1», ООО «Минерал», ООО «Промстройинвест», ЗАО «ВильРам». По результатам оценки рынка НСМ в Оренбуржье, проведенного оренбургским УФАС, в настоящее время зарегистрировано 73 предприятия, владеющие лицензией на добычу нерудных строительных материалов, в том числе и на добычу песка и ПГС. При этом антимонопольная служба ссылается на данные Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбуржья. Почему в ответе на наш запрос служба Коннова забыла указать еще 40 организаций, неизвестно. Если только предположить, что за месяц лицензию получили сразу 40 фирм. Впрочем, спишем это на неточность запроса журналистов. Главное, что ответ от чиновников был дан вовремя, что вообще-то большая редкость.

В 2007 году на территории области добыто 570,0 тыс. куб. м ПГС и 545,0 тыс. куб. м строительного песка. Такой уровень добычи песка и ПГС в области представители власти определяют как дефицитный. Причина - в резко возросших объемах строительства жилья и дорог не только в области, но и за ее пределами.

Сейчас министерством подготовлено к лицензированию два участка недр, содержащих месторождения ПГС - Песчаное-2, расположенное у пос. Приуральский Оренбургского района, и Дворики, расположенное у с. Сакмара Сакмарского района.

Конкурсы (аукционы) по предоставлению права пользования недрами проводятся в соответствии с Положением о порядке и условиях проведения конкурсов и аукционов, разработанным и утвержденным министерством от 28.05.2008 №993-р. Условия проведения конкурса (аукциона) по каждому конкретному участку недр и размещаются в областных и издаваемых на территориях соответствующих муниципальных образований СМИ. Вот только в каких конкретно СМИ, представителями властей не уточняется. В этих же СМИ публикуются и требования к претендентам на право пользования участками недр с ОПИ. Пользователями недр могут быть предприниматели, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица.

Недропользователи не жалуются в ФАС. Или не жалуют?

В прошлом материале «Кому ПГС? Свежая, только что добытая!» мы отразили мнения ряда экспертов, полагающих, что на рынке песка и ПГС идет лоббирование интересов и наблюдается доминирование определенных компаний. По их мнению, существуют опасения, что лицензии выдаются «по личной симпатии» тем фирмам, которые на рынке НСМ недавно. Некоторые недропользователи открыто пеняли министерству на то, что оно не дает производителям строительных материалов пробиться на рынок песка и ПГС, получить лицензию и нормально работать.

 - Сегодня ни одно предприятие стройиндустрии в Оренбуржье не имеет своего производства по добыче ПГС, - заявляет исполнительный директор Ассоциации предприятий строительной индустрии Иван Дрожжин. - Я так думаю, что сотрудничество предприятий, добывающих ПГС, и производителей бетона на договорных условиях с акцентом на качестве продукта приведет к той золотой середине, которая позволит создавать продукт по нормальной цене. Монополий на добычу ПГС в этом случае не будет!

Михаил Конов, министр природных ресурсов области, подчеркивает в ответ, что в торгах могут участвовать все заинтересованные предприятия строительной отрасли региона. Также министр уточняет:

- Конечно, некоторые строительные организации могут в своих структурах предусматривать и добычные подразделения, оснащая их соответствующим горным оборудованием и квалифицированными кадрами (геологами, маркшейдерами, горными мастерами). В данном случае, такие организации должны получить, в установленном порядке, лицензию на право пользования недрами и осуществлять добычу полезных ископаемых, соблюдая требования по рациональному использованию недр и охране окружающей природной среды, установленных для всех недропользователей, без выделения приоритетов для отдельных категорий пользователей недр.

Руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области Владимир Окшин исключает доминирование определенных структур на рынке песка и ПГС:

- По результатам исследования конкурентной среды на рынке НСМ, можно сказать, что конкуренция развита слабо, но среди предприятий, занимающихся добычей песка и ПГС, никто не занимает стабильно доминирующего положения на протяжении последних лет.

- О возможности ценовых манипуляций с целью извлечения дополнительной прибыли на рынке песка и ПГС сказать сложно, - добавил руководитель местного ФАС.

Но ведь так тому и быть: заявлений от хозяйствующих субъектов о нарушениях антимонопольного законодательства не поступало и не выявлено. При подготовке материала мы интересовались у недропользователей, если есть доказательства незаконных действий властей, почему же они не обращаются в оренбургскую ФАС? В ответ они только пожимали плечами и грустно вздыхали, аргументируя это тем, что всем вокруг якобы известно, как выдают лицензии. Но публично озвучить так никто и не решился. Вывод –нет аргументов, а есть опасения за уже существующий бизнес. В общем, исследование рынка, проведенное ФАС, серьезных нарушений законодательства как со стороны чиновников, так и со стороны недропользователей не выявило. Вопрос закрыт?

В данных анкетирования предприятий-потребителей песка и ПГС, проведенного в сентябре, можно выделить следующие проблемы, которые они отметили:

- низкое качество сырья;
- сбои в поставке сырья из-за природно-климатических условий;
- необоснованное повышение цены.

Обращаясь к анализу роста цен за последние 3 года на песок и ПГС, можно сделать вывод, что по сравнению с 2006 г. цены увеличились на 40%-60%. Причину столь резкого скачка цен в оренбургском УФАС комментировать отказываются:

- Несмотря на резкое увеличение цены на песок и ПГС за 2006-2008 гг., нельзя однозначно говорить о наличии нарушений антимонопольного законодательства, так как это может быть обусловлено различными факторами, и нужно проводить дополнительные исследования, - пояснил Владимир Окшин.

Несмотря на то, что цены на песок и ПГС рванули вверх, это незначительно сказывается на увеличении стоимости жилья в Оренбурге. По данным опроса организаций, осуществляющих строительство зданий, доля песка и ПГС в затратах на строительство составляет от 5% до 15%. Соответственно, увеличение стоимости жилья прямо пропорционально не зависит от увеличения стоимости песка и ПГС.

На 2007-2009 гг. разработана областная целевая программа воспроизводства минерально-сырьевой базы Оренбургской области. К сожалению, она не призвана сдерживать цены на песок и ПГС. В ее рамках проводят научно-исследовательские, тематические и поисково-оценочные работы. Они направлены на выявление закономерностей размещения месторождений ОПИ, обеспечение прироста запасов ОПИ и дальнейшее их использование.

Проведение запланированных работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы ОПИ обеспечит прирост запасов сырьевой базы для развития местной стройиндустрии на 5% , уменьшение степени истощаемости ресурсного потенциала области, стабильность и выявление перспектив развития минерально-сырьевой базы области, а также послужит основанием для разработки стратегии воспроизводства минерально-сырьевой базы на долгосрочный период.

Что касается таких вопросов, как уровень добычи, уровень потребности НСМ и прочие, то, по данным оренбургского УФАС России, данную информацию на основании п.1 ст.26 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2009г. «О защите конкуренции» можно отнести к коммерческой тайне, которая не подлежит разглашению.

Помимо выводов, сделанных в материале «Кому ПГС? Свежая, только что добытая!», выяснилось, что одна из серьезных проблем отрасли в том, что люди элементарно не могут найти общий язык, в частности, чиновники и недропользователи. Первые постоянно ссылаются на букву закона. Вторые талмудам не доверяют. Вернее, слабо их знают. А может просто жалко дополнительных средств на профессиональную консультацию юриста? Но объединяет и тех, и других отсутствие желания пойти навстречу друг другу. Чиновникам бы спуститься с высот своих законов до реальных проблем людей, а недропользователям, избавившись от страха, до конца идти в разрешении этих проблем.

Русло Урала расчистят?

Сейчас заканчивается проведение научно-исследовательских и ревизионных работ по выявлению и изучению участков русел рек Урала и Тобола на территории области. В результате «должен появиться комплекс мер» (!) по берегоукреплению и расчистке русел, при котором реки не только избавятся от грязи и ила, но и будут выявлены намывные песчаные и песчано-гравийные косы, которые без ущерба реке можно ликвидировать, получив гравий. Исследование рек производит специализированная организация ООО «Геотехцентр», с которой заключен госконтракт. Работы рассчитаны на 3 года. По завершении этого срока будут выделены участки русел рек, рекомендованные к расчистке, с указанием очередности проведения и объемов работ, с учетом противопаводковых и водоохранных мероприятий. Первые результаты по проведенным обследованиям русел рек в границах Оренбургского района планируется получить в конце этого года.

Директор ООО «Оренбургская геолого-разведочная экспедиция» Артур Эйгельс объяснил всю сложность данного проекта:

- Существует уже подрядчик, который выполняет работы по расчистке русел. Работы должны быть закончены к 2009 году. На исследование и на проектные работы, насколько мне известно, отведено 1,5 года. По-моему, это небольшой срок для такой масштабной проблемы. За этот период изменится не только рельеф дна, объем прохождения воды, но и инфраструктура берегов. Это все подробно надо изучить. Например, если начать очистку русла рек в районе Татарской Каргалы, соответственно, увеличится объем прохождения воды через эту деревню. И через 1-2 года неожиданно может выяснится, что подмоет берег колхоза им. Ленина, и половина деревни канет в воду.

Моя компания с большой бы осторожностью взялась за расчистку рек. Если делать все правильно, то это требует достаточно серьезных финансовых вложений. В процессе расчистки русел будут возникать не только технические, но и экологические проблемы, которые, возможно, удастся разрешить не сразу, а по ходу работы, что приведет к дополнительным расходам.

Поэтому важно оценить и правильно организовать работу в том месте, где одна проблема может повлечь за собой другую. На этом пути не обойтись без ошибок, как признается Артур Эйгельс, но спрогнозировать ситуацию и сделать мониторинг обязательно нужно. Вести очистку русел рек - очень непростая задача, так как это требует большого количества техники и специалистов, которые могут и должны снивелировать возникающие риски.
 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий