Вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ

15 сентября 2015 года в России вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). Документом введен новый порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений. Одновременно соответствующие положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентировавшие ранее порядок рассмотрения указанных дел, утратили силу.

Административные дела рассматриваются только судами общей юрисдикции. Это дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Среди них, в частности:

- связанные с государственной тайной;

- об оспаривании нормативных правовых актов и решений, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов, их должностных лиц и служащих;

- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (далее – избирательные права);

- о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания в таком учреждении;

- о госпитализации граждан в медицинские организации в недобровольном порядке;

- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам;

- об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и ряд других.

При этом административные дела, вытекающие из предпринимательской или иной экономической деятельности, а также связанные с интеллектуальными, патентными правами и тому подобные будут по-прежнему рассматривать арбитражные суды и суд по интеллектуальным правам.

В соответствии с КАС РФ суды будут рассматривать административные дела по административным искам административного истца к административному же ответчику. Процессуальное положение указанных участников дела практически идентично статусу сторон в гражданском процессе. Тем не менее, есть и ряд нововведений.  Наряду с предусмотренным сегодня ГПК РФ процессуальным соучастием, в КАС РФ появился институт коллективных административных исков граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц.  Подобные дела будут рассматриваться, если ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему. При этом если в суд обратится другое лицо с аналогичным иском, суд должен предложить ему присоединиться к поданному коллективному заявлению. Если истец откажется, то суд приостанавливает производство по его заявлению до принятия решения по коллективному иску.

Стоить иметь ввиду, что в соответствии со ст. 29 КАС РФ дело уже в суде первой инстанции может рассматриваться коллегиально.

Одной из особенностей КАС РФ является требование о наличии высшего юридического образования представителей (ст. 55 КАС РФ). Так, согласно ст. 128 Кодекса к административному исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.  Кроме того, по ряду дел участие представителя является обязательным. В случае несоблюдения этого требования заявление может быть оставлено без движения, возвращено, а действующее производство – приостановлено.  Так, участие представителя обязательно при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов. Исключение составляют случаи, когда гражданин имеет высшее юридическое образование и ведет дело сам. Это же касается принудительного помещения в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и психиатрического освидетельствования в недобровольном порядке. Однако в двух последних случаях при отсутствии представителя суд сам назначает адвоката.

Среди статей об основных принципах административного судопроизводства следует обратить внимание на ст. 14 Кодекса, которая предусматривает право суда самостоятельно истребовать доказательства по делу. За счет этого роль суда становится более активной, что способствует более полному исследованию фактических обстоятельств дела. Так, в отличие от гражданского процесса, в случае, если административный истец не согласен на замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим, суд сможет без его согласия все равно привлечь это лицо, но в качестве второго административного ответчика.

В отличие от ГПК РФ, в КАС РФ предусмотрен широкий спектр мер процессуального принуждения. Для начала к любому лицу, участие которого в деле обязательно или если суд сочтет его обязательным, может быть применено обязательство о явке. В качестве более жесткой меры, в том числе в случае нарушения обязательства о явке, к любому лицу может применяться привод силами судебных приставов. Напомним, что сегодня по ГПК РФ привод может применяться только к надлежащим образом извещенному свидетелю, который повторно не явился на заседание.
Из других мер процессуального принуждения, предусмотренных КАС РФ, можно выделить ограничение выступления или лишение участника процесса слова, предупреждение и удаление из зала судебного заседания и штрафы.

Согласно положениям КАС РФ гражданин имеет право оспаривать решения, действия и бездействие государственных и муниципальных органов, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица. Однако он может сделать это только в том случае, если были нарушены именно его права. Аналогичные нормы закрепляются в отношении членов избирательных комиссий, наблюдателей, кандидатов, доверенных лиц. Предъявлять иски в связи с нарушением избирательного законодательства РФ смогут только избирательные комиссии и прокурор. Последний также получит право обращаться в суд в защиту избирательных прав граждан России (ст. 239 КАС РФ).

Еще одной новеллой КАС РФ является возможность рассмотрения административного дела судом в порядке упрощенного (письменного) производства - без проведения устного разбирательства и присутствия сторон в зале заседания. Судом исследуются только доказательства в письменной форме (например, отзыв, объяснения и возражения на иск, заключение прокурора).

Участие прокурора регламентируется ст. 39 КАС РФ. Часть 4 ст. 39 КАС РФ вводит обязанность прокурора по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска. Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных Кодексом. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления, что ранее так же не было отражено в процессуальном законодательстве.

Новым в административном судопроизводстве является увеличение категорий дел, по которым установлены сокращенные сроки апелляционного обжалования. Так,  законодатель вернулся к десятидневному сроку обжалования судебных постановлений (дела о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, об административном надзоре, о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке).

 

Отдел по обеспечению участия

прокуроров в гражданском

и арбитражном процессе

прокуратуры Оренбургской области

 

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий