Качество и экономический суверенитет: момент истины

Вслед за импортозамещением, на наш взгляд, государство выдвигает на первый план проблемы качества. Очевидно, это будет еще одним трендом промышленной политики. Началом становится Стратегия повышения качества пищевой продукции до 2030 года, которая разрабатывается по поручению президента России. Расширение рынков сбыта в связке с высоким качеством рассматривают и местные товаропроизводители как историю своего успеха. Не стоит скрывать, что они рассчитывают при этом на административные ресурсы. Но чем отличаются ресурсы от барьеров, которых недолюбливают? Вопросов, противоречий накопилось немало. Попробуем хоть что-то прояснить вместе с директором ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Оренбургской области», кандидатом технических наук, членом-корреспондентом Академии проблем качества России Сергеем Бойко.

- Сергей Валентинович, есть ли какая-то закономерность в появлении в нашем экономическом сознании понятий «импортозамещение» и «качество»?

- Это следствие либеральной экономической политики, которой мы придерживаемся последние 25 лет. Вспомните, что нам говорили: рынок отрегулирует всё. Мы стремились в единое экономическое пространство с Европой, для вступления в ВТО последние 15 лет активно переписывали систему технического регулирования для нашей экономики, сегодня она на 75% соответствует международным стандартам. А потом – бац, и в один момент мы оказались отключенными от благ европейской цивилизации и начинаем понимать, что всё, о чем нам говорили и что обещали, – это «ассиметричная информация», как называет элементарный обман лауреат Нобелевской премии Джордж Акерлоф. Он опубликовал свое исследование рынка «лимонов» (плохой продукции – ред.) еще в 1970 году. Если б мы изучали этот труд и применяли на практике идеи этого ученого, сегодня ситуация в нашей экономике была бы совершенно иной. А мы занялись уничтожением плановой экономики, снятием административных барьеров, сокращением проверок бизнеса государственными надзорными органами.

- Но почему у них эти стандарты работают, а у нас нет?

- Потому что в основе производства качественной продукции – лучшие технологии, оборудование, продукт инженерной мысли. Кстати, ни европейцы, ни американцы никогда не делились с нами лучшими технологиями, они продавали нам оборудование только устаревшего поколения. Примером могут служить некоторые оренбургские предприятия пищевой промышленности. Они, как правило, оснащаются импортным оборудованием, которое там уже прекращают выпускать.

Еще одна проблема. Если в Советском Союзе были ГОСТы, любой отход от которых преследовался по закону, то сегодня каждое предприятие создает свои собственные Технические условия, чаще всего по принципу «так я не умею, буду делать, как мне выгодно». По Д. Акерлофу, это приводит к тому, что «общественные выгоды не совпадают с частными», рынок «лимонов» процветает. Между тем, еще в 1970 году советское государство жестко регламентировало качество продукции и считало методом его обеспечения стандартизацию, метрологию и сертификацию. Вот эта триада стала фундаментом знаменитого Знака качества, по которому сегодня ностальгия. Либеральный подход привел к тому, что даже из учебников исчезло упоминание об объективном методе оценки качества. Вместо стандартизации, метрологии и сертификации производственники занимаются менеджментом, управлением рисками, сокращением издержек. Сейчас главное – организовать поставки и получить прибыль, а не произвести качественный продукт.

- Судя по всему, государство сегодня намерено создать национальную систему управления качеством пищевых продуктов. Скажите, а эта история со Знаком качества может чем-то помочь?

- История развивается по спирали, надо учитывать её уроки. Мой коллега, директор ЦСМ Чувашии С.П. Абрамов опубликовал историю отечественной стандартизации, в которой выделил три этапа, когда наше государство ставило приоритеты в области качества. Первый относится к 1920 году, когда Владимир Ленин поставил задачу накормить население, чтобы не было голодных бунтов. Решение проблемы он видел в создании собственных технологий и средств производства продуктов питания, государственной задачей было и развитие сырьевой базы. Задача по количественному производству продуктов питания была решена, в 1937 году государство поставило новую цель – повысить качество. Хочу отметить, что и на первом, и на втором этапе речь шла об импортозамещении – создании собственных технологий и оборудования, развитии кооперационных связей отечественных производителей, подготовке кадров. Всё это характерно и для нынешнего периода. Вторая волна – это послевоенный период. Цели и методы решения практически повторяются. Вершиной государственной политики СССР стала пятилетка качества, Знак качества, который сегодня пытаются стилизовать в фирменные знаки, обращаясь к исторической памяти потребителей.

О чем нам говорит история? Что напоминает?  Российскую Концепцию продовольственной безопасности, ХАССП для субъектов предпринимательства, связанных с производством или изготовлением пищевой продукции, ну и Стратегию повышения качества пищевой продукции, о которой вы упоминали. Как видите, на нынешнем этапе мы пришли к пониманию концепции нобелевского лауреата о том, что государственное вмешательство может повысить благосостояние всех участников рынка, как производителей, так и потребителей.

- Сергей Валентинович, я не могу обойти темы регионального вклада в уважение качественных производителей. Я помню акцию «Покупай оренбургское!», потом, кажется, были «Оренбургское качество» или «Куница»… Оренбургский Союз промышленников и предпринимателей вместе с региональным правительством проводят конкурс «Лидер качества». Да, есть еще одна инициатива – Реестр и рейтинг добросовестных поставщиков. Сейчас ОСПП пытается зарегистрировать товарный знак «Оренбургское качество». То есть власть и бизнес стараются создать платформы для определения производителей качественного продукта. Но, на мой взгляд, какого-то ингредиента не хватает для объективности и бесспорности выводов жюри этих конкурсов. И еще. На последнем заседании правления ОСПП звучала идея о необходимости региональных преференций для владельцев этих дипломов – это мечта о том, что общественное признание станет красной ковровой дорожкой к статусу «Поставщик двора Его Величества». Конечно же, еще обращусь для разъяснений в минэкономики, ОСПП, да и в УФАС по поводу преференций в муниципальных закупках. А Вы что скажете?

- Я не знаю, будет ли сопровожден какими-то преференциями в региональных закупках владелец ТЗ «Оренбургское качество» - это вопрос не ко мне. Хотя в некоторых регионах России такая практика есть, она прежде всего связана с добровольной сертификацией, я об этом говорил руководителям ОСПП. Думаю, информация о включении в реестр добросовестных поставщиков может повлиять на решение, к примеру, энергетиков, заключить с организацией договор на оказание услуг. По принципу: если есть такой сертификат, значит, материальное положение учреждения стабильно. Но я не могу быть уверенным 100-процентно в решающей значимости этих дипломов. Потому как по-прежнему уверен, что стандартизация, метрология и сертификация являются единственными объективными методами определения и обеспечения качества.  

Понимаете, участие во всевозможных конкурсах – это добровольная инициатива, а победа – это констатация возможности: я так могу делать. Но дальше должна быть систематическая работа по совершенствованию качества продукции.

Вы помните цикл Деминга по выходу из кризиса: производитель улучшает качество продукции, это приводит к увеличению объемов производства, прибыли, что позволяет увеличить заработную плату работников, таким образом стимулировать спрос на качественную продукцию. Увеличивается спрос – увеличивается объем выпуска… Я тоже так думал в 90-тые годы. Но эта теория разбивается покупательским спросом.

- Вы хотите сказать, что качественная продукция стоит дороже, а нынешний покупатель не готов платить?

- Дело не только в этом. Чаще всего покупательский спрос падает, если производитель не может обеспечить стабильность качества. Как вы думаете, почему растет спрос на небутилированное молоко, которое жители покупают из бочек во дворах? Почему лучший семейный подарок – хлебопечка? Оренбургский ЦСМ систематически проводит обучающие семинары для предпринимателей, вот сейчас речь идет о ХАССП и представители Роспотребнадзора говорят о десятикратном увеличении выпуска  фальсифицированных продуктов питания. Потребитель это чувствует и реагирует, не взирая на лейблы на этикетках и упаковках. Поэтому государство сегодня пытается взять под особый контроль использование пальмового масла, всевозможных пищевых добавок, ароматизаторов, заквасок.

- Скажите, а почему с месяц назад был шум по поводу обязательной сертификации партий молочной продукции, которые поступают на прилавки магазинов? С алкогольной продукцией, кажется, такого напряжения не случилось. А тут крупнейшие производители пригрозили, что полки магазинов опустеют.

- Я не вникал в аргументацию. Но приведу один пример. Недавно в Оренбургскую область приехали немцы и начали производить продукты питания, причем они добровольно сертифицируют каждую партию.

- Менталитет такой. Нам, очевидно, необходима законодательная база для воспитания добросовестного поведения производителя. Завершая наш диалог, хочется узнать о судьбе престижного конкурса «100 лучших товаров России».

- Росстандарт недавно проводил совещание в Звенигороде, где были руководители и специалисты региональных Центров стандартизации, метрологии и испытаний. Речь шла об изменениях в методических подходах оценки номинантов. Крен делается на стабильность и качество, ежегодную сертификацию, отсутствие рекламаций со стороны торговых сетей и Роспотребнадзора. Раньше было много социальных факторов, самооценки предприятий и организаций. Теперь внимание сконцентрировано на протоколах измерений уровня безопасности, на дизайне, составе упаковки, достоверности указанной информации, протоколах технологической стабильности.

В нынешнем году конкурс «100 лучших товаров России» пройдет в девятнадцатый раз. Оренбургский ЦСМ готовится провести региональный этап, по итогам которого планируем издать альбом «Лучшие товары Оренбуржья». Мы надеемся, что конкурс позволит поднять уровень культуры бизнеса, обратить внимание общества на добросовестных производителей. Сегодня в России качество и экономический суверенитет сошлись в одной точке. Это момент истины для всех нас, и ЦСМ, как федеральная структура, будет последовательно проводить политику государства по реализации национальной системы управления качеством продукции.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий

Читайте также