Федеральное законодательство определило правила владения и управления автомобильными дорогами. Состояние автомобильных дорог всегда находится в центре внимания населения, потому что оренбуржцам приходится передвигаться по достаточно обширным просторам области. И если с федеральными и областными дорогами всё более-менее ясно, по щитам на обочинах можно определить ответственных за их состояние, то стоит свернуть с трассы, и начинаешь ощущать разницу. Хотя по российскому законодательству у каждой дороги должен быть свой хозяин.
Распределение зон ответственности на дорогах закреплено многими нормативными актами. Стоит назвать основные из них: ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (последние изменения и дополнения вступили в силу с 30.01.2014 г.); ФЗ № 254 от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция от 03.02.2014 г.). В первом документе к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог в границах населенных пунктов и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание парковочных мест, осуществление муниципального контроля за сохранностью дорог. Во втором документе к дорожной деятельности органов местного самоуправления относятся: строительство, содержание, реконструкция, ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог. Вся эта деятельность должна соответствовать определенным правилам, о которых мы беседуем с руководителем юридической службы ООО «НТЦ «Промбезопасность – Оренбург» Феликсом Горяйновым. Он сделал акцент прежде всего на дороги муниципального значения.
- В рамках дорожной деятельности муниципалитету необходимо проводить оценку технического состояния автомобильной дороги, причем не реже одного раза в год, - поясняет Феликс Валерьевич. – Любая дорога должна соответствовать комплексу характеристик технического уровня и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства. Эти транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги можно определить в результате комплекса обследования, сбора и анализа информации о функционировании дороги, наличии повреждений и причин их появления, характеристики транспортных потоков. В процессе диагностики определяются, в том числе, и сцепные свойства дорожного покрытия, состояние обочин, прочность дорожной одежды. Дорожные покрытия должны соответствовать требованиям ГОСТов.
- Чтобы провести столь сложный комплекс исследований, необходимо специальное оборудование, обученный персонал – всё это упирается в серьезные организационные и материальные затраты, которые, боюсь, муниципалитетам не по силам.
- Должен уточнить, что приказом Минтранса России № 150 от 27.08.2009 г. «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» определено, что при проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным. Кстати, ООО «НТЦ «Промбезопасность – Оренбург» имеет соответствующую материально-техническую базу, наша испытательная лаборатория аккредитована в Федеральной службе по аккредитации под № РОСС RU.001.21СТ20. В Оренбургской области наш центр является пока единственным, кто по закону может проводить диагностику дорог и давать по их результатам положительное или отрицательное заключение. В отношениях к собственнику дорог ООО «НТЦ «Промбезопасность – Оренбург» выступает как независимая экспертная организация с объективной оценкой, которая может стать основой для принятия управленческих решений. К примеру, исследования и рекомендации нашего центра могут стать основой для разработки проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, составлению сметных расчетов на эти цели, для определения приоритетов, первоочередности тех или иных работ. Только на основе утвержденных муниципалитетом проектов и сметных расчетов начинается формирование ежегодных планов проведения работ по ремонту и содержанию дорог. Такова процедура, предусмотренная нормативными актами.
- Но тут, на уровне МО возникает вопрос, который может серьезно помешать исполнению намеченных планов. Дефицит бюджета.
- На мой взгляд, это не причина для отказа от разработки проектов по ремонту и строительству дорог местного значения. Наоборот, с помощью нашей лаборатории возможно формирование убедительных, обоснованных с технической точки зрения бизнес-проектов развития дорожного хозяйства МО и предоставление их в субъект Федерации для включения механизмов финансирования из областного, федерального бюджетов в рамках госпрограмм или за счет средств Дорожных фондов. Если не соблюдать все процедуры формирования таких заявок, то можно из года в год жаловаться на дефицит муниципального бюджета и отсутствие помощи вышестоящих инстанций.
- Феликс Валерьевич, а еще какие «подводные камни» мешают развитию муниципальных дорог?
- С точки зрения целевого использования муниципального бюджета, получения областной или федеральной субсидий важным моментом является завершение формирования реестра муниципальной собственности – дорог это тоже касается, большая их часть до сих пор не прошла инвентаризацию и не включена в Росреестр как объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности МО. Свидетельство на объект дается, что называется, один раз и на всю оставшуюся жизнь. Но без этого Свидетельства невозможно получить право на включение в государственные программы софинансирования.
Наиболее продвинутые главы муниципальных образований начинают это понимать и форсировать эту процедуру. Недавно председатель комитета по управлению имуществом Новотроицка рассказал в интервью об итогах этой работы. Несколько лет назад было оформлено в собственность 54 основные городские дороги, сейчас документы еще на 36 дорог сданы на регистрацию. А всего в Новотроицке порядка 190 дорог.
Кстати, испытательная лаборатория ООО «НТЦ «Промбезопасность – Оренбург» готова помочь в подготовке технической документации для регистрации дорог в муниципальную собственность.
- А у вас уже есть опыт работы с муниципалитетами?
- Могу привести знаковый пример. Жители областного центра внимательно следили за строительством, по сути, новой дороги по проспекту Победы. Городская администрация поручила специалистам нашей лаборатории проверить качество асфальтобетонного покрытия.
- Это был наш первый серьезный объект, где мы показали возможности оборудования и умение организовать работу, - включается в разговор заведующая испытательной дорожной лабораторией Г.С. Глянцева. – Эти исследования проводятся в соответствии с разработанным регламентом, который учитывает тип дорожного покрытия, этапы подготовительных работ и контроля, выбор места отбора кернов. Каждая вырубка была пронумерована, указано место и время ее отбора, название строительной организации. А потом уже в стенах лаборатории были проведены десятки исследований, с помощью которых были определены истинная плотность, пористость, водонасыщение, состав и множество других показателей, характеризующих состав асфальтобетонного полотна и соответствие его ГОСТу.
- В результате исследований, администрация Оренбурга убедилась, что дорожно-строительные работы были проведены в соответствии с заданными требованиями. Со строительными организациями были подписаны акты о приеме/передаче выполненных работ, - подводит итог нашей беседы руководитель юридической службы ООО «НТЦ «Промбезопасность – Оренбург» Ф.В. Горяйнов. – Подключение к дорожной деятельности органами местного самоуправления сертифицированных лабораторных центров, предусмотренное законодательством РФ, позволяет изучить, грамотно планировать и качественно выполнять весь комплекс работ, избежать санкций за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.