Есть ли бизнес в агробизнесе?

Российский агропромышленный комплекс, пожалуй, один из самых архаичных в континентальной Европе. Хоть мы и располагаем и огромными посевными и пастбищными площадями, и богатыми агроклиматическими ресурсами, и при желании можем (как, собственно, и было когда-то) кормить и себя и всю Европу в придачу. Однако сегодня РФ закупает продовольствие за рубежом, так как своего банально не хватает. Почему так происходит, на самом деле, давно известно. Но, стремясь увеличить объемы отсталого промышленного производства, поднять экономику, государство долгое время мало внимания уделяло сельхозотрасли. Просто руки как-то не доходили до аграриев. Спохватились недавно, в 2006 г., когда запустили нацпроект «Развитие АПК». Но его успешности, как уже видно сейчас, помимо всего множества вечных проблем, которыми приправлен наш агрокомплекс, мешает еще один немаловажный нюанс. В Оренбуржье он особенно заметен.
 
Архаизм местных сельхозтоваропроизводителей заключается даже не в устаревшем и зачастую на 75% изношенном оборудовании, хотя модернизация основных фондов – важная задача повышения конкурентоспособности АПК. Но вот только произвести продукт – это еще не все, его еще требуется эффективно сбыть, чтобы оправдать вложенные затраты и получить прибыль. Однако многие агропредприятия Оренбуржья сегодня по инерции живут по законам планово-распределительной экономики, когда слово «рыночный» было почти ругательным. Сегодня же рыночный подход к своей деятельности – основное условие получения прибыли, так как сбыт произведенной продукции вовсе не гарантирован, на рынке присутствует множество конкурентов, и покупатель может предпочесть их товары местному производству.
 
Причины упадка сельхозотрасли в РФ

В силу низкой рентабельности сельское хозяйство страдает в большей мере, чем другие отрасли, от декапитализации, технической деградации. Отсутствие необходимых денежных поступлений привело к физическому износу большей части основных средств сельхозпредприятий, многократному сокращению закупок новой техники и оборудования. Тяжелое финансовое положение вызвано, главным образом, незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на нее, а также недостатком собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредита. В силу этого широко используются формы товарного кредита (государственного и частного), бартерных сделок, взаимозачетов.

Сегодня сельхозпредприятия в большинстве своем закредитованы, в основном, по централизованным кредитам, платежам в бюджеты и внебюджетные фонды. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, так как существующая система налогообложения не учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельское хозяйство.

В условиях либерализации торговли сельское хозяйство оказалось незащищенным от монополизированных отраслей промышленности. Ценовой пресс со стороны массы посредников привел к многократному снижению доли сельских товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта.

В результате девальвации рубля 1998 года вначале складывалась благоприятная ценовая ситуация на продовольственном рынке. Ее сохранение на последующие годы позволило бы обеспечить рентабельное производство в АПК. Однако последовавший затем рост цен на горючее и другие ресурсы усилил межотраслевой диспаритет цен.


Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в действующих ценах) за январь–июль 2008 г. составил 12857,9 млн руб., а оборот розничной торговли по продовольственным товарам - 33061,8 млн руб., то есть местные товары обеспечивают около 39% оборота. Основными площадками реализации продовольственной продукции местного производства традиционно являются розничные рынки. Но доля оборота розничных рынков в общем товарном обороте неуклонно снижается и сегодня составляет 17,2% (против почти 30% в 2006 г.) Покупатель все чаще идет в ближайший магазин, где покупает привозной товар и остается вполне этим доволен. Хотя и по качеству местный продукт чаще всего не уступает «соседскому», товарооборот местной продукции составляет незначительную долю в обороте розничных торговых сетей. Так, например, доля продаж местных товаров не превышает 18% в общем товарообороте компании «САМ» - одной из крупнейших розничных торговых сетей области. Оставшиеся 82% – продукция из других регионов РФ: из Московской, Самарской, Пензенской, Калининградской, Белгородской обл., Башкортостана, Татарстана, Ставропольского края. Как заявляют наши эксперты, всего более 20 субъектов РФ регулярно поставляют товар на продовольственный рынок Оренбургской области.

Доля продуктов иностранного производства на продовольственном рынке Оренбургской области очень невелика. Это, чаще всего, алкогольная продукция, кондитерские и макаронные изделия класса «премиум», морепродукты, соусы. То есть импортная продукция «погоды» на продовольственном рынке не делает, социальной значимости не имеет (кроме, разве что, куриных окороков, которые по-прежнему широко поставляются в регионы), конкуренции местным производителям не составляет. Востребована импортная продукция скорее только в магазинах уровня «премиум».

Что касается ассортиментной структуры товаров, выложенных на прилавках торговых сетей, то она, как правило, не превышает 50%, за исключением хлеба, выпечка которого практически везде обеспечивается местными производствами. Например, доля присутствия местных товаропроизводителей в основных товарных группах торговой сети «САМ»: молочная продукция – 40-45%, мясная продукция – 35-40%, хлеб – 100%, мучные кондитерские изделия – 15-20%, алкогольная продукция – 5%, газ. напитки – 15%, мясо птицы – 50-55%, мороженое – 20%.

Обратите внимание, доля местных товаров в таких наиболее популярных товарных группах, как молочные продукты и мясо птицы, довольно высока, но, тем не менее, реализация местной продукции обеспечивает лишь 18% оборота. Как можно это объяснить? Видимо, большим спросом пользуется все же привозной товар.

А теперь о причинах, почему так происходит. Как уже отмечалось, в рыночных условиях немаловажное значение, даже в такой, казалось бы, обеспеченной постоянным спросом и сбытом отрасли как АПК, имеет рыночное позиционирование товара, то есть наличие бренда, проведение маркетинга, способность грамотно организовать поставку своего товара (логистика). По словам Сергея Исаева, коммерческого директора компании «САМ», торговой сети просто невыгодно в настоящее время выкладывать на полках продукцию многих оренбургских производителей: «Мы хотели бы расширить наш ассортимент местной продукцией, т.к. лояльность к ним покупателей очень велика, но из существующих производств немногие работают современно: рекламы нет, логистика не отстроена, оборудование старое, маркетинговой политики нет вообще». То есть сбыть такую продукцию довольно затруднительно, так как на рынке присутствует множество более конкурентоспособной продукции других регионов.
 

 
Проблема сбыта производимой в регионе сельхозпродукции стоит очень остро: рынки заполонены посредниками, торговые сети на местный товар смотрят скептически. При этом не стоит пускаться в банальное поругание и тех, и других. Сетевики неохотно принимают оренбургских производителей вовсе не потому, что не хотят торговать их товаром: «В нашей торговой сети происходит отбор не поставщика, а продукта, который поставщик предлагает к реализации. Самое главное – ликвидность продукта, которая складывается из узнаваемости и востребованности бренда, лояльности к нему покупателя, качества, цены, постоянства наличия товара на полках магазина», - комментирует ситуацию Сергей Исаев.

Из требования ликвидности продукта вытекают и требования к поставщику:
- обеспечение продукта рекламной поддержкой, современной упаковкой. Применение современных маркетинговых технологий – обязательно;
- обеспечение оптимального соотношения «цена-качество» (кстати, многие производители сыра предпочитают сбывать свой товар в др. регионах – Московская, Челябинская обл. , т.к. там можно продать сыр по более выгодной цене);
- ритмичность и своевременность поставки продукции в торговые точки (логистика);
- грамотное оформление сопроводительной документации (многие местные производители ведут документооборот вручную).

Кто из оренбургских производителей способен сегодня соответствовать этим требованиям? Разве что крупные организации, скажем, Оренбургский молкомбинат или Орский мясокомбинат. Но более 60% местного АПК – это малые формы хозяйствования, ЛПХ и КФХ. Кто будет учить их маркетингу?

Кроме того, у многих сельхозпроизводителей, помимо умения сбывать свой товар и понимания рыночных отношений отсутствует, и сама возможность их применять, так как средств на такую роскошь, как маркетинг, просто не хватает. Почему не хватает? Потому что прибыльность низкая, а низкая она потому, что сбытовые каналы узкие. Вот вам и замкнутый круг.

Разрубить гордиев узел оренбургского АПК, однако, взялось государство. В области принята целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008–2012 годы», разработанная оренбургским Минсельхозом. Среди главных целей названо «повышение конкурентоспособности производимой в Оренбургской области сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства». Объем финансирования - 37 701,3 млн руб., в том числе из областного бюджета – 22 528,5 млн руб. Тратить их планируется по нарастающей, то есть максимальное финансирование АПК получит в 2012 г., а в 2008 г. на реализацию программы выделено чуть больше 3 млрд руб.

За первое полугодие АПК профинансирован на 1,7 млрд руб., на которые фермеры, в том числе, закупили тракторы и комбайны, всего около 1000 машин. Но вот только одних сельхозпредприятий в области около 700, а еще 6734 КФХ, больше чем 289 тыс. ЛПХ. И каждому предприятию требуется, как минимум, по две машины…
 
Почему у нас не получился обзор рынка продовольствия?

Первоначально мы хотели подготовить обзор продовольственного рынка Оренбурга не только со слов представителей торговых сетей, но и «привлечь к ответу» местных товаропроизводителей, организовать, так сказать, диалог. Но наша задумка не удалась, и вот почему. Дело в том, что как раз на стадии сбора материалов для статьи в Москве проходила выставка «Золотая осень», в которой принимали участие предприятия сферы АПК. Поэтому все производители, к которым мы обратились за информацией, были заняты подготовкой к выставке и собственно участием в ней, и в нашем обзоре участвовать отказались. Что ж, зато не зря съездили, результаты «вояжа» оренбургских аграриев и пищевиков опубликовало Минсельхоз Оренбургской области, и стоит отметить результаты достойные.
 
В выставке участвовали предприятия пищепрома, сельхозтоваропроизводители всех форм хозяйствования, науку представлял ОГАУ. Итоги выставки - 77 медалей, в том числе:
Больших золотых медалей – 6
Золотых медалей – 42
Серебряных медалей – 19
Бронзовых медалей – 10
Дипломов – 71
Свидетельств – 6
 
Среди лидеров - ООО «Оренбургский молочный комбинат», ЗАО «Орский мясокомбинат», ООО «Оренбург- Иволга». Есть призеры и среди ЛПХ и КФХ, тоже принимавших участие в выставке.
 
Конечно, участие в выставке намного важнее анализа причин низкой конкурентоспособности местных товаров. Или наши производители просто не видят в этом проблемы? Между тем, опубликованный сегодня материал с экспертными мнениями – это тоже определенный (и довольно эффективный) способ продвижения товара и создания бренда. Есть ощущение, что мозги у производителей продуктов питания до этого пока еще не созрели. Ну не понимают они такого термина как маркетинг. Вот и жалуются в приемной у министра: медальки же есть – так что еще надо-то? Вывод напрашивается весьма банальный: продукция есть, продукция качественная, достойная золотых медалей, но… продавать мы ее умеем!
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий