Приватизация по-оренбургски. Какое наследство оставляет региональная власть, выходя из ГУПов, ООО, ОАО.

Брифинг первого заместителя министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений области Евгения Савинова состоялся накануне очередного Послания Президента РФ Федеральному собранию. И по забавному стечению обстоятельств, вопросы от газеты «Оренбургская биржа» к г-ну Савинову один в один совпали с намерением Президента «избавиться от имущества, не имеющего прямого отношения к их (органам власти – ред.) непосредственным обязанностям».

 

Банки

Впрочем, забавного тут мало. Если вспомнить предыдущее Послание, то в нем Президент тоже говорил об эффективном управлении госсобственностью и о приватизации. Он дал поручения Правительству РФ. В ноябре нынешнего года план приватизации госсобственности утвержден. Есть в нем и процедура выхода государства из некоторых банковских структур – Сбербанка, Росссельхозбанка, ВТБ. Поэтому вопросы «ОБ», обращенные к г-ну Савинову, касались банковской темы: не собирается ли область сделать что-то аналогичное? По словам Евгения Прокофьевича, доля областного правительства в уставном капитале «Банк «Оренбург» составляет более 1 млрд. рублей. Это рейтинговый банк, один из двух областных, который прошел эту процедуру, для специалистов не надо объяснять, что это значит. Как и то, что привлечение частных инвесторов может значительно укрепить его позиции в банковском сообществе. Но то ли формат брифинга, то ли настроение г-на Савинова не позволили развить эту тему. Напомним, что и второй банк с долей участия области – ООО ОИКБ «Русь» входит в десятку стратегических коммерческих объектов Оренбургской области.

 

Акции и доли

А всего АО и ООО с долей участия Оренбургской области 37. Из них 9 со 100-процентным участием области уже подлежат приватизации, еще 5 штук намечены к приватизации в будущем году. Очень может быть, это «отголосок» предыдущего Послания. Однако, что это за ОАО или ООО, в каком они состоянии, чем занимаются – об этом на брифинге не говорилось. Журналистам были розданы, как бы это правильней сказать, буклеты с рисунками-структурами, по которым как бы все должно быть ясно, если не вникать в суть. По банкам мы пытались – конкретика не проявилась.

Однако, если оперировать лишь измерением в единицах, можно предположить, что и тренд Послания-2010 будет соблюден – Президент собирается в пять раз сократить перечень стратегических предприятий и уже подписал Указ. А у нас и без дополнительных усилий сокращается региональная собственность – с помощью примитивной процедуры – банкротства. Видимо, это некая форма приватизации по-оренбургски. По данным министерского сайта,  сейчас 6 хозяйственных обществ находятся в стадии ликвидации и банкротства. В нынешнем году было проведено 8 торгов по продаже пакетов акций предприятий с участием области – все торги были признаны не состоявшимися из-за отсутствия заявок. Это до какой же степени нужно было доуправляться имуществом, чтобы оно стало никому не нужным?

 

Объекты социальной значимости

В областной собственности учтено свыше 9 тысяч объектов общей балансовой стоимостью основных фондов порядка 50 млрд. рублей.  В структуру госсектора входят 92 государственных унитарных предприятий, как мы уже говорили, 37 обществ с долей участия области, 357 государственных учреждений, 96 объектов незакрепленного имущества, 835 земельных участков. Вероятно, никто не будет спорить, что для осуществления своих полномочий региональная власть обязана финансировать 10 больниц, 23 диспансера, 5 санаториев, 9 домов-интернатов, 50 профтехучилищ и колледжей, 27 школ-интернатов, 2 музея, 4 библиотеки, 5 театров, 8 спортивных школ и училищ, 4 спорткомплекса и еще ряд учреждений, которые отвечают за уровень жизни населения области. И, желательно, чтобы финансирование было достаточным, чтобы всерьез говорить об «уровне», «жизни» и о цивилизованном стандарте этих понятий. В конце концов, вступаем в ВТО, там есть на кого равняться. Или не так?

 

ГУПы

Наше внимание на брифинге привлек слайд № 5 «Структура государственных унитарных предприятий». Из 92 единиц 42 представляют ГУПы сферы печати. Согласитесь, солидный «кусок» областной собственности. Если заглянуть на сайт профильного министерства, в нынешнем году субсидии печатным СМИ составили 72 млн.606 тыс. рублей. Газеты работают в каждом районе, плюс к ним типографии. Правда, региональная власть в последние годы старается капитализировать этот ресурс, объединяя в одно целое типографии и редакции газет. Но насколько оптимально идет этот процесс?

По словам г-на Савинова, областная власть при управлении своей собственностью ориентируется не столько  на «формальные показатели прибыльности, сумм перечисленных в бюджет дивидендов, части чистой прибыли… На первом плане качество предоставляемых общественных благ и социальная эффективность». Если бы эти размышления касались чистого от присутствия государства бизнеса, то вряд ли присутствовало бы некоторое смысловое противоречие. Бизнес создается ради получения прибыли. Цивилизованный бизнес ее получает, когда старается привести в гармонию понятие «прибыль/восстребованность». У власти, получается своя логика? Насколько уверенно стоят на ногах печатные СМИ, каково их финансовое состояние? 

Так как на брифинге не удалось выяснить многие вопросы о СМИ, пришлось вновь обратиться к сайту министерства природных ресурсов, экологии, имущественных отношений. Здесь тоже много откровений не найдешь. ГУПов числится 92, из них действуют 88 (что с четырьмя из них случилось? – ред.), деятельность 6 из них решением комиссии в 2009 году признана неудовлетворительной. Кстати, среди них – редакция газеты «Гвардеец труда». Согласно графику, видимо, уже в нынешнем году была проведена аттестация руководителей ГУПов: из 5 редакторов газет 1 не соответствует занимаемой должности (тюльганская районная газета «Прогресс-Т»).

Что еще прогрессивного, гвардейского можно узнать о деятельности районных газет и типографий? К сожалению, информацию министерство не разделяет по отраслям: ГУП есть ГУП, хоть он редакция, хоть лесхоз, хоть какой-нибудь центр традиционной и народной медицины (кстати, он очень нужен в областной собственности? – ред.). По итогам прошлого года «утверждено к перечислению в 2010 году части чистой прибыли… в размере 14 млн. руб.» (от всех 92 ГУПов. Но это – «утверждено», а сколько перечислено? Опять загадка – ред.). Но даже если взять в среднем на ГУП-СМИ, то можно предположить, что 1/10 потраченных в год средств областной бюджет отбил?

Хотя нет, не верьте! Мы же не знаем, сколько было потрачено средств на ремонт половины всех зданий, которые занимают редакции районных газет, сколько стоят 500 единиц специального полиграфического оборудования и оргтехники.

Наша попытка хотя бы приблизиться к пониманию экономической составляющей деятельности ГУПов-СМИ обречена на полный провал – потому что ни на брифингах, ни на сайтах полной и достоверной, систематизированной информации не найдешь. По нашему мнению, есть лишь обрывки, случайные оговорки, по которым не возможно судить о прозрачности и эффективности деятельности региональной власти в области управления своей собственностью. Вот частный бизнес «строить» легко - и за невыплаты и задержки выплат зарплат, и за налоги, и за то, что мало прибыли. Не помню, чтобы также были «построены» ГУПы и прочие управляемые хозяйствующие единицы.

 

Приватизация

Но речь сейчас и о другом. В Послании Президента уже в жесткой форме сказано: «Органы власти не должны быть владельцами «заводов, газет, пароходов». Считайте, нужно в оперативном порядке готовиться к приватизации районных СМИ. Но как это провести, не нарушив единства информационного пространства, «прав журналистов и граждан на получение и распространение информации»? Очень не хотелось бы видеть искусственных банкротств с распродажей по дешевке имущества редакций. Хватит ли у губернатора сил, времени, чтобы отследить эти процессы, и желания отсечь вероятные коррупционные схемы?

О том, что выход государства из управления СМИ грядет, впервые заговорили весной 2002 года. Позже, в беседах с профильным министром мы предлагали варианты построения информационного пространства области с учетом грядущего выхода: это создание межрайонных изданий, желательно, на базе типографии, с переводом журналистов районок в статус собкоров. Мысль о сокращении штатов была для министра неприемлема. Но и спорить было трудно с тем, что качество районных изданий частенько желает лучшего. О чем пишут? В районе не так уж много новостей, отсюда повторяемость тем. Хотелось, чтобы журналисты районок стали бы Мюнхаузенами и в своих публикациях поднимались над местной рутиной, раскрывали читателю новые горизонты. Но, увы, даже на областном уровне с журналистскими кадрами туговато.

Предлагалось также создать информационную поддержку этих кустовых газет с помощью электронной рассылки с материалами областного значения – не столько пресс-релизы, сколько аналитические материалы, комментарии событий. Для этого необходимо было или создать информационное агентство при профильном Управлении, или службу при областной газете.

Но время шло, а ситуация с газетами лишь консервировалась. На бытовом уровне каждый знает, к чему приводит неудачная консервация.

И вот сейчас приходит момент приватизации. В каком состоянии районные газеты? Кто их купит? Возможно, мысль об объединении в кустовые газеты остается актуальной – как переходный период, возможность по-хозяйски распорядиться имуществом, позаботиться о людях? Да и сделать этот бизнес привлекательным для инвестора.

Приватизация коснется и областной правительственной газеты «Оренбуржье». Где ей найти инвестора? А тут еще не прояснилась ситуация с «Южным Уралом». Главный редактор, видимо, по любимому Фрейду оговорился недавно в статье «Судебный детектив» о том, как «газете могут дать укорот даже без судебных разбирательств». В этих двух маленьких абзацах, кажется, заключена вся суть «детектива», весь страх автора – вдруг от газеты откажется учредитель? И тогда не перед кем будет «отписываться и отговариваться…», и не от кого получать финансирование?

 

Наследство

Да, очень тревожные размышления приходят в голову. С одной стороны, искренне жалко, что, не найдя нового инвестора, большинство печатных районных СМИ могут просто исчезнуть, и не поможет им в этом даже шанс перейти в статус автономных. С другой стороны, жалко бюджетные средства, которые уже потрачены. Смогут ли торги компенсировать эти затраты? Жаль, что упущено время, когда можно было сознательно создавать новое информационное пространство, новое качество изданий, которые будут востребованы обществом и… инвестором. Поэтому, выходя из СМИ, как и из других обществ, региональная власть должна дать оценку своей деятельности и ответить на вопрос «Какое наследство оставляем?».

По моему мнению, нашему обществу пока не хватает благополучия, европейской вальяжности, стабильности жизни. Как только это придет, так и вновь возникнет тяга к чтению вообще, и к газетной информации в частности. А значит, к людям в районах вновь придет своя газета – от частных инвесторов. 

Людмила Устимова

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий