Памятка пассажиру железнодорожного транспорта

О своих правах пассажиры железнодорожного транспорта могут узнать из Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав) и «Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров…».

Покупая билет на поезд, потребитель заключает с транспортным предприятием договор перевозки. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Билет является основным документом, который удостоверяет заключение договора перевозки пассажира и уплаты им установленной платы за проезд (ст. 82 Устава).

Перевозчик обязан бесплатно обеспечивать на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пользователей своевременное предоставление пользователям услугами (в наглядной и доступной форме) достоверной информации, в том числе:

- наименование и место нахождения (юридический адрес) перевозчика, место нахождения подразделения перевозчика, уполномоченного принимать и рассматривать претензии, предъявляемые к перевозчику;
- стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади сверх установленной нормы, а также перевозки грузов, багажа, грузобагажа;

- время отправления и прибытия поездов;

- перечень вещей (предметов), запрещенных к перевозке и хранению;
- время работы билетных и багажных касс, товарных контор и камер хранения ручной клади;

- перечень категорий граждан, которым предоставляется право бесплатного проезда или право оплаты проезда со скидкой в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

Стоимость билета складывается из стоимости проездного билета и плацкарты.

Под плацкартой понимается дополнительная к проездному билету карточка или квитанция на нумерованное место в вагоне в поездах дальнего следования. Плацкарта, в отличие от проездного билета (куда включены расход на локомотивную тягу и транспортную инфраструктуру), является ценой за услуги владельца вагона.

При проезде в поездах дальнего следования пассажир имеет право провозить бесплатно 1 ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом (ст. 83 Устава, п. 13 Правил).

На детей старше 10 лет приобретается проездной документ, как для взрослых. Возраст ребенка устанавливается на дату начала поездки.

При поездках на пригородных поездах пассажир имеет право бесплатно провозить детей в возрасте не старше 5 лет (количество детей не ограничено), а также детей в возрасте от 5 до 7 лет с оплатой в соответствии с тарифом (п. 14 Правил).

Также пассажир вправе:

- возобновлять действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 12 часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение 5 суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет);

- продлевать срок действия проездного документа (билета) на время до отправления следующего поезда, в котором ему будет предоставлено место, или получать обратно полную стоимость проезда, при отказе от поездки, в случае непредоставления места, указанного в проездном документе (билете), и несогласия воспользоваться другим местом в поезде, на который приобретен проездной документ (билет);

- выезжать (при наличии свободных мест) поездом, отходящим ранее поезда, на который приобретен проездной документ (билет), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе (ст. 83 Устава, п. 13 Правил).

Пассажиру при предъявлении железнодорожного билета предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами (ст. 80 Устава, п. 39 Правил).

При возврате в железнодорожную билетную кассу неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего следования пассажир имеет право:

- не позднее чем за 8 часов до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты (с вычетом сбора за проведение операции);

- менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты (с вычетом сбора за проведение операции);

- менее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается (ст. 83 Устава, п. 25 Правил).

Каждый пассажир имеет право бесплатно перевозить с собой на 1 проездной документ (билет) кроме мелких вещей ручную кладь весом не более36 килограммов(для вагонов с 2-местными купе (СВ) -50 килограммов), размер которой по сумме 3 измерений не превышает180 см. Указанная ручная кладь независимо от рода и вида упаковки должна быть размещена в специально отведенных для этого местах таким образом, чтобы она не мешала другим пассажирам.

Обеспечение целостности и сохранности ручной клади, перевозимой пассажиром, является обязанностью пассажира (п. 37 Правил).

Каждый пассажир имеет право за плату перевозить в поезде мелких домашних животных, собак и птиц (п. 38 Правил).

Согласно п. 68 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС от 26.07.2002 № 30, перевозка в поездах всех категорий мелких домашних животных, собак и птиц допускается сверх установленной нормы провоза ручной клади во всех вагонах (кроме вагонов с 2-местными купе (СВ) и вагонов повышенной комфортности) при наличии ветеринарной справки и оплачивается при перевозках общим весом одного места до20 кгв поездах дальнего или местного следования - как за20 кгбагажа, а весом более20 кг- с оплатой за фактический вес. При этом пассажиру выдается квитанция "багаж на руках" на весь путь следования или по желанию пассажира до пункта пересадки.

Мелкие домашние животные, собаки и птицы перевозятся в ящиках, корзинах, клетках, контейнерах, которые должны помещаться на местах, предназначенных для размещения ручной клади.

При перевозке мелких домашних животных, собак и птиц их владельцы или сопровождающие должны обеспечить соблюдение санитарно-гигиенического режима в вагоне.

Ущерб, причиненный при перевозке пассажира, возмещается перевозчиком:

- при перерыве движения поездов, вызвавшем отказ пассажира от продолжения поездки – возмещается полная стоимость проезда;

- при непредставлении пассажиру спального места в соответствии с имеющимся у него проездным документом и при отказе пассажира от предложенной ему замены места – полностью возвращается вся сумма за билет;

- в случае отмены отправления поезда – вправе получить от перевозчика полную стоимость проезда за непроследованное расстояние независимо от срока возврата проездного документа (билета) до отправления поезда;

- в случае опоздания по вине перевозчика на поезд, на который приобретен проездной документ (билет) – вправе получить от перевозчика полную стоимость проезда при возврате проездного документа (билета) в пункте пересадке или переоформить проездной документ для выезда с первым отходящим поездом, в котором будут свободные места, без взимания доплаты (п. 13 Правил).

При опоздании (или задержке отправления) поезда дальнего следования пассажир также имеет право на получение неустойки из расчета 3% стоимости проезда за каждый полный час задержки отправления или опоздания. При опоздании менее чем на один час неустойка не выплачивается (ст. 110 Устава, п. 76 Правил).

Ущерб, причиненный при перевозке багажа, грузобагажа, возмещается перевозчиком в случае:

а) утраты или недостачи багажа, грузобагажа - в размере стоимости утраченного или недостающего багажа, грузобагажа;

б) повреждения (порчи) багажа, грузобагажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа, грузобагажа - в размере его стоимости;

в) утраты багажа, грузобагажа, сданного для перевозки с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости багажа или грузобагажа (ст. 107 Устава, п. 73 Правил).

Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, грузобагажа, возвращает пассажиру, получателю плату за перевозку багажа, грузобагажа, а также иные причитающиеся пассажиру, получателю платежи, взысканные за перевозку утраченных, недостающих или поврежденных (испорченных) багажа, грузобагажа (п. 74 Правил).

За просрочку доставки багажа, грузобагажа перевозчик при их выдаче уплачивает пассажиру, получателю на основании акта, составленного по требованию пассажира, получателя, пени в размере 3 % оплаты за перевозку багажа, грузобагажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа, грузобагажа (ст. 108 Устава, п. 75 Правил).

До предъявления к перевозчику иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, к перевозчику может быть предъявлена претензия в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, грузобагажа в течение 6 месяцев, а в случае просрочки доставки багажа и грузобагажа, задержки отправления или опоздания поезда - в течение 45 дней (ст. 121, 123  Устава, п. 68 Правил).

В претензии, касающейся утраты, недостачи, повреждения (порчи) или просрочки в доставке багажа, грузобагажа указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество заявителя; данные документа, удостоверяющего личность; адрес, по которому следует направлять ответ; основание для предъявления претензии; перечень прилагаемых документов (п. 70 Правил).

Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить (в письменной форме) заявителя в течение 30 дней с даты получения претензии (ст. 124 Устава).

За защитой прав пассажиры могут обратиться в Оренбургскую транспортную прокуратуру (пр. Парковый, 6).

14.06.2013 г.

Комментарии orinfo.ru (1)

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий

  1. avatar
    Добавили дату

    Согласны с замечанием. Данная информация от 2013 года. Добавим в раздел Ликбез даты.