Не обут, значит, не одет

Каждая вторая пара обуви шьется в Китае

Сейчас чуть ли не в каждом российском магазине нам предлагают итальянскую обувь. Неужели одна европейская страна может удовлетворить запросы  со всего мира? Нет! В настоящее время основным оптовым поставщиком обуви в Россию является Китай. Эта страна обеспечивает 75-80% всего официального импорта. Италия поставляет лишь около 2%.

Мировой объем производства обуви составляет 13,5 млрд пар. Почти все ведущие мировые обувные производители находятся в странах Азии, а крупнейшим в мире экспортером текстильных товаров и обуви уже много лет является Китай - там производится каждая вторая пара изделий обувной промышленности.

В Европе производится примерно 1,2 млрд пар обуви, из которых 900 млн пар - в Западной Европе и около 300 млн пар - в Восточной. В сегменте обуви среднего и высокого класса мировым лидером считается итальянская обувная промышленность, а итальянские обувщики фактически являются общепризнанными законодателями мировой обувной моды. Италия занимает первое в Европейском Союзе (и шестое в мире!) место по производству обуви и является четвертым по величине ее мировым экспортером. Благодаря 6657 предприятиям, объединяющим 94143 работника, а также положительному сальдо торгового баланса, эта отрасль занимает ведущее качественно-количественное положение в итальянской экономике, а также является одной из несущих колонн в сфере Моды.

Итальянская обувная промышленность все больше завоевывает российский рынок сбыта: на протяжении первых пяти месяцев 2007 года, по данным доклада Ассоциации итальянских производителей обуви (www.anci-calzature.com), экспортные поставки на местный рынок возросли на 30%, и Россия стала четвертым по величине рынком потребления итальянской продукции.

В настоящее время основным оптовым поставщиком обуви в Россию является Китай. Эта страна обеспечивает 75-80% всего официального импорта. Турция поставляет всего 9%, около 2% - Италия. По информации службы таможенной статистики объём экспорта в 2006 г. составил 2546,1 тыс. пар в натуральном выражении.

В торговом секторе на российском рынке существует примерно следующее распределение: системные игроки - их доля порядка 25-30%; компании, импортирующие дешевую обувь - около 60-65% рынка; компании, обслуживающие дорогой, бутиковый сегмент - около 5%; обувные фабрики - не более 5% рынка. Примерно такое же распределение характерно и для оренбургского рынка. Вот только доля бутикового сегмента составляет не более 1%.

На российском обувном рынке преобладает средний ценовой сегмент

В настоящее время на рынке РФ выделяют несколько основных ценовых сегментов обуви. Разброс цен достаточно большой - в низком ценовом (low-class) сегменте пара обуви стоит менее 1000 рублей, в сегменте «люкс» (high-class)- более 7500 рублей. В настоящее время большинство покупок обуви приходится на средне-низкий и средне-средний ценовые сегменты, на которые ориентировано большинство российских производителей. Данные сегменты цен наиболее динамично развиваются, и продажи обуви здесь активно растут благодаря процессу перехода покупателей из средне-низкого в средне-средний ценовой диапазон и активного смещения потребительских предпочтений от низкого ценового сегмента. Эта тенденция связана с повышением уровня благосостояния россиян, в частности, оренбуржцев, которое затронуло самый многочисленный слой общества. Растущие доходы этой группы населения позволяют людям переходить с нижнего в средний класс, постепенно приобретая стандарты потребления среднего класса.

Оренбургский потребитель стал лучше ориентироваться на рынке обуви, он следует модным тенденциям, предъявляя повышенные требования к качеству и стилю обуви, уделяя внимание бренду. Большинство потребителей сейчас стремятся покупать обувь на один-два сезона, модную, но недорогую.

Особенностью рынка обуви и основным отличием его от рынка одежды является особое внимание потребителя к бренду: как показал наш анализ, 58% потребителей смотрят на торговую марку при выборе обуви. Объясняется это тем, что некачественная обувь встречается чаще, чем некачественная одежда, и проявления плохого качества более серьёзны. Известная марка у большинства покупателей ассоциируется с качеством.

Маркетологи выделяют несколько причин, по которым люди, имеющие возможность выбирать, склоняются к приобретению обуви от зарекомендовавшего себя бренда. Во-первых, это специфика обувного рынка: при покупке обуви торговой марке, как мы уже сказали, уделяется больше внимания. Во-вторых, обуви придается статусное значение, которое входит в первую десятку нематериальных ценностей среднего класса. В-третьих, важную роль играет легенда бренда, позволяющая приобщиться к тому или иному образу жизни, символу, социальной категории.
Эксперты отмечают, что значимость фактора «качество товара» продолжает расти. Под «качеством» среднестатистический российский покупатель сейчас понимает функциональные характеристики обуви: материал изготовления, качество пошива, предполагаемый срок носки, а также известность марки. Об этом говорит тот факт, что при выборе между двумя примерно одинаковыми по качеству моделями и прочих равных условиях, покупатель выберет знакомую марку обуви. Кроме этого, важнейшими критериями являются «место» и «ассортимент» - в последние годы успех магазина, торгующего обувью, определяется этими понятиями на 75-80%.

Предпочтение стран-производителей выражено у потребителей еще больше - этот фактор важен для 81% покупателей. Наиболее популярны итальянские и немецкие производители. Причем замечено, что ориентация на марки и страны-производители тем больше, чем выше доход покупателя.

Теневой сектор рушит статистику

Существует множество оценок объема обувного рынка в России. Часто они не совпадают друг с другом. Несоответствие между оценками обуславливается как разницей в используемых методах оценки, так и значительной долей теневого сектора на рынке, четких данных по которому не существует. По оценкам различных экспертов, объем российского обувного рынка в 2007 году составил:

- 400 млн пар (по оценке отраслевой ассоциации «Рослегпром»);
- 412 млн пар, или млрд (по оценке одного из маркетинговых агентств);
- до 450 млн пар (по оценке гендиректора Национальной обувной ассоциации Натальи Демидовой).
Согласно данным официальной статистики, потребление обуви на душу населения в 2007 году достигло 2 пар в год. Однако по оценкам Discovery Research Group, в 2007 году среднее потребление обуви на душу населения составило 2,4 пары.

Используя результаты исследования ВЦИОМ, «Эконика-обувь» провела собственные расчеты емкости рынка обуви РФ в натуральном и денежном выражении. Согласно полученным результатам, емкость рынка обуви РФ составляет около 13 млрд  долларов и более 270 млн пар в натуральном выражении соответственно. Необходимо отметить, что полученные расчеты справедливы только в отношении российского населения старше 18 лет и не учитывают данные по детской, подростковой и специализированной обуви.

Специалисты Discovery Research Group прогнозируют дальнейшее увеличение объема рынка обуви. В последние два года наблюдалось увеличение темпов роста объема рынка обуви в натуральном выражении (12% в 2005 году, 16,3%  в 2006 году и 15%  в 2007 году), однако в долгосрочной перспективе прогнозируется замедление темпов роста до 6-7% в год.

Тем не менее ведущие игроки указывают на возможное развитие отечественного рынка и появление новых участников и новых брендов. Государственное регулирование обувного рынка, направленное на пресечение снижения таможенных пошлин и борьбу с нелегальным ввозом, создаст более благоприятные возможности для деятельности российских предприятий. Российский обувной рынок укрупняется, разрабатываются новые ниши, поскольку в нашей стране преимущественно представлены мультибрендовые сети, почти нет монобрендовых магазинов и обувных дисконт-центров в их классическом виде. Кроме того, в ближайшие 2-3 года количественный характер конкуренции на обувном рынке изменится в сторону качественных показателей, когда особую роль будут играть сильные бренды и умение добиваться высокой лояльности потребителей. 

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий