Молодые просят господдержки

- Через 10 лет именно сегодняшняя молодежь будет определять лицо экономики России, - считает президент Оренбургской бизнес-школы (ОБШ) Игорь Белов. Эта мысль стала определяющей в ходе дискуссии Первого форума молодых предпринимателей Оренбургской области. Речь шла об условиях для старта и развития молодежного предпринимательства. С одной стороны были молодые, порой уже состоявшиеся предприниматели, или студенты, собирающиеся начать своё дело. С другой стороны – представители власти: руководители подразделений Министерства промышленной политики, экономического развития и торговли областного правительства, отвечающие за развитие малого и среднего бизнеса, их коллеги из администрации города Оренбурга. Третья сторона была представлена президентом Торгово-промышленной палаты Оренбургской области В.А. Сытежевым и членом правления областной ТПП, президентом ОБШ И. П. Беловым.

 

Понятно, что встреча в таком формате – первая. Но по итогам оказалось, что «первый блин – не комом». Молодежь довольно точно сформулировала свою позицию по поводу государственной и региональной поддержки предпринимательства.

- Вернувшись после учебы в Лондоне и открыв своё дело, я и представить не мог, как изменилось отношение к бизнесу в России. Мне предоставили грант в сумме, сопоставимой 4 тысячам фунтов стерлингов. Такого старта и в Англии не всегда можно добиться, - с этих слов начал диалог Форума молодой предприниматель.

Однако другие участники Форума были настроены не столь оптимистично.

Один из резидентов бизнес-инкубатора «Оренбургский» рассказывал, как он год ждал решения конкурсной комиссии, чтобы его «поселение» в инкубаторе состоялось. Не оправданно долго, по его мнению, было и 7-месячное ожидание решения о предоставления гранта. В конце-концов грант так и не был ему предоставлен, потому как предприниматель не знал, что необходимо в проект вложить половину собственных средств. Бесполезно прождал он помощи и в министерстве для презентации своей разработки «цифровой дневник школьника», но потом всё же нашел другие пути продвижения своей идеи.

Итак, в атмосфере Форума начали скапливаться вопросы: молодой предприниматель чего-то не знал, но коль взялся за бизнес – обязан был знать. Бюрократическая машина работает медленнее, чем требует регламент. Представители власти не очень спешат познакомиться с идеями предпринимателей, тем более презентовать и продвигать их.

Не в восторге, как оказалось, участники Форума и от системы микрокредитования малого бизнеса. Процентная ставка, по сравнению с условиями коммерческих банков, привлекательна. Только стартующий бизнес не готов с первого же месяца возвращать и «тело» кредита, и процентную ставку по нему. Поэтому молодые предприниматели просят изменить механизм возврата микрокредитов, предоставив отсрочки выплат до возникновения момента окупаемости. Понятно, что это потребует изменений в федеральном законодательстве. Но и его, по мнению собравшихся, необходимо совершенствовать, внеся в него понятие «молодежное предпринимательство».

Однако по этому поводу есть и скептики. В. Склонюк, президент Фонда микрокредитования заявил, что срок жизни малого бизнеса в Оренбуржье – 3-4 года. Это позволяет недобросовестным субъектам «ходить по кругу», выкачивая госсредства, которых и так не хватает тем, кто взялся за дело всерьез и надолго.

Еще один из молодых бизнесменов завел разговор о «налоговых каникулах» для развивающегося бизнеса. «Дайте, мы по-честному отчитаемся!». Эту тему часто затрагивают и «взрослые» бизнесмены. Ответ власти отрицательный. Но он не понятен молодым. Не только тем, кто вернулся в Россию с дипломами английский, американских, тайванских университетов, но и типичным российским молодым предпринимателям.

Молодежь на Форуме явно запросила наставников, но при этом также явно говорила о создании собственных объединений, которые будут координировать жизнедеятельность молодежного предпринимательства – в отрыве от «взрослого». Показалось, что молодые бизнесмены хотят все свое – это свое «единое окно в бизнес», свои правила и регламенты, своё законодательство.

- Ума, здоровья, денег не хватает всем и всегда, - с высоты регионального ТПП подытожил первую часть дискуссии Виктор Сытежев.

Директор бизнес-инкубатора «Оренбургский» вспомнил молодость и рассказал как в «золотые» 90-тые, не рассчитывая на всяческую поддержку со стороны государства, на развитие бизнеса брали кредиты под 120% годовых.

- Считаю, что сегодня господдержка в разных ее формах не должна быть основой бизнеса, его базой. Надо уметь самим привлекать деньги, продавать свой продукт, - подчеркнул Александр Михайлов.

Он прав во всём. К примеру, статистика показывает, что мерами господдержки охвачены не более 10% субъектов предпринимательства. Скорей всего, на деле этот процент значительно меньше. Этот вывод можно сделать и из выступлений на Форуме представителей администрации города Оренбурга. На развитие малого и среднего бизнеса в этом году выделено порядка 12 млн. рублей. Большая часть из них уже распределена среди известных в городе фирм: на субсидирование процентной ставки по кредитам в банках около 4 миллионов выделено фирме «Пластик», «Профметалл» получает около 2,5 миллионов, около 2 миллионов – «Русская трапеза»… Посчитайте, что остается другим. Конкуренция в получении господдержки чрезвычайно высока. Надо быть не только молодым, умным, но и чем-то другим, чтобы «откусить часть пирога».

- Собственный бизнес - это всегда большие риски, титанические нагрузки на предпринимателя, перед которым всегда стоит вопрос: двигаться дальше или остановиться, отойти от этой деятельности, - говорит президент Оренбургской бизнес-школы И.П. Белов. – Одной из задач нашей школы является психологическая диагностика – выявление показаний и противопоказаний для начала и ведения бизнеса. И если эти тесты положительны, дальше можно говорить о недостаточной компетентности в бизнесе. Эта проблема решаема, в том числе через нашу корпоративную бизнес-школу.

В России начинает рождаться новое поколение предприимчивых людей. Молодежь входит в бизнес со своим менталитетом. Самодостаточная по определению Юлия Абасова два года всей своей семьей копила средства на открытие продуктового магазина в Подгородней Покровке. Хочет не только торговать, но и самой выращивать экологически чистый урожай овощей, фруктов, помогать местным жителям реализовывать продукты деревенского подворья – молоко, мясо, яйца – всё домашнее, без химии.

- Когда откроетесь, приглашайте – будем вашими покупателями, - предложил президент ТПП области В.А. Сытежев.

Очевидно, одного Форума не достаточно, чтобы определить содержание молодежной предпринимательской политики. Объединившись в свои организации, молодые люди могут поупрожняться в законотворчестве, хотя бы для себя определить, что необходимо для успешного бизнеса.

 

Агентство «Масс медиа»

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий