Без страхового брокера игра без правил

Риск без брокера – деньги на ветер.

- Если Вы знаете, в какую компанию идти, - идите. Если Вы уверены в стоимости вашей страховки, - платите. Если Вы знаете, как получить страховку, - получайте. Если у Вас много времени, - тратьте, - эти четыре правила успешного страхования сформулировал Алексей Алексеев. – Если вы сомневаетесь хоть по одному из названных пунктов, обращайтесь к профессионалам – страховым брокерам.

А.А. Алексеев - личность в Оренбуржье довольно известная и авторитетная. Его имя связывают с многолетним руководством страховой компанией «СОГАЗ», а также Научно-техническим центром «Промбезопасность-Оренбург». Чуть больше полугода назад он открыл в Оренбурге первую страховую брокерскую компанию, реализовав таким образом свою давнюю мечту и… требования ФЗ № 313 «Об организации страхового дела в России». В название компании вошла фамилия «Гендель» - светлого ума человека, блестящего ученого, давнего партнера А.А. Алексеева – Григория Леонидовича Генделя, долгие годы руководившего «ВолгоУралНИПИгаз».

Страховой рынок в России активно развивается уже второе десятилетие. Но можно ли назвать его цивилизованным? Почему в общей доле рассмотренных арбитражных дел о неисполнении обязательств договоры страхования составляют 14,5%? У всех на памяти трагедия в «Трансвааль-парке». Когда владельцы аквапарка обратились в страховые компании за возмещением ущерба, те им отказали и арбитражные суды Москвы отклонили иски, поскольку договоры страхования не предусматривали покрытия риска ошибок проектировщиков.

Риск-менеджеры, специалисты в области страхования есть даже не во всякой крупной компании, а что уж говорить о малом, среднем бизнесе… Вот и получается, подписав страховой полис и спрятав его в сейф, вы и не подозреваете, что сей документ не оберегает вас от повседневных угроз. Алексей Алексеевич рассказал один типичный пример. После анализа страховых документов оказалось, что практически половина магазина оказалась не застрахована, включая мансардный этаж и его инженерные сооружения, товарные запасы, офисное оборудование, сейф и наличные деньги в кассе, рекламные стеллажи и еще много-много позиций. В перечне «поименованных рисков» отсутствуют риски повреждения имущества при проведении погрузочно-разгрузочных работ, при перемещении товара внутри торгового зала. Хотя стоимость страхования этих рисков невысока – порядка 700 рублей при лимите ответственности страховщика по этим рискам в 1 млн. руб. Вот и получается, случись что неладное, страховщики с легкостью уйдут от возмещения ущерба.

- Мировая статистика говорит о том, что 99,5% живущих в мире людей не читают то, что написано в их страховых полисах, - рассказывает генеральный директор компании «А.Г. Страховой брокер» А.А. Алексеев. Но это, что называется, мировая картина страховой неграмотности. Может, у нас это выглядит не так грустно? – Я тоже хотел в этом убедиться, и провел опрос руководителей подразделений, занимающихся страхованием в Оренбурге. Увы, положение не лучше. Как правило, руководители предприятий поручают подготовку договоров своим заместителям, а те, в свою очередь, обращают внимание только на стоимость страхования. Вот и получается, что страховщики сами определяют риски, акцентируясь на маловероятных или мизерных и уходя от тех, что наиболее высоки. Однако задача собственника компании прямо противоположная, он заинтересован, чтобы страховые выплаты не «улетели в трубу», а гарантировали защиту их собственности от наиболее вероятных рисков.

Чтобы защитить интересы страхователей, федеральный закон № 313 создал институт профессиональных страховых посредников – страховых брокеров. Что это за профессия такая? Ее азам Алексей Алексеевич учился в Нью-Йорке и Лондоне и теперь осмысленно внедряет мировую практику на оренбургском страховом рынке. Почему институт брокеров не прижился сразу же с развитием страхового дела в России? Очевидно, потому что этому рынку необходимо было, что называется, отстояться. Да и потому что у нас, в России все наоборот. Функцию брокеров поначалу взяли на себя филиалы страховых компаний, они, по сути, не являются страховщиками, страховщики – там, в Москве, в головных офисах. А задача местных «страховщиков» – набрать клиентскую базу, причем любой ценой, желательно, ставя клиента в такое положение, при котором ни один суд не подтвердит его право на возмещение понесенного ущерба. Страховые агентства, которые по закону тоже являются профессиональными посредниками между страховщиком и страхователем, в основном сконцентрировали свои усилия на работе с частными лицами. А рынок страхования на юридические лица оказался без профессиональных, независимых брокеров в неком извращенном виде. Правительство, да и Президент РФ обратили внимание на этот сегмент экономики после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, после лесных пожаров и сильнейшей засухи прошлого года и потребовали обязательного присутствия брокеров при заключении договор страхования юридических лиц. Очевидно, в ближайшее время будут внесены некоторые изменения в федеральное законодательство, которые позволят институту брокеров стать полноценным и обязательным субъектом страхового рынка.

Получить лицензию на брокерскую деятельность не так то просто. Надо иметь как минимум стаж 3 года руководителя страховой компании, а чтобы им стать, наверное, надо лет 5 отработать на разных должностях, освоить весь набор страховых продуктов от добровольного медицинского страхования до страхования грузов, профессиональной ответственности. Профессиональная универсальность, солидный опыт, знание рынка и умение анализировать множество составляющих как в стратегии, так и тактике страховых компаний позволяют брокеру увидеть все «подводные камни» и посоветовать клиенту оптимальный вариант в выборе страховщика и наборе страховых рисков.

Как это происходит на деле? Алексей Алексеевич, не называя имен и названий компаний, рассказывает  об этапах работы с клиентом и страховыми фирмами.

- В начале брокер оценивает риски, глобально влияющие на деятельность предприятия, затем определяет перечень и стоимость страхуемого имущества, оговаривает с клиентом франшизы, лимиты ответственности. Все это входит в один важный документ – заявление о страховании. Второй шаг – получение котировок, то есть предложений страховых компаний взять на себя риски и объем этих рисков. Все это вносится в котировочный лист и предоставляется клиенту.

- По сути, это очень похоже на тендер.

- Да, - подтверждает А.А. Алексеев. – Но дальше наступает очередной этап, который невозможен без профессионального посредника. Брокер никогда не пойдет на страхование, если почувствует угрозу невыплаты, и обязан сказать своему клиенту свои аргументы.

- Что при этом учитывает брокер?

- Множество нюансов, информацию о страховой компании, поведении ее учредителей, факты крупных состоявшихся выплат или невыплат, попытки ввести в разделы «Исключения» пункты, невыгодные клиенту… Когда выбран оптимальный вариант, мы поздравляем страховую компанию-победителя и благодарим других участников с надеждой о сотрудничестве в будущем. Потом следуют заключение договора, подготовка полиса. Причем весь документооборот на стадии согласований идет чаще всего в электронном виде, что экономит время участников сделки. Брокер ведет этот процесс со стадии подготовки до факта выплат или завершения срока действия полиса.

Мировая практика свидетельствует о том, что институт страховых брокеров очищает этот рынок от недобросовестных игроков, оптимально защищает права потребителя страховых услуг, делает страхование важным экономическим инструментом защиты любой собственности от неблагоприятных обстоятельств.

Людмила Устимова

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий