Частные инвестиции ждут законодательной поддержки

Повышению энергоэффективности объектов теплоснабжения сегодня, наконец, стали уделять должное внимание. У областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области» есть шанс не повторить провал предыдущих, потому как в ее реализацию включились частные инвесторы. Но их опыт обнажил не только законодательные пробелы, организационные неувязки, но и особенности менталитета муниципальных управленцев, не привыкших решать проблемы оперативно, комплексно. Об этом шла речь на круглом столе, организованном компанией «Газпром межрегионгаз Оренбург» в рамках прошедшей в Оренбурге Х-ой Специализированной выставки «Нефть. Газ. Энерго-2013».

«Мы фактически победили»

Инициаторами целевой программы модернизации коммунальной инфраструктуры стали специалисты ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург». Они провели ревизию 719 котельных области, которые отапливают жилые и социальные объекты. На каждом объекте произведены замеры энергоэффективности, что позволило определить план дальнейших действий. Все они нуждаются в срочной реконструкции или замене.

- План действий детализирован по каждому проблемному объекту теплоснабжения, по срокам реализации мероприятий, сумме затрат, источникам финансирования, по срокам окупаемости, - рассказывает генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» Дмитрий Бородин.  – По сути – это бизнес-планы, готовые для реализации в рамках областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области» на 2012-2016 годы. Эти планы были согласованы с руководителями коммунальных предприятий и главами муниципальных образований. Их реализация потребует порядка 3 миллиардов рублей. Чтобы ускорить темпы работ, мы привлекли частного инвестора. В прошлом году наши специалисты оказывали методическую помощь ООО «Центр инвестиционных технологий» по установке 19 новых блочных котельных. Сумма инвестиций в эти котельные превысила 80 миллионов рублей. В среднем эффективность работы объектов теплоснабжения поднялась с 10-20% до 40-60%. Мы фактически победили: потребители получили надежное и энергоэффективное обеспечение теплом, которое позволит экономить не только природный газ, но и финансовые ресурсы.

- В рамках областной целевой программы мы в прошлом году решили самые острые проблемы теплоснабжения крупных социальных объектов – Дома милосердия, детского сада, школы, амбулатории… Газификация сел, которую провел «Газпром» и его оренбургские структурные подразделения, позволили частный сектор перевести на автономное теплоснабжение, - подчеркивает глава Ясненского района А.И. Клименко. – Новые котельные установлены как на средства бюджета области, так и за счет частного инвестора – Центра инвестиционных технологий. Все состыковки с органами власти, регулирующими организациями помогали улаживать специалисты ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург».

- Хочу подчеркнуть, - добавил Александр Иванович,- что тарифы на теплоснабжение устраивают как население, так и бюджетные организации. И главное – наше жилищно-коммунальное хозяйство избавляется от долгов и перестает быть убыточным.

«Тем, кто не раскачался, надо подпрыгнуть!»

- В этом году в рамках областной программы модернизации теплоснабжающей инфраструктуры областным бюджетом предусмотрено 100-процентное финансирование – это можно назвать прорывом, - утверждает начальник управления жилищно-коммунального хозяйства министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Дмитрий Стрельников. – Но с чем мы столкнулись на уровне муниципальных образований? Программы реконструкции или замены котельных просчитываются «на коленке». Понятно, вам трудно найти грамотных специалистов за 5 – 7 тысяч рублей зарплаты. Надо привлекать со стороны, иначе мы с места не стронемся.

Специалисты министерства обратили внимание руководителей муниципальных образований и на тот факт, что недостаточно иметь грамотный аудит, энергоспаспорт объектов. В МО должны быть разработаны и приняты программы модернизации, энергосбережения. Без этих законодательных актов не возможно браться за дело. Кроме того, необходимо предусматривать для этого средства в муниципальных бюджетах.

- Было бы неправильным рассчитывать лишь на областной бюджет, - пояснил позицию министерства Дмитрий Стрельцов. – Мы лишь помогаем, выделяем субсидии, а не финансируем. Эта революция в головах должна произойти, чтобы хотя бы к 2014 плановому году все необходимые процедуры на уровне муниципалитетов были проведены. Это будет показателем эффективности работы власти. До завершения действия областной целевой программы осталось три года, поэтому тем, кто еще не раскачался, надо подпрыгнуть!

Начальник управления ЖКХ сделал упор и на тот факт, что новые котельные не решают полностью весь спектр проблем. Серьезное внимание надо обратить на ремонт или замену подводящих трубопроводов, внутренних сетей, да и щели в окнах не способствуют теплосбережению.

«Программа максимум». «Программа минимум»

Итоги первого года реализации областной целевой программы, к сожалению, продемонстрировали нерасторопность муниципальных властей в решении насущных коммунальных проблем своих территорий. ГУП «Облжилкомхоз» ввел в эксплуатацию только два новых объекта теплоснабжения. Еще 13 котельных «перешли» на нынешний год и, скорей всего, начнут работать в новом отопительном сезоне. Основная проблема – не готовность разрешительных документов, отсутствие согласования на использование природного газа. Если этот процесс повторится в нынешнем году ради процесса, а не конечного результата, то даже 100-процентное финансирование из областного бюджета поступивших из МО заявок мало изменит обстановку в ЖКХ области.

Руководство ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» проанализировало обстановку и предлагает включить в программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области» на 2013 год 218 объектов. Стоимость работ составит ориентировочно 707 млн. рублей. Из них 26 объектов ЖКХ наиболее проблемные, они потребуют на модернизацию инженерной инфраструктуры и энергосбережение порядка 289 млн. рублей. Практически по всем этим объектам выполнены или на стадии завершения проектные работы при наличие согласования на использование природного газа. Разумно было бы предположить, чтобы не повторить ошибок прошлого года, что эти объекты станут в центре внимания и действий как со стороны бюджетного заказчика, так и частного инвестора. Работы всем хватит! Главное – не распылять средства и силы, а оперативно решить проблемы модернизации в самых критичных точках областного ЖКХ.

Есть у компании «Газпром межрегионгаз Оренбург» и, условно говоря, «программа минимум». В нее включено всего 10 объектов для первоочередной модернизации – два объекта по Кувандыку, три – по Новоорску, в Оренбургском районе котельные в п. Караванный и хуторе Степановский, в Сакмарском районе – замена котельных в Татарской Каргале и Янгиз-Марьевке, и село Филипповка Переволоцкого района.

Участники круглого стола решили обе «программы» направить на рассмотрение в Законодательное собрание и Правительство области. А на круглый стол собралось около ста человек со всех районов области, причем, это люди не случайные – главы и заместители МО, руководители предприятий ЖКХ, они проблемы коммунальной инфраструктуры знают изнутри. Прислушаются ли к их мнению чиновники и законодатели? Будем ждать ответа из Дома Советов.

Время «разбрасывать камни»

Простая арифметика говорит, что именно частные инвесторы сегодня выносят на своих плечах, кошельках основную часть программы модернизации инженерной инфраструктуры ЖКХ области. Что значат 2 котельные ГУП «Облжилкомхоз» против 19-ти, запущенных частной компанией «Центр инвестиционных технологий»? Даже если запустят еще 13 бюджетных котельных, то вряд ли соотношение изменится. Ведь кроме Центра инвестиционных технологий в прошлом году отличились еще три частных инвестора.

Кк ни посмотри, частный инвестор становится подушкой безопасности в ликвидации проблем оренбургского ЖКХ. С этим нельзя не считаться. Но, чтобы не остановить, не затормозить этот эффективный процесс, стоит понять «камни преткновения». Время «разбрасывать камни», кажется, пришло.

Сергей Дорноступ, председатель Совета директоров ООО «Центр инвестиционных технологий» выступил на круглом столе очень лаконично. Но под каждой его фразой мог бы подписаться любой из присутствующих представителей частных инвесторов.

Зачастую выделение каких-то десятков квадратных метров земли под установку новой котельной становится проблемой – в муниципальных образованиях не завершен процесс межевания земли. Муниципалы не редко сами не знают, кому принадлежит этот квадрат – то ли это муниципальная собственность, то ли федеральная, то ли частная… Понятно, что этот «тормоз» уже всем надоел, но кто должен поставить точку над i? Законодатели и власть МО, они в этом заинтересованы.

- Первоначально, мы надеялись, что воспользуемся подводящими сетями, которые использовались старыми котельными, - рассказывает С. Дорноступ. – По этой схеме мы должны были уложиться в 56 миллионов со сроком окупаемости 5 лет. Но на деле оказалось, что практически 99% этих сетей находятся в полуразрушенном состоянии. Деваться было некуда. Мы за собственный счет укладывали новые тепловые сети.

Если б они это не сделали, то и результата не было бы. Что толку поставить новый модуль, который отрезан от потребителей? Тут, кажется, муниципалы «поймали» инвестора «на живца». Мол, хочешь реализовать проект – делай. А потом развели руки, потому как опять неопределенность: а чьи теплотрассы были? С кем разговаривать по поводу затрат на их замену или ремонт? Такое только в России может быть.

- После запуска котельных у нас появились новые проблемы, - продолжает С. Дорноступ. – Мы даже нанесли урон школе, потому что ее внутренние коммуникации не были промыты и подготовлены к отопительному сезону. Они просто стали рваться и протекать. Пришлось в оперативном порядке заниматься и обновлением внутренних коммуникаций. В результате этих нестыковок, которые были во многих МО, где мы установили новые котельные, наши расходы на проект намного превысили первоначальные расчеты, и с 56 миллионов доросли до 87 миллионов. Понятно, что и срок окупаемости проекта лежит далеко за планируемые пять лет.

Между тем департамент по ценам и регулированию тарифов стоит на своём: инвестиционная составляющая в тарифах серьезно ограничена. Впрочем, Центр инвестиционных технологий ищет эту составляющую в ином: в честном партнерстве с муниципальными образованиями, в комплексном подходе к решению коммунальных проблем. Ведь МО сегодня имеют возможность получить государственную финансовую поддержку на модернизацию, ремонт коммунальных сетей, оборудования, реализацию мероприятий по повышению энергоэффективности. Нельзя всем этим не пользоваться и перекладывать решение проблем на инвестора, хлопать его по плечу, а потом разводить руками. Необходимы механизмы компенсации, если за вас работу выполнил инвестор.

- Мы не хотели бы просчеты нашего пилотного проекта складывать на конечного потребителя, - подчеркивает. Сергей Дорноступ. – Но для продолжения работы частных инвесторов необходимы понятные и законодательно закрепленные правила.

Власть должна быть заинтересована

Для создания благоприятного инвестиционного климата в Оренбургской области и активизации работ по модернизации объектов теплоснабжения участники круглого стола предлагают на законодательном уровне решить комплекс вопросов, которые снизят период окупаемости инвестиций. Понятно, что при расчете тарифной политики в полном объеме все экономически обоснованные затраты, понесенные инвестором, включить не возможно – тарифы регулируются государством и имеют предельно допустимые параметры увеличения. Искать пути решения проблемы придется на уровне региона и муниципальных образований, это они имеют право применить к организациям-инвесторам льготное налогооблажение или освобождение от налогов на прибыль и имущество на период окупаемости проекта. То же и с налогом на землю.

Подобная матрица взаимодействия власти и инвесторов в Оренбуржье уже разработана и используется для крупных компаний, вошедших в Перечень инвестиционных проектов. Этот Перечень не закрыт и готов пополниться новыми проектами. По крайней мере, Наталья Струнцова, заместитель министра по развитию инвестиционной деятельности и предпринимательства, выступая на итоговом заседании министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, предложила представителям муниципальных образований формировать свой перечень и предлагать самые крупные проекты для включения в областной.

Многое зависит и от позиции профильного министерства, если оно реально заинтересовано в ускорении темпов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и намерено достигнуть существенных перемен в коммунальной сфере.

- Мы благодарны министерству экономического развития, промышленной политики и торговли, которое включило наш проект в областную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» и выделило грант на сумму 9,2 миллиона рублей, - говорит руководитель ООО «Центр инвестиционных технологий» С. Дорноступ. – Другой вопрос: если мы в нынешнем году начнем новый инвестиционный проект по установке котельных в проблемных муниципальных образованиях, то грант нам не дадут, потому что его дают только раз. Или проект надо как-то по-другому назвать, но смысл-то останется прежним. Способствует ли такое положение активизации инвестиционной деятельности? Это вопрос к законодателям.

- Наша компания будет поддерживать частных инвесторов, - заверил генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» Д.А. Бородин. – Потому что они помогают эффективно решать важные социальные и экономические задачи: создают условия для надежного обеспечения потребителей области теплом и горячим водоснабжением. Котельные нового поколения  значительно экономят природный газ – наше всенародное достояние. Модернизация существенно снижает финансовую нагрузку на потребителя и позволяет избавить жилищно-коммунальное хозяйство области от долгов за энергоресурсы.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий