Конкуренцию будут развивать по Стандарту

Инициативу Правительства РФ по внедрению Стандарта развития конкуренции можно оценить как еще одну попытку поднять эффективность региональных и муниципальных властей, а может, заставить их работать на развитие своих территорий. С 1 января нынешнего года реализация «дорожных карт» станет одним из инструментов оценки федеральной властью деятельности губернаторов.

Документ не для канцелярской пыли

Стандарт развития конкуренции (СРК – ред.) – это не первая попытка федералов научить региональные власти цивилизованному управлению. Вспомните дальнесрочные Стратегии социально-экономического развития. Они разрабатывались и утверждались и у нас, в Оренбургской области. Одна команда сменила другую и редактировала сей документ, были попытки привлечь к этому, так сказать, широкие слои общественности, научного сообщества, экспертов… Но кто сейчас вспомнит, к примеру, что в Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года планировался среднегодовой рост ВРП с 2016 по 2020 годы в среднем по 3 – 4%? Где «переход от научной работы к внедренческой и производственной деятельности в сфере биотехнологий»? Да, у нас появился ученый-изобретатель, который знаком даже с Президентом. Но мы не обладаем фактами, что производство биокожи достигло промышленных масштабов, а не сконцентрировалось в рамках вузовской лаборатории. Никто на гранты завод не построил. Сейчас новые идеи – косметические. Есть в Стратегии идеи и про фармацевтику, есть и научно-производственные компании, которые этим занимаются, но опять же: где заводы? Где объемы? Где победы в конкурентной борьбе с иностранными производителями? Речь, как вы понимаете, не о количестве дипломов, а о доле продаж в рынке.

Можно предположить, что для ответов на эти простые вопросы и задумывался СРК, но почему бы и не предположить, что судьбы СРК и Стратегий будут сходны? Наши сомнения пытается разрушить руководитель Управления ФАС по Оренбургской области Владимир Окшин.

- Развитие конкуренции должно происходить без отрыва от инвестиционной привлекательности региона, его стратегических планов развития. Это, образно говоря, странички одной книги, где каждая последовательно дает представление о том, как развивается регион, - считает В.В. Окшин. – Я считаю, что Стандарты конкуренции начинаются с изучения среза того, что конкретно и сегодня происходит у нас, здесь. Прежде чем создать Стандарты, мы должны провести исследования и убедиться, какие конкурентные рынки у нас отсутствуют.

От «пилотов» до общей практики

О необходимости создания Стандарта Правительство России впервые заявило в распоряжении от 28 декабря 2012 г. «Пилотный» проект прошел обкатку на территории Татарстана, Хабаровского края, Волгоградской, Нижегородской и Ульяновской областей, в г. Санкт-Петербург. В этих субъектах в 2014 году были выделены проблемы, которые либо тормозили развитие, либо не давали старт перспективным направлениям бизнеса, социальной инфраструктуры (развитие индустрии туризма – самая популярная тема для участников «пилотного» проекта). Под решение каждой проблемы были созданы программы или, как это сегодня модно называть, «дорожные карты». Их смысл: что должна сделать власть, чтобы бизнесу было выгодно заняться тем или иным делом, тем самым удовлетворяя потребности населения и региона в целом. Это могло быть создание предприятий по переработке леса или частных детсадов, расширение сети автозаправок, руководитель одного из небольших МО просто создал два рабочих места нотариусам, и народ стал ему благодарен за то, что отпала необходимость ехать до «центра» для оформления покупок/продаж недвижимой собственности, множества необходимых житейских документов.

Опыт «пилотников» был проанализирован в Правительстве, специалистами Агентства стратегических инициатив и Федеральной антимонопольной службы. На этой основе был создан Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, который утвержден Правительством РФ 5 сентября 2015 г. В основе его лежит принцип ориентации на потребителя и заинтересованности должностного лица содействовать развитию конкуренции, исходя из текущих и предполагаемых потребностей участников экономических отношений и общества в целом. Стандарт обеспечивает системный и единообразный подход к осуществлению деятельности органов исполнительной власти в регионах, делает эту работу прозрачной,  вводит некоторые количественные показатели роста, что и станет определяющим при оценке деятельности губернаторов – в этом существенное отличие СРК от Стратегий и прочих региональных программ и законодательных актов.

Процесс пошёл

10 марта текущего года губернатор подписал Указ № 111-ук «О внедрении на территории Оренбургской области стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации». Уполномоченным органом по содействию развития конкуренции стало министерство экономического развития, промышленной политики и торговли, а Коллегиальным органом определен Общественный совет при губернаторе Оренбургской области по улучшению инвестиционного климата, в который включен руководитель Оренбургского УФАС В.В. Окшин. Стоит подчеркнуть, что между ФАС России и правительством области в апреле было подписано Соглашение о взаимодействии, оно предусматривает осуществление совместной деятельности по внедрению СРК, и тут уже много сделано. В том числе, и для формирования индивидуального перечня приоритетных рынков нашего региона. Специалисты Оренбургского УФАС, исходя из обращений представителей бизнес-сообщества, рекомендовали обратить внимание на проблемы рынка хранения зерна и перевозок пассажиров автомобильным транспортом в МО, которые подчиняются расписанию. Минэкономики согласилось, к примеру, решив увеличить долю негосударственных перевозчиков с 80 до 90% и предусмотреть создание новых маршрутов по запросам потребителей. Оригинальным включением в СРК стали темы развития бизнеса по выращиванию овощей в закрытом грунте и увеличения емкостей овощехранилищ на 500 тонн ежегодно. Остальные приоритеты – это стандартный, обязательный набор, предусмотренный распоряжением Правительства РФ № 1738-р.

Не трудно ли будет выполнить Стандарт? Судите сами. К примеру, распоряжением предусмотрено увеличение численности детей и молодежи, получающих дополнительное образование в частных организациях, на 2% ежегодно. В нынешнем году у нас таких детей 7300, в 2018 году будет 7597. Федеральным стандартом предусмотрено к 2016 году иметь в регионах не менее 90% негосударственных аптек, осуществляющих розничную торговлю. У нас таких сегодня только 70% и, видимо, региональная власть считает приоритетом сохранение госприсутствия на рынке медикаментов в ближайшие два года.

А судьи кто?

Изучая перечень обязательных приоритетных рынков, начинаешь понимать: Россия – большая, и разные её субъекты надо подтягивать до минимального общего стандарта, чтобы жизнь в каждом мало отличалась от наиболее привлекательных, успешных.

Обращает на себя внимание набор федеральных тем, предложенных для внедрения, - их явно не коснулись известные национальные программы, это во-первых, а во-вторых, федералы инициируют развитие негосударственных организаций, которым предлагается заниматься дошкольным образованием, отдыхом и оздоровлением детей, дополнительным образованием, социализацией и реабилитацией детей с ограниченными возможностями. Предполагается запустить конкуренцию в те сферы, где сегодня наблюдается доминирование государства. К примеру: медицина, культура, социальное обслуживание. Как эти замыслы будут реализованы на практике – судить жителям региона и бизнесу, ведь прежде всего он оценит преимущества или недостатки предложенных «дорожных карт» и войдет в новое дело или предпочтет воздержаться.

Отвечая на наш вопрос «о судьях», Владимир Окшин подчеркнул, что регион ежегодно будет направлять доклад о развитии конкуренции в Федеральную антимонопольную службу, Министерство экономического развития РФ, Аналитический центр при Правительстве РФ и в Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Ежегодные доклады будут формироваться на основе мониторинга мнений населения, предпринимательского сообщества, информации от федеральных служб, публикаций в СМИ.

Стандарт и для МО

- Внедрением собственных стандартов развития конкуренции обязаны заниматься и органы местного самоуправления, - рассказывает начальник отдела контроля органов власти УФАС по Оренбургской области Людмила Чугунова. – В указе губернатора под № 111-ук рекомендовано муниципальным образованиям до 1 июня разработать и утвердить план мероприятий по содействию развития конкуренции в своих территориях. Среди первых инициативу проявили администрации Орска, Бузулука, Илека, Оренбурга.

- ФАС России выступает соисполнителем по разработке и внедрению Стандарта в субъектах РФ. В Оренбургском управлении создана рабочая группа, которая занимается непосредственно с представителями муниципальных образований, - говорит заместитель руководителя УФАС Людмила Полубоярова. - У нас запланирован ряд совещаний, обучающих семинаров, командировок в муниципальные образования. Мы готовы оказать методологическую помощь в определении перечня социально значимых и приоритетных рынков, по созданию «дорожных карт». Представители исполнительных органов должны понять, что Стандарт – это эффективный инструмент для решения многих проблем, которые касаются благополучия населения, социально-экономического развития муниципального округа. Надо научиться этим инструментом пользоваться.

Стоит добавить, что СРК – это не акция, рассчитанная на ближайшие 3 года. Регион и МО обязаны систематически мониторить свои территории, выявлять проблемы, ежегодно обновлять, дополнять перечень своих приоритетов и добиваться результатов. По идеи, количество тем – показатель того, что люди пришли во власть, чтобы созидать, а не отсиживаться в уютных кабинетах.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий