Государство постепенно уходит из банковской системы. А какие варианты у региональной власти? Александр Соколов: собственное мнение.

Если жить по Стратегии.

В банковском бизнесе опять не спокойно. Министерство финансов и ЦБ РФ подготовили проект Стратегии развития банковского сектора до 2015 года. На этот раз предлагается поднять минимальный капитал банков до 250-500 млн. рублей. Эксперты сходятся во мнении, что такое простое ограничение может сократить количество банков более чем на треть. Стоит напомнить, что с начала этого года минимальный капитал для банков составляет 90 млн. рублей, а с 2012 года должен возрасти вдвое – до 180 миллионов. По оценкам ЦБ до этого уровня сейчас не дотягивают около 200 банков, им не хватает  для докапитализации 11,5 млрд. рублей. Эта проблема касается и некоторых оренбургских кредитных организаций.

В проекте Стратегии есть еще ряд предложений, реализация которых может заметно изменить архитектуру банковского сектора. Так куда он движется, какие «флажки» расставляют ему регуляторы (ЦБ и МФ РФ)?

Об этом и не только мы решили поговорить с председателем Совета директоров АКБ «Форштадт» Александром Соколовым. По размеру капитала (2,2 млрд. руб.) «Форштадт» - крупнейшая в регионе банковская структура и ей не «грозит» ни 2012-тый, ни 2015 год.

- Александр Павлович, на мой взгляд, проект Стратегии значительно смягчил еще более жесткую позицию Минфина: год назад глава этого ведомства, вице-премьер Алексей Кудрин предлагал поднять минимальный размер капитала банков до 1 млрд. рублей, что привело бы к сокращению числа действующих банков вдвое – до 500 штук. С чем связано это желание избавиться от мелких банков?

- Можно лишь предположить, что решение такое есть и оно постепенно реализуется. Я 16 лет работаю в банковской сфере, и все это время идут разговоры о том, что в России банков много, их количество надо сокращать. Сначала нам объясняли это давлением Международного валютного фонда, сейчас этой причины нет, но разговор продолжается. Хотя не понятно, где разумные критерии того, много у нас банков или нет. 10 лет назад в Германии было 5 тысяч банков, в США – 10 тысяч, причем, они там есть и маленькие, и большие. В России сегодня – уже менее тысячи, и процесс сокращения их числа происходит естественным образом: «Форштадт» несколько лет назад купил сорочинский банк, «Оренбург» - соль-илецкий, «Носту» купили москвичи…

Кроме того, требования регулятора к действующим банкам постепенно увеличивать свой уставный капитал противоречит Закону о банковской деятельности. Регулятор может установить любые величины капитала – но для открывающегося банка. Это противоречие мы не можем устранить даже с помощью Ассоциации российских банков. Возможно, и в этом есть определенный ответ на ваш вопрос.

- А почему в банковский сектор не торопятся инвесторы, ведь этот бизнес считается доходным?

- Потому что это очень-очень большая проблема. Потому что когда инвестор начинает вкладывать капиталы, его столько раз будут проверять-перепроверять, что добросовестный инвестор просто рукой махнет. Когда мы осуществляли последнюю допэмиссию, Центробанк, как впрочем всегда, потребовал от инвестора отчетность на день подачи заявления. А по Налоговому кодексу балансы составляются поквартально. Но инструкции ЦБ содержат иные требования. Еще 10 лет назад банкиры говорили о том, что необходимо привести инструкции в соответствие с НК, что надо упростить правила докапитализации, сделать их выгодными инвестору, но всё продолжается в духе К.Маркса: «Идея всегда посрамляла себя, когда отрывалась от интереса». Чтобы инвестору было выгодно вкладываться в банк, необходимо, чтобы эти средства он мог включить в себестоимость, или хотя бы эта часть его средств была освобождена от  налога на прибыль, или еще что-то надо придумать, чтобы простимулировать инвестора. Мы говорим об этом лет десять – и всё по нулям.

- Александр Павлович, честно говоря, я могу понять, принять логику проекта Стратегии с той точки зрения, что регулятор обеспокоен скромными возможностями малых банков по кредитованию экономики.

- Я с вами согласен. Банковская система должна укрупняться для того, чтобы финансировать промышленность, крупные региональные проекты. «Форштадт» сегодня – самый крупный банк области. Но мы можем прокредитовать только на 500 миллионов рублей. А что говорить о других региональных банках?

Беда всей российской банковской системы в том, что, если собрать всё в один банк, включая СБ, то это все равно будет один среднеевропейский банчок. Поэтому капитализация российской банковской системы – это экономически обоснованная вещь. Если вдруг, в результате вступления в ВТО, на наш рынок придут зарубежные банки, то будет как в Чехии, Словакии, Польше – там не осталось своих банков. Как говорил Лившиц, они нас смахнут как крошки со стола рукавом.

- Так, где же выход? Помнится мне, при старой губернаторской команде шел разговор об объединении региональных банков, но дело до конца доведено не было. Да и слишком разные интересы у собственников, топ-менеджеров, непонятна и реакция региональной власти на проект Стратегии.

- Я полагаю, что у нового правительства пока руки не дошли до этой проблемы. Но сейчас в правительстве много профессионалов, которые способны грамотно сформулировать свою позицию. Важна и роль Законодательного собрания. При областном бюджете, сверстанном с дефицитом, депутаты вряд ли пойдут на огромные вливания в региональные банки, в уставных капиталах которых сегодня уже есть доля области.

- Так дело-то в том, что проект Стратегии нацеливает на привлечение в эту сферу стратегических частных инвесторов и постепенный выход государства из банковского бизнеса. В середине ноября правительство одобрило план приватизации федерального имущества на ближайшие годы. Согласно ему, приватизация в банковском секторе начнется уже в текущем году. Планируется продать 10% акций ВТБ, на следующий год еще 10%, а в 2012 году – еще 15% минус 1 акция. С будущего года постепенный выход государства произойдет и из Сбербанка, Россельхозбанка. Тренд понятен?

- Государство уже не раз признавало, что не всегда является эффективным собственником, вот и сейчас Минфин собирается распространить практику привлечения «независимых директоров» к участию в управлении кредитными организациями, имеющими доли участия государства в уставных капиталах. Однако стоит отметить, что государство пока не собирается терять контроль над своими банками – до 2013-2015 гконтрольный пакет в этих банках остается у государства.

- Поэтому и на региональном уровне надо решить: нужны ли власти свои или подконтрольные кредитные организации, каким требованиям они должны соответствовать?

- На самом деле это непростые вопросы. У региональной власти нет амбиций по поводу, к примеру, транспортных компаний или связи, она просто заключает договоры с лучшими частными компаниями и они предоставляют ей свои профессиональные услуги. То же может быть и с банками. Недавно правительство области подписало соглашение о стратегическом партнерстве с ВТБ24 – это крупный, рейтинговый банк федерального масштаба.

Однако стоит посмотреть и на опыт регионов. В Самаре были объединены два банка и создан «Первобанк», филиал которого, кстати, начал работать и в Оренбурге. Правительство Татарстана назначило своим уполномоченным банком «Ак Барс», хотя владеет лишь 24 процентами его капитала, плюс 6-8% через аффилированных лиц – то есть, даже в сумме, это значительно меньше контрольного пакета. Кстати, ВТБ не скрывает своего желания купить «Банк Москвы» – уполномоченный банк правительства столицы. Но пока не известно, даст ли московская власть на это свое согласие.

Процесс укрупнения региональных банков идет, и мы это ощущаем на себе. И к нам приезжают, предлагают, пытаются убедить стать чьим-то филиалом. Но мы-то знаем, что интересы банков-гостей не всегда связаны с нашей областью, они стремятся сюда, чтобы осуществлять собственные проекты.

Поэтому я глубоко уверен, что области необходимо иметь 1 – 2 крупных банка, а не десяток средних и маленьких, которые конкурируют друг с другом в открытии филиалов и допофисов – именно так, потому как говорить о конкуренции со Сбербанком, ВТБ или Газпромбанком просто глупо. Прибавьте к этому проблемы нехватки квалифицированных кадров, обязанность выполнять непрофильные требования регулятора по анализу сделок, соблюдению клиентами кассовой дисциплины…

У капитализации региональной банковской системы много сильных аргументов. Еще один пример. Банк «Форштадт» тесно сотрудничает с Негосударственным пенсионным фондом «Доверие». Но для того чтобы деньги, аккумулированные в этом Фонде, можно было бы размещать в оренбургских банках, у них должен быть капитал не менее 5 млрд. рублей. Я убежден, что и правительство области заинтересовано, чтобы эти средства работали на нашей территории. Кроме того, мы могли бы закупить ценные бумаги области, чтобы таким образом инвестировать в развитие нашей экономики.

Поверьте, чем крупнее банк, тем больше у него возможностей. Поэтому в нашем секторе экономики уже запущены механизмы докапитализации, в том числе и через добровольные слияния, а Стратегия – это сигнал власти о том, какой она видит систему кредитных организаций в России. Честно говоря, я так и не понимаю, кому мешают маленькие банки. Но выбора у всех нас, кажется, нет – надо встречаться, договариваться. На мой взгляд, результатом этого должно стать объединение.

Интервью Людмилы Устимовой

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий

Читайте также