Госзакупки- ловушка для бизнеса: есть ли выход?

На сайте госзакупок России 17 февраля объявили о продаже Кремля в пользу нужд Новороссии, с уточнением: «Путин к зданию прилагается. Стартовая цена Кремля составляет 30 руб., шаг аукциона – 2 рубля». Скриншот извещения опубликовал РБК  на собственном сайте. Конечно же, это шутка, скорее всего, происки хакеров. Материалы следствия уже направлены в прокуратуру и в Федеральную службу безопасности.
Другую злую шутку ощутили на себе реальные исполнители госзаказа, чьи затраты резко возросли после скачков евро и доллара на рынке валют. Часть компаний уже просит власти пересмотреть стоимость контрактов, другие - ищут выход в сокращении издержек.

Благо или тяжелое бремя?

По словам предпринимателей, в свете последних событий госконтракт из блага превратился в тяжелое бремя для бизнеса. Более того, для кого-то он стал чем-то вроде камня на шее.

Прежде всего, из-за роста курса валют могут пострадать отрасли, связанные с поставками сырья и комплектующих из-за рубежа: это касается радиоэлектроники, высокотехнологичных комплектующих любых видов оборудования, которые чаще всего производятся за рубежом (даже если по нашим наработкам, как поясняют специалисты). Вероятно, исполнителям госзаказа грозят убытки при сохранении уровня контрактных цен в рамках госзаказа. Поэтому, конечно, они пытаются добиться пересмотра условий госзаказа по этим позициям, считают специалисты.

- Проблема обострилась. Тендеры выигрывались по определенной цене, а после скачка доллара и евро затраты резко возросли. В итоге предприниматель оказывается перед выбором: понести огромные издержки или попасть в «черный список», – говорит депутат Госдумы, координатор проекта «Комфортная правовая среда» Рафаэль Марданшин.

- Нельзя однозначно говорить о том, что государственный контракт из блага превратился в тяжелое бремя для бизнеса. Хозяйствующие субъекты самостоятельно, на свой риск принимают решения об участии в процедурах на право заключения государственных или муниципальных контрактов. Принятие таких решений – это и есть предпринимательская деятельность, которая изначально, по своей правой природе содержит в себе риски, - высказывает свою точку зрения Дмитрий Ларин, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии Прокуратуры Оренбургской области. - Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе» содержит в себе основания для расторжения контракта: по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Такого основания как расторжение контракта в связи с резким изменением курса валют ни закон о контрактной системе, ни гражданское законодательство не содержит.

- Мы могли бы потерять 2,5 млн рублей. Изначально цена УЗИ аппарата, который мы должны были поставить, в переводе на российскую валюту составляла 5 млн рублей, а после скачка доллара его цена резко увеличилась. Но нам повезло, что нашей фирме не пришлось выполнять госзаказ, - говорит Илья Поляков, генеральный директор ООО «ИнвестМедСнаб». – Еще во время торгов нас «подставили» конкуренты, которые уронили цены на 10 %, они шли первыми. Затем выяснилось, что у них «недостает» каких-то разрешительных документов, соответственно мы должны были стать основными поставщиками. Но во время аукциона компьютеры нашей компании дали сбой.

В общем, заключить контракт у нас не получилось. После проведения проверки специалистами УФАС Оренбургской области госзаказ выполнять нам не пришлось, так же как и выплачивать штрафы. Конечно, участие в госзакупках – дело рискованное, поэтому мы немного переориентировали свой бизнес. Так же поставляем оборудование, но сдаем его в долгосрочную аренду.

Как отмечают эксперты, полностью отказаться от поставок импортного оборудования пока невозможно, по крайней мере в ближайшие 5-10 лет, особенно это касается отдельных видов высокотехнологичной продукции. В первую очередь речь идет о станкостроении, оборудовании для буровых работ, высокотехнологичном энергомашиностроении и аналогичных отраслях. А потому ряд компаний неизбежно столкнется с существенными проблемами, связанными с волатильностью валют.

Антикризисные меры

- При неисполнении контрактов не по вине предпринимателя, а по причине резкого удорожания стоимости закупаемых товаров или услуг, необходимо не вносить предпринимателя в «черный список» как недобросовестных поставщиков государства, - уверен депутат Госдумы Рафаэль Марданшин. - Надо понимать, что есть тендеры, исполнение которых необходимо обеспечивать в любом случае, например, поставка продуктов в школы и больницы. К примеру, предприниматель выиграл тендер по поставке мяса в детскую областную больницу, но после заключения договора закупочные цены резко выросли. Выбор предпринимателя: или выполнить договор и понести миллионные убытки, или не исполнить договор, понести штрафные санкции и попасть в «черный список» ненадежных предпринимателей без права участия в тендерах. Кроме того, проблема состоит в том, что детей нужно кормить и подобные поставки в детскую больницу прерывать нельзя.

Есть другие случаи, когда условия тендеров можно пересмотреть до их исполнения. Здесь многое зависит от того, насколько власть готова идти навстречу предпринимателю и готова пересмотреть условия исполнения договора, которые позволят предпринимателю исполнить контракт. Государство должно учитывать подобные моменты и с пониманием относиться к этим ситуациям.

В рамках предложений по изменению антикризисного плана депутаты направляли просьбу разрешить эту проблему в правительство, отмечает парламентарий.

- Речь идет о постановлении Правительства РФ от 05.03.2015 г. № 196. Данный нормативный акт наряду с другими является антикризисной мерой Правительства России. В соответствии с Законом о контрактной системе заказчик обязан предъявлять требования об уплате штрафных санкций при нарушении условий контракта. Неисполнение данной обязанности является нарушением закона, - поясняет Дмитрий Ларин, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии юрист 1-го класса Прокуратуры Оренбургской области. -  Однако в условиях экономического кризиса для некоторых поставщиков даже незначительные штрафные санкции могут являться непосильной ношей. Поэтому принятие данного постановления правительства способствует снижению финансовой нагрузки на участников закупок, а также снижению нагрузки на банковскую систему. Законодатель обязал заказчика в установленных случаях предоставлять поставщику отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списывать задолженность по ним.

Данное постановление – не единственное, принятое Правительством Российской Федерации в качестве антикризисной меры. Также правительством установлены случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, заключать соглашений об изменении срока исполнения контракта, его цены, цены единицы товара, работы, услуги и (или) количества товаров.

По словам специалистов Минэкономразвития региона, пока фактов обращения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по вопросам оказания помощи в связи с трудностями исполнения госконтрактов по причине изменения ценовой конъюнктуры в Правительство Оренбургской области не зафиксировано.

«Черный список» региона

- Типичными нарушениями продолжают оставаться: заключение контрактов без проведения торгов; включение в конкурсную и аукционную документацию условий, не соответствующих требованиям законодательства; незаконное отклонение заявок на участие в конкурсе, аукционе или незаконный допуск к участию; заключение контрактов на условиях, отличных от утвержденных документацией закупки, - констатирует прокурор Дмитрий Ларин. - Повсеместно распространена негативная практика заключения государственных и муниципальных контрактов на проведение капитальных ремонтов и строительства без проведения торгов. Даже несмотря на существенный размер предусмотренного административного штрафа за данное нарушение (от 30 до 50 тыс. руб.), динамика данных правонарушений только растет.

Всего органами прокуратуры области в 2014 году выявлено более 1600 нарушений закона в сфере закупок. Значительно увеличилось количество выявленных незаконных правовых актов – с 22 до 182, как следствие количество принесенных прокурорами протестов – с 21 до 181. В суды области прокурорами направлено 4 исковых заявления, которые рассмотрены и удовлетворены, внесено 266 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 282 должностных лица, к административной – 126, в порядке ст. 37 УПК РФ в следственные органы направлено 4 материала, по которым на сегодняшний день возбуждено 3 уголовных дела.

В текущем году органами прокуратуры области выявлено более 400 нарушений закона, опротестовано 29 незаконных правовых актов. В суд направлено одно исковое заявление (рассмотрено и удовлетворено). Внесено 97 представлений прокурором об устранении нарушений федерального законодательства. К дисциплинарной ответственности привлечено 60 должностных лиц, к административной – 42.

По результатам работы контрольно-надзорных органов в Оренбуржье сформирован «черный список» предприятий, отказавшихся от выполнения (не выполнивших или нарушивших) условий госконтрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Ведение данного реестра входит в компетенцию Федеральной антимонопольной службы (ее территориальных управлений). На сегодняшний день в него входит 134 записи о хозяйствующих субъектах Оренбургской области, поясняют специалисты Министерства экономического развития региона. По закону недобросовестные поставщики  на 2 года не допускаются к участию в закупках.

Эффективность есть

Справедливости ради, надо отметить и положительные стороны № 44-ФЗ.

Важным принципом контрактной системы в сфере закупок является принцип эффективности. Одним из показателей эффективности закупок является экономия бюджетных средств по результатам.

- В целом по закупкам, организованным и проведенным Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области как органом исполнительной власти области, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и соответствующих учреждений области, экономия бюджетных средств в 2014 году составила более 840 млн рублей. В условиях нестабильности сегодняшней ситуации в экономике актуальными становятся меры по повышению эффективности расходования бюджетных средств, в том числе и за счет их сокращения и пересмотра. В связи с этим делать прогноз о возможном достижении размера экономии по результатам госзакупок на 2015 год затруднительно, поясняют в Министерстве экономического развития Оренбургской области.

Официальные источники сообщают, что российские производители лекарств отказываются выполнять госконтракты, заключавшиеся по низким ценам 2014 года, и готовятся останавливать предприятия. В некоторых регионах дефицит лекарств на себе уже начали испытывать диабетики, следующие на очереди - раковые больные.

Какие меры по предотвращению данной ситуации в Оренбуржье предпринимаются Министерством экономического развития региона?

Как ответили эксперты Минэкономразвития  и прокуратуры региона, по информации, полученной от Министерства здравоохранения Оренбургской области, на сегодняшний день государственные контракты, заключенные в 2014 году на поставку лекарственных препаратов, исполняются в полном объеме.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий