Дорога по правилам

Федеральное законодательство определило правила владения и управления автомобильными дорогами. Состояние автомобильных дорог всегда находится в центре внимания населения, потому что оренбуржцам приходится передвигаться по достаточно обширным просторам области. И если с федеральными и областными дорогами всё более-менее ясно, по щитам на обочинах можно определить ответственных за их состояние, то стоит свернуть с трассы, и начинаешь ощущать разницу. Хотя по российскому законодательству у каждой дороги должен быть свой хозяин.

Распределение зон ответственности на дорогах закреплено многими нормативными актами. Стоит назвать основные из них: ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (последние изменения и дополнения вступили в силу с 30.01.2014 г.); ФЗ № 254 от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция от 03.02.2014 г.). В первом документе к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог в границах населенных пунктов и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание парковочных мест, осуществление муниципального контроля за сохранностью дорог. Во втором документе к дорожной деятельности органов местного самоуправления относятся: строительство, содержание, реконструкция, ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог. Вся эта деятельность должна соответствовать определенным правилам, о которых мы беседуем с руководителем юридической службы ООО «НТЦ «Промбезопасность – Оренбург» Феликсом Горяйновым. Он сделал акцент прежде всего на дороги муниципального значения.

- В рамках дорожной деятельности муниципалитету необходимо проводить оценку технического состояния автомобильной дороги, причем не реже одного раза в год, - поясняет Феликс Валерьевич. – Любая дорога должна соответствовать комплексу характеристик технического уровня и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства. Эти транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги можно определить в результате комплекса обследования, сбора и анализа информации о функционировании дороги, наличии повреждений и причин их появления, характеристики транспортных потоков. В процессе диагностики определяются, в том числе, и сцепные свойства дорожного покрытия, состояние обочин, прочность дорожной одежды. Дорожные покрытия должны соответствовать требованиям ГОСТов.

- Чтобы провести столь сложный комплекс исследований, необходимо специальное оборудование, обученный персонал – всё это упирается в серьезные организационные и материальные затраты, которые, боюсь, муниципалитетам не по силам.

- Должен уточнить, что приказом Минтранса России № 150 от 27.08.2009 г. «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» определено, что при проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным. Кстати, ООО «НТЦ «Промбезопасность – Оренбург» имеет соответствующую материально-техническую базу, наша испытательная лаборатория аккредитована в Федеральной службе по аккредитации под № РОСС RU.001.21СТ20. В Оренбургской области наш центр является пока единственным, кто по закону может проводить диагностику дорог и давать по их результатам положительное или отрицательное заключение. В отношениях к собственнику дорог ООО «НТЦ «Промбезопасность – Оренбург» выступает как независимая экспертная организация с объективной оценкой, которая может стать основой для принятия управленческих решений. К примеру, исследования и рекомендации нашего центра могут стать основой для разработки проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, составлению сметных расчетов на эти цели, для определения приоритетов, первоочередности тех или иных работ. Только на основе утвержденных муниципалитетом проектов и сметных расчетов начинается формирование ежегодных планов проведения работ по ремонту и содержанию дорог. Такова процедура, предусмотренная нормативными актами.

- Но тут, на уровне МО возникает вопрос, который может серьезно помешать исполнению намеченных планов. Дефицит бюджета.

- На мой взгляд, это не причина для отказа от разработки проектов по ремонту и строительству дорог местного значения. Наоборот, с помощью нашей лаборатории возможно формирование убедительных, обоснованных с технической точки зрения бизнес-проектов развития дорожного хозяйства МО и предоставление их в субъект Федерации для включения механизмов финансирования из областного, федерального бюджетов в рамках госпрограмм или за счет средств Дорожных фондов. Если не соблюдать все процедуры формирования таких заявок, то можно из года в год жаловаться на дефицит муниципального бюджета и отсутствие помощи вышестоящих инстанций.

- Феликс Валерьевич, а еще какие «подводные камни» мешают развитию муниципальных дорог?

- С точки зрения целевого использования муниципального бюджета, получения областной или федеральной субсидий важным моментом является завершение формирования реестра муниципальной собственности – дорог это тоже касается, большая их часть до сих пор не прошла инвентаризацию и не включена в Росреестр как объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности МО. Свидетельство на объект дается, что называется, один раз и на всю оставшуюся жизнь. Но без этого Свидетельства невозможно получить право на включение в государственные программы софинансирования.

Наиболее продвинутые главы муниципальных образований начинают это понимать и форсировать эту процедуру. Недавно председатель комитета по управлению имуществом Новотроицка рассказал в интервью об итогах этой работы. Несколько лет назад было оформлено в собственность 54 основные городские дороги, сейчас документы еще на 36 дорог сданы на регистрацию. А всего в Новотроицке порядка 190 дорог.

Кстати, испытательная лаборатория ООО «НТЦ «Промбезопасность – Оренбург» готова помочь в подготовке технической документации для регистрации дорог в муниципальную собственность.

- А у вас уже есть опыт работы с муниципалитетами?

- Могу привести знаковый пример. Жители областного центра внимательно следили за строительством, по сути, новой дороги по проспекту Победы. Городская администрация поручила специалистам нашей лаборатории проверить качество асфальтобетонного покрытия.

- Это был наш первый серьезный объект, где мы показали возможности оборудования и умение организовать работу, - включается в разговор заведующая испытательной дорожной лабораторией Г.С. Глянцева. – Эти исследования проводятся в соответствии с разработанным регламентом, который учитывает тип дорожного покрытия, этапы подготовительных работ и контроля, выбор места отбора кернов. Каждая вырубка была пронумерована, указано место и время ее отбора, название строительной организации. А потом уже в стенах лаборатории были проведены десятки исследований, с помощью которых были определены истинная плотность, пористость, водонасыщение, состав и множество других показателей, характеризующих состав асфальтобетонного полотна и соответствие его ГОСТу.

- В результате исследований, администрация Оренбурга убедилась, что дорожно-строительные работы были проведены в соответствии с заданными требованиями. Со строительными организациями были подписаны акты о приеме/передаче выполненных работ, - подводит итог нашей беседы руководитель юридической службы ООО «НТЦ «Промбезопасность – Оренбург» Ф.В. Горяйнов. – Подключение к дорожной деятельности органами местного самоуправления сертифицированных лабораторных центров, предусмотренное законодательством РФ, позволяет изучить, грамотно планировать и качественно выполнять весь комплекс работ, избежать санкций за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий