Не отрасль убыточна — плохи подходы к ней

Статья губернатора Алексея Чернышева в журнале «Всероссийский строительный альманах» (№2-2007)

Перекладывать заботу о содержании жилищного фонда и коммунальных структур на население можно только после приведения этого хозяйства в порядок за счет бюджета и частных инвестиций

Оренбургская область относится к числу регионов, в которых жилищно-коммунальный комплекс работает без серьезных сбоев и аварий. Однако высокая затратносгь отрасли, связанная с изношенностью основных фондов, недостаточный уровень качества предоставляемых услуг, постоянный рост тарифов для населения являются постоянным раздражающим фактором в обществе.

Для выхода из создавшейся ситуации правительство области разработало программу по реформированию и модернизации ЖКХ.

Без авантюрных экспериментов Отсутствие частных компаний на начальном этапе реформирования ЖКХ явилось одной из основных причин «пробуксовки» реформ, т.к. без них невозможно создать конкуренцию по предоставлению населению жилищно-коммунальных услуг, что практически исключает действие рыночных механизмов со всеми вытекающими из этого последствиями.

Для наведения элементарного порядка в отрасли, снижения износа коммунальной инфраструктуры нужны огромные средства. Посудите сами: только в Оренбургской области на эти цели необходимо свыше 15 млрд. руб., а возможности областного бюджета составляют чуть более 500 млн. руб. в год. Разве можно эту проблему решить только за счет средств налогоплательщиков и бюджета? Перекладывать на плечи населения все, что за последние десятилетия не «довкладывалось» государством в ЖКХ, не только не реально, но и опрометчиво. Здесь выход один: привести коммуналку в близкий к нормативному порядок совместно с частными инвесторами .

ЖКХ - огромный пласт экономики страны, поэтому помимо больших средств сюда должны прийти новейшие технологии, передовой опыт, современная техника и новые модели хозяйствования.

Сегодня вряд ли есть нужда убеждать кого-то, что эти задачи осуществимы только в рамках государственно-частного партнерства. Лишь объединив усилия и средства государства и частного бизнеса с привлечением интеллектуальных сил из других отраслей экономики, можно до¬биться выполнения задачи кардинального реформирования этого сектора и уйти от порочной практики бесконечного латания дыр, работы на грани аварий, частых отключений и прочих отрицательных атрибутов сегодняшнего жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время в областной системе ЖКХ работают 477 бизнес-структур, обществ с ограниченной ответственностью и др., что составляет 60 процентов от общего числа жилищно-коммунальных предприятий. Цифра немалая, но количественный показатель в данном случае опережает качественный. И это понятно, ведь мы, по сути, находимся в начале пути.

Модернизируя работу предприятий ЖКХ, мы стремимся направить интересы всех участников процесса реформирования в одно русло. Муниципалитетам нужно стабильное, управляемое предприятие, потребителям — качественные услуги и приемлемые тарифы, а частным фирмам — прибыльный и надежный бизнес. Здесь важно обеспечить баланс интересов. Задача первостепенной важности — добиться, чтобы в отрасль пришли частные операторы, не преследующие сиюминутные выгоды и не склонные к авантюрным экспериментам. Мы с пониманием относимся к тому, что тот, кто вкладывает свои деньги (и довольно большие), по своей природе обязан просчитать риски. При этом он должен проделать огромную работу по определению финансовых потоков, отстроитъ горизонталь и вертикаль управления, оптимизировать затраты, избавиться от балласта ненужных структур и расходов, организовать производство по передовым критериям и только затем начать получать прибыль.

Все взаимоотношения с частным бизнесом в области строятся на арендных принципах.

Расшивка «узких мест» В жилищно-коммунальном комплексе области интегрируются отраслевые компании, такие, как ОАО «Теплогенерирующая компания», ООО «Росводоканал», ОАО «Самаракоммунэнерго», ОАО «Оренбургэнергосбыт», а также ЗАО «Управляющая компания «Металлинвест», ОАО «Оренбургские минералы».

Передача ЖКХ в аренду осуществляется по двум направлениям: в больших городах отдаются отраслевые предприятия, а в средних и малых городах, а также райцентрах — все хозяйство в комплексе, куда входят как «выгодные» (теплоснабжение, ВКХ), так и «невыгодные» объекты (жилье, бани и т.д.). Предпочтение отдается градообразующим предприятиям, поскольку это известный и предсказуемый партнер, владевший этим хозяйством ранее, когда ЖКХ было ведомственным.

Важно, что, помимо решения чисто коммерческих задач, градообразующие предприятия заботятся о своих рабочих и о городе. Так, в городе металлургов Новотроицке с населением более 100 тысяч человек всем жилищно-коммунальным хозяйством занимается ЗАО «Управляющая компания «Металлинвест». Первые результаты работы компании в сфере ЖКХ обнадёживают. Осенне-зимний сезон прошел без сбоев и аварий, меньше стало жалоб от населения, улучшилась оперативность и гибкость в управлении, хозяйство стало безубыточным.

В городе Ясном коммуналка передана акционерному обществу «Оренбургские минералы», которому оно принадлежало до 1995 года. За первый год работы осуществлена оптимизация производства, наведен порядок в расчетах с партнерами, ведется расшивка узких мест. Налажено четкое планирование, внедрено ежедневное бюджетирование, ликвидирована задолженность по зарплате.

В прошлом году подписан договор между администрацией города Медногорска, Медногорским МУП ЖКХ и Оренбургской теплогенерирующей компанией о передаче в аренду муниципального имущества сроком на 49 лет. Аналогичный договор, только на 20 лет, эта компания заключила с администрацией города Оренбурга и МУП «Оренбурггортепло».

Интеграция с муниципальными активами позволяет компании вести единую техническую политику в теплоснабжении муниципалитетов, дает возможность повышать эффективность функционирования системы теплоснабжения, привлекать инвестиции и обеспечивать устойчивое развитие отрасли на базе новых, более современных технологий. Свидетельством хорошей перспективы аренды муниципального имущества в Оренбурге и Медногорске стало безаварийное прохождение двух последних отопительных сезонов.

Несомненный плюс заключается и в том, что компания взяла на себя обязательства по урегулированию кредиторской и дебиторской задолженности МУПов, находившихся на грани банкротства. Их коллективы в полном составе приняты на работу с повышением зарплаты и обеспечением всех социальных гарантий.

Вначале была вода Первым на рынок коммунальных услуг области пришло ООО «Росводоканал». В сфере ЖКХ это одно из крупнейших предприятий. В его ведении находится более полутора тысяч километров водопроводно-канализационных сетей, 59 насосных станций, 262 водопроводные скважины, которые позволяют поставлять более 200 тысяч кубических метров воды в сутки.

В целях снижения имущественных рисков в отношении арендуемой муниципальной собственности в конце 2006 года был осуществлен перевод всего имущества МУП «Оренбургводоканал» в муниципальную казну. В настоящее время имущество арендуется предприятием непосредственно из казны.

На момент передачи имущества в аренду водопроводно-канализационное имущество города находилось в сложном состоянии. Износ отдельных водопроводно-канализационных сетей достигал 80 процентов, аварийность почти в шесть раз превышала допустимый уровень. МУП «Оренбургводоканал» было дотационно-ориентированным предприятием и имело просроченную кредиторскую задолженность, с существенными перебоями выплачивалась заработанная плата. Источники финансирования отсутствовали.

Для выявления и устранения назревших проблем специалистами управляющей компании был проведен полный технический и финансовый аудит предприятия, разработаны краткосрочные программы развития водопроводно-канализационного хозяйства города, внедрены системы управления производственно-хозяйственной деятельностью, осуществлены программы по снижению производственных затрат. Одним из приоритетных направлений деятельности компании ООО «Росводоканал» стало внедрение передовых технологий и разработок. Это позволяет существенно экономить денежные средства, сократить потребление электроэнергии, время устранения аварий. Несмотря на 10-процентный рост тарифов на электрическую энергию в текущем году, затраты по соответствующей статье остались на уровне 2006 года.

Благодаря сотрудничеству с городской администрацией была найдена возможность привлечения инвестиций, необходимых для реконструкции и развития водопроводно-какализационных сетей и сооружений. С 2004 года ООО «Оренбург-Водоканал» приступило к разработке и реализации инвестиционных программ. Начали со строительства новых магистральных водоводов в промышленной части города, где удалось коренным образом улучшить водоснабжение.

Основой инвестиционной программы на 2006 год стали реконструкция и развитие городских очистных сооружений в целях снижения нагрузки на экологическую среду. В рамках этого проекта уже заканчивается строительство отдельных объектов системы очистки стоков.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» специалистами ООО «Оренбург-Водоканал» совместно с профильными службами горадминистрации была разработана «Комплексная программа развития систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Оренбург». Она легла в основу инвестиционной программы развития систем водоснабжения и водоотведения областного центра на 2007-2011 годы, реализация которой предполагает освоение более 1,5 млрд. рублей. Исходя из этого были сформированы и утверждены тарифы на подключение к сетям предприятия, обеспечивающие возможность оснащения новых строительных объектов необходимой инженерной инфраструктурой.

Результаты работы предприятия оценены на федеральном уровне. В 2006 году по итогам Всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России» Оренбург стал победителем в номинации «За высокое качество и надежность городского водоснабжения».

По формуле удобства Примером взаимовыгодного сотрудничества бизнес-сообщества с жилищно-коммунальными службами явилось создание в городах и районах области единых расчетно-кассовых центров. В числе первых их внедрением на основе так называемых агентских схем для населения и юридических лиц занялось открытое акционерное общество «Оренбургэнергосбыт». Это — гарантирующий поставщик электроэнергии на территории региона, субъект оптового рынка электроэнергии. На счет ОАО свыше 14 тысяч юридических лиц, порядка 750 тысяч бытовых абонентов. Филиалы и участки «Оренбургэнергосбыта» обеспечивают представительство интересов компании во всех муниципалитетах.

Расчетно-кассовый центр — структура, позволяющая оказать весь комплекс услуг по взаимодействию с ЖКХ, начиная с расчета по основным договорам энергоснабжения, создания общей базы данных абонентов-потре6ителей, заключения договоров, завершая начислением и сбором платежей, работой с исковыми заявлениями должников. Далеко не каждая организация справится с таким объемом работ. Создание расчетно-кассовых центров требует решения вопросов лицензирования деятельности, открытия касс и клиентских залов, обеспечения безопасности и многого другого. Конечная цель — организация Центра обслуживания клиентов, структуры, наиболее удобной для потребителей.

Жители больших городов давно убедились в преимуществах сбора платежей через единые расчетно-кассовые центры. Теперь дело за организацией таких центров на всех других территориях области. Для финансового состояния коммунального предприятия это тоже выгодно, поскольку позволяет оперативнее выявлять и устранять долги. Возможно также создание банка данных по различным направлениям. В настоящее время система «Единого окна» «Оренбургэнергосбыта» работает уже в шести районах области и в городе Медногорске.

Помимо развития частного бизнеса в жилищно-коммунальном комплексе области ведется целенаправленная работа по реорганизации МУПов и акционированию предприятий ЖКХ с организацией обществ с ограниченной ответственностью по отраслям (ВКХ, теплоснабжение, жилфонд). МУПов в области осталось 113 единиц.

ТСЖ и бизнес Жилищно-коммунальным хозяйством в Кваркенском районе занимается индивидуальный предприниматель Нина Александровна Майер. Ранее в убыточном МПП ЖКХ работало более 130 сотрудников, теперь райцентр и три поселения обслуживают 30 человек. На плечах этих людей — жилой фонд, водопроводно-канализационное хозяйство и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Котельных в районе нет, теплоснабжение населения осуществляется от индивидуальных источников на природном газе. За истекших два года зарплата рабочих выросла более чем в два раза, повысилось качество услуг, заявки выполняются своевременно. Жалобы населения стали редкостью.

Здесь будет уместным сказать о товариществах собственников жилья как о самой эффективной форме управления жилищным фондом. Организация ТСЖ всех проблем в ЖКХ не снимает, но, безусловно, это правильное направление, где жильцы сами решают вопросы содержания и управления своим домом.

Сейчас в области действует 186 ТСЖ, которыми обслуживается 21 процент многоквартирного жилого фонда области. Причем качество содержания домов здесь значительно лучше.

Каковы же главные проблемы, мешающие развитию частного бизнеса в жилищно-коммунальном комплексе?

Первое. Пришедшие в сферу ЖКХ частные компании прежде всего сталкиваются с отсутствием необходимой законодательной базы, регулирующей этот интеграционный процесс. По этой причине отработанной схемы взаимодействия нет, поэтому все ищут компромиссы.

Второе. Высокий износ арендуемых муниципальных активов.

Третье. Нет законодательно определенных четких разграничений обязательств бюджетов по финансированию инвестиционных программ.

Четвертое. Принятый порядок государственного регулирования тарифов через устанавливаемые предельные индексы не позволяет получать средства на финансирование производства, т.к. прирост доходов «съедается» инфляцией и ростом цен на энергоносители, материалы и оборудование.

Пятое. Сдерживается заключение долгосрочных договоров аренды с частными инвесторами, поскольку для их оформления необходимо провести инвентаризацию и правовую регистрацию государственного и муниципального имущества, а это требует больших затрат, поэтому практически все арендные отношения начинаются с краткосрочной аренды (до одного года).

А кто будет вкладывать солидные средства в дело с такой краткосрочной перспективой?

Но главной проблемой, мешающей развитию частного бизнеса в жилищно-коммунальной сфере, является критическое финансовое состояние большинства предприятий ЖКХ, что делает их малопривлекательными для предпринимателей. Другие меры, предусмотренные в программах реформирования ЖКХ, не могут кардинально изменить обстановку в этой сфере. Без сомнения, остро необходим закон о финансовом оздоровлении ЖКХ, разговор о принятии которого ведется не один год.

Поспешать не торопясь Что у нас в перспективе в вопросах «расгосударствления» ЖКХ? Прежде всего необходимо «переломить» мнение отдельных руководителей муниципальных образований, которые в принципе согласны с необходимостью широкого внедрения частного бизнеса в ЖКХ, акционирования предприятий, но выдвигают контраргументы по поводу потери управляемости жилищно-коммунальным хозяйством (свое - лучше). К сожалению, под этим зачастую понимается не всемерная поддержка своих предприятий, а то, что «свое» можно заставить работать бесплатно или на условиях неопределенных сроков финансирования выполненных работ. Хорошо известно, к чему это привело.

Главный критерий, главный показатель для нас — качество обслуживания. Форма хозяйствования, предприятие, коммерческая структура будут и впредь выбираться по трем основным принципам: лучше, дешевле, удобнее для населения. При этом должна обеспечиваться безусловная прозрачность всех процессов как на стадии отбора, так и тарифного регулирования, а также финансовой деятельности предприятий и служб.

В областной целевой программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области в 2008-2011 гг.» долю частных компаний, управляющих коммунальной инфраструктурой, намечено к 2011 году довести до 95 процентов.

Особое внимание будет уделено развитию управления на основе концессионных соглашений. Реорганизация МУПов в ООО и ОАО практически будет завершена в 2008 году. Областная программа модернизации коммунальной инфраструктуры предусматривает на эти цели значительные капитальные вложения из бюджета, а долю частных инвестиций намечено довести с 7 процентов в 2006 году до 30 процентов в 2011 году.

Уместно еще раз напомнить о том, что жилищный фонд и коммунальная структура должны быть приведены в порядок за счет бюджетных и частных инвестиций, и лишь только после этого можно перекладывать заботу об их содержании на население. На наш взгляд, это самая острая проблема, и ее без участия федерального бюджета не решить.

Коммунальная реформа — это не глобальное изменение всего сразу и везде, она требует огромных средств, не терпит промедления, но и не терпит необдуманных действий, поскольку все это отразится на качестве обслуживания населения.

Сейчас уже в реформе ЖКХ опыт наработан, необходимые направления известны, поэтому правительство области и дальше будет проводить последовательную работу как по вопросам, указанны в настоящей статье, так и по другим аспектам реформирования жилищно-коммунального комплекса Оренбуржья.

29.10.2007

Список статей автора
Список всех авторов

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий