Административный надзор

Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ в Российской Федерации возрожден институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, действовавший в СССР с 1966 года почти 40 лет в целях предупреждение совершения указанными лицами повторных преступлений и правонарушений, а также оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

В настоящее время административный надзор осуществляется органами внутренних дел и представляет собой наблюдение за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими предусмотренных законом обязанностей.

Надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную (неснятую) судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, за совершение преступления при рецидиве преступлений либо за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

По общему правилу надзор устанавливается в том случае, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания или лицо, отбывшее  наказание, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

В отношении лиц, совершивших преступление при опасно и особо опасном рецидиве преступления или совершивших преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, надзор устанавливается в обязательном порядке без учета поведения этих лиц в местах лишения свободы, а также совершения ими административных правонарушений после отбытия наказания.

В отношении поднадзорного лица судом могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в этих мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации. Последнее из перечисленных ограничений является обязательным.

Кроме этих административных ограничений закон возлагает на поднадзорное лицо обязанности, связанные со своевременное явкой в орган внутренних дел для постановки на учет, с уведомлением органа внутренних дел о перемене места жительства, места работы, с обеспечением допуска сотрудников органов внутренних дел в жилое помещение в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

В 2011 году в связи с принятием указанного Федерального закона об административном надзоре Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 314.1, предусматривающей уголовную ответственность за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в установленный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Тогда же Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 19.24, устанавливающей административную ответственность за несоблюдение поднадзорными лицами административных ограничений и невыполнение ими обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 514-ФЗ в указанные законодательные акты внесены изменения и дополнения, направленные на введение уголовной ответственности поднадзорных лиц за несоблюдение установленных ограничений.

Статья 314.1 УК РФ дополнена частью второй, согласно которой неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 КоАП РФ), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, наказывается штрафом в размере до 60 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 100 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.

Согласно примечанию к данной статье УК РФ неоднократным несоблюдением поднадзорным лицом административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдением этим лицом указанных ограничений при условии, что это лицо ранее привлекалось к административное ответственности за аналогичные деяния два раза в течение одного года.

Статья 19.24 КоАП РФ дополнена частью третьей, предусматривающей административную ответственность в виде обязательных работ на срок до 40 часов либо административного ареста на срок от 10 до 15 суток за повторное в течение одного года несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Указанные изменения законодательства, усиливая ответственность поднадзорных лиц за неправомерное поведение, направлены на защиту государственных и общественных интересов.

 

Старший помощник прокурора области

по правовому обеспечению                                                                           

В.Ф.Гизбрехт

 

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий