Борьба за долю и место на прилавке

Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли регулярно проводит мониторинг цен на основные виды продуктов, реализуемых в магазинах и на рынках области. Другая, не менее важная задача – увеличение доли товаров местных производителей.

- Сохранение жизнеспособности местных товаропроизводителей – задача не только власти, но и самих производителей. Состояние дел говорит о том, что мы еще недостаточно взаимодействуем в этом вопросе, - заявил руководитель ведомства Вячеслав Васин, начиная разговор с представителями торговых организаций. Третью заинтересованную сторону этого диалога представлял заместитель министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области Василий Шмарин.

Подобная тема возникает уже не в первый раз. Какие сдвиги видны? По данным ежемесячного мониторинга, проводимого министерством экономического

развития области, доля присутствия социально значимых видов продуктов местного

производства на оренбургских прилавках составляет по хлебу – 95-100% , молоку и

мясу птицы – 70%, колбасной продукции – 60-65%. В принципе, это довольно достойные результаты, они позволяют и местному товаропроизводителю комфортно заниматься своим непосредственным делом, и власти быть уверенной в продовольственной безопасности своего региона, и потребителю иметь возможность выбора. Однако эти данные отражают некую усредненную картину на прилавках местных магазинов, и она не вполне устраивает областное минэкономразвития. Его мониторинг также показывает, что в некоторых торговых сетях местная продукция представлена в меньшей степени – на совещании были названы довольно разветвленная сеть продуктовых магазинов «Магнит», а также «Копейка», гипермаркеты «Карусель» и «Лента». Особенно страдают позиции местных производителей яйца, муки, мяса.

Руководители «сеток», в свою очередь, жалуются, что местные товаропроизводители иногда ведут себя непредсказуемо с точки зрения ценообразования. Многие, наверное, еще помнят резкое повышение цен на местное яйцо. Тогда торговые сети переходили на чебаркульский аналог, сбив неумеренные аппетиты местных производителей. Но торговля – дело тонкое, она требует доверительных и длительных отношений, а не «пожарных» контактов. Поэтому 100-процентного присутствия оренбургских лейблов на продуктовых прилавках вряд ли стоит добиваться. Конкуренция – мать порядка.

Жалко, что на совещании не было некоторых местных производителей продуктов питания. Вопросы остались без ответа: почему местная птицефабрика не отвечает на звонки маркетинговой службы торговой организации, как договорится о поставках хлебобулочных изделий, муки, если представители комбината даже разговаривать не хотят с торговлей? Что сдерживает крупнейший в области мясокомбинат от массового покрытия прилавков магазинов своей колбасной, деликатесной продукцией, награжденной многими престижными медалями?

- Это не все те причины, из-за которых не получается сотрудничества, - пытается защитить местного товаропроизводителя министр В. Васин.

- Мы никогда и никого не упрекаем. Но – пока нас не обвиняют, - говорит представитель крупной торговой сети. Упреки в срыве поставок, к расфасовке и упаковке – это уже не мелочи для продолжения сотрудничества производителя и продавца, да и выбора покупателя – он, кстати, кажется, растёт в своих претензиях быстрее, чем первые два участника процесса «от производителя – до потребителя».

По крайней мере, в Оренбурге очень заметно, что ни торговые сети, ни рынки, ни небольшие магазины не научились цивилизованной торговле свежим мясом. О стейках (в основном мяса импортного производства) можно говорить только в крупных «сетках», а в иных торговых организациях это или крупная нарубка, или фарш (иногда сомнительного качества в сравнении с ценой), да, еще кости то ли для животных, то ли еще каких-то целей.  Торговля этим мясом пока цивилизацией не пахнет, как и уже возникшей в Оренбуржье отраслью именно специализированного мясного скотоводства. Некоторые товаропроизводители, и это уже отметили покупатели, выходят на собственные торговые точки, напрямую с покупателем – и мясо достойного качества, по нормальной цене, но  предъявляется потребителю также небрежно, по базарному. К тому же, выход производителя на торговую точку – это уже пройденный путь, и он говорит: каждому – своё, торговлей всё же должны заниматься профессионалы, сетевые магазины, гипермаркеты – это достойные места для безопасной покупки деликатных пищевых продуктов с ограниченным сроком годности.

Еще одна наиважнейшая деталь: в Оренбуржье не хватает своего Онищенко, который бы калёным железом снимал с прилавков некачественные продукты питания и предъявлял серьезные санкции к производителям. Почему-то у нас вообще не принято говорить о качестве того, что приходится есть. Вроде бы вошли в ВТО, «квасной» патриотизм должен уйти на второй план. Кроме продовольственной безопасности (по объемам производства) есть еще и понятия безопасности потребления, качества, истинного соответствия ГОСТам. Питание по принципу «Отравиться нельзя» не совместимо с культурой питания: ты есть то, что ты ешь.

Главной темой встречи с представителями торговых организаций стала торговля водкой, вернее, водкой местного производства. В декабре прошлого года в Первомайском районе начало действовать предприятие, чья продукция, по мнению профильных областных министерств, пока скромно представлена на прилавках магазинов, да и в ценовом диапазоне стала неконкурентным товаром. В чем дело?

Есть большой разброс в том, что заявляют производители, представители власти и торговли. Судите сами. Вроде бы оптовая цена на бутылку составляет порядка 154 рублей, по закону в рознице она должна стоить не менее 170-ти, что вполне конкурентоспособно в сравнении с аналогами. Однако торговля говорит об отпускной цене не менее 168 рублей, то есть за 2 рубля наценки её торговля брать на реализацию не будет. Потому, учитывая интересы торговли, появляется ценник в 220-235 рублей. Дорого, говорят в министерствах. Дорого и для покупателя, пока не оценившего качества местного крепкого напитка. К тому же производитель не спешит рассказывать общественности о преимуществах своей технологии, тонкостях производства, оборудовании, а напрямую реклама этой продукции запрещена.

Как выходить из этой ситуации?  Обеспечить местной продукции  «красное» место на прилавке? Это можно сделать легко. Но всех проблем этим не решишь. Скажем, казахстанская «палёнка» тихо и успешно подрывает конкурентоспособность любого качественного напитка (или жидкости?), то есть подрывает экономические основы и местного производителя, и торговли – в ущерб здоровью и бюджетам всех уровней, начиная, с семейного. Противозаконные действия нужно пресекать с помощью законов, а потом уже договариваться с соседями о регулировании цен на эту жидкость и прочих торгово-дипломатических тонкостях.

Часть встречи министров с руководителями торговых организаций, действующих на территории Оренбургской области, прошла в закрытом режиме, журналистов попросили удалиться. В пресс-релизе по итогам встречи указано, что торговые организации заявили о своей готовности наращивать присутствие товаров местных производителей на прилавках магазинов. Видимо, до чего-то все же договорились.

Фотографии: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий