Акценты нового образования

Инновационную экономику невозможно создать без подготовленных кадров. Это стало понятным в последнее время, как и то, что вузовские дипломы сегодня не всегда гарантируют готовность выпускника генерировать идеи и реализовывать их на практике. Очевидно, чтобы сблизить интересы бизнеса и вузов, государство пошло на внедрение двухуровневой системы высшего образования. Но и этого недостаточно. На обсуждение общества был представлен проект реформирования среднего образования в России. Он вызвал массу разноречивых мнений, критики. Особое внимание обращает на себя идея профессионализации последнего этапа среднего образования за счет сокращения преподавания русского языка, литературы, истории. Ход мысли авторов проекта понятен: «лириков»-гуманитариев вполне достаточно, а вот экономике не хватает «физиков»-технарей. Как разрешится это противоречие, покажет время. Свою точку зрения мы попросили выразить члена Экспертного совета Комитета по образованию Государственной думы РФ, почетного работника высшего профессионального образования, руководителя Технологического института ВТУ в г. Оренбурге И.П. Белова.

 

- Игорь Петрович, в этом году исполняется 10 лет, как Технологический институт приступил в Оренбурге к подготовке бакалавров и магистров. Многие из выпускников сегодня уже возглавляют предприятия, организации или являются специалистами, что называется, на особом счету в крупных компаниях. И, судя по конкурсу в ваш вуз, идея бакалавриата и магистратуры начинает прочно вписываться как в сознание людей, так и в современную экономику. В чем преимущества этой системы?

- В ее мобильности, гибкости, акценте на самостоятельную активность студента. Абитуриент выбирает на первом курсе не узкую специальность, а более широкое направление, и лишь в конце обучения, после стажировок и практики на предприятиях он принимает решение о более узкой специализации. В учебном процессе самообразованию, самоподготовке, а затем консультациям с преподавателями отведено до 80% времени. Поэтому выпускник с дипломом бакалавра более практичен и подготовлен к производственной деятельности, быстрее адаптируется к реальной жизни.

На мой взгляд, сегодняшний студент должен как можно раньше начинать работать, чтобы получаемые в вузе знания прочнее складывались с производственными требованиями, условиями рыночной экономики. Прошли те времена, когда выпускника ждало целевое распределение, рабочее место на конкретном заводе или в учреждении. Теперь выпускник самостоятельно должен доказать свою конкурентоспособность.

- Очевидно, ваш опыт необходимо учесть и другим вузам, которым только предстоит перейти на двухуровневую систему подготовки специалистов. Но реформирование высшего образования, на мой взгляд, нельзя отрывать от реформы средней школы. Как вы относитесь к идее ее профессионализации?

- Положительно. Молодому человеку важно как можно быстрее определиться в выборе профессии, специальности, от этого зависит его будущая карьера и, по большому счету, его жизненный путь. Ранней профессионализации должны способствовать система профориентации, диагностики личностной предрасположенности школьника к той или иной сфере деятельности. И еще: школьника надо научить активно заниматься самообразованием, добывать знания не только из учебников, но и других источников.

Сейчас при реформировании школы важно сохранить главные ценности существующей системы образования. Школа обязана дать фундаментальные знания по основным наукам – физике, химии, математике. Реформа школьного образования не должна проходить в ущерб тем предметам, которые закладывают нравственные основы личности, воспитывают патриотизм. Я имею в виду литературу, историю. Да и знание родного языка, грамотность – это основы для всесторонне развитой личности.

- С этим трудно не согласиться. Но вы, должно быть, согласитесь и с тем, что должна быть преемственность в стандартах профессионального образования школы и вузов.

- В принципе, примеры этой преемственности есть. Вспомните хотя бы профильные классы во многих школах городов и районов области. Лучшие вузы России активно сотрудничают со школами в подготовке специалистов, что называется, со школьной скамьи. Кстати, в зарубежной практике такая система подготовки кадров существует многие десятилетия. На мой взгляд, реформа даст возможность сделать это сотрудничество системным, позволит корректировать учебные программы как школы, так и вузов, привлечь к совершенствованию образовательных стандартов работодателей.

- В Послании Президента РФ Федеральному собранию говорилось о развитии конкуренции в школьном образовании и создании негосударственных учреждений. Вы как к этому относитесь?

- Здесь пока у меня есть сомнения. Пока я за государственное школьное образование.

Но появление частных средних общеобразовательных учреждений не стоит отрицать категорически. Они могут аккумулировать лучший учительский состав, новаторские, экспериментальные программы обучения по отдельным предметам, высочайшее качество всего образовательного и воспитательного процесса. Такие школы нужны неординарным детям, тем, кому необходим индивидуальный подход. Наконец, такие школы могут стать базой для дополнительного образования, углубленного обучения определенного круга предметов. Но в общей своей массе школьное образование должно оставаться государственным, бесплатным и доступным каждому ребенку.

- Игорь Петрович, спасибо за эти комментарии. Ваша позиция очень важна, ведь как эксперт Госдумы вы можете повлиять на формирование концепции школы будущего. Завершая нашу беседу, не могу отказаться от поздравления: недавно вы избраны членом Правления Торгово-промышленной палаты Оренбургской области. Кажется, вы там единственный представитель учреждений высшего образования. Что намерены сделать?

- На первом заседании Правления я уже предложил создать профильный комитет по развитию профессионального и бизнес-образования. Профильный комитет, на мой взгляд, должен сделать большой акцент на интеграцию вузов, обмен опытом, создание при ТПП координационного совета по формированию общей стратегии и тактики в системе высшего образования и подготовке кадров для экономики. Нам надо просто чаще встречаться и сменить политику соперничества, игнорирования друг друга и создавать совместные межвузовские проекты образовательной деятельности. По большому счету, необходимо сформировать образовательные кластеры, которые будут оперативно, точно и качественно отвечать на запросы общества и экономики по формированию нового кадрового потенциала Оренбуржья.

 

Людмила Устимова

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий