Зачем копировать? Создавайте собственные бренды!

В XXXIV-ой межрегиональной выставке «Меновой двор-2015» приняли участие более 140 предприятий и предпринимателей. Аграрный комплекс Оренбуржья на 100% обеспечил продовольственную безопасность наших жителей и вносит достойный вклад в обеспечение продовольствием других регионов России. С этой мыслью открыл «Меновой двор» губернатор области Юрий Берг. С ним нельзя не согласиться. Самая посещаемая выставка продемонстрировала широкий ассортимент продовольственных товаров местных производителей, на ней присутствовали только самые крупные и успешные предприятия, на самом деле на рынке продовольствия действуют сотни средних и малых предприятий. Какие выводы напрашиваются после посещения выставки?

Во-первых, оренбуржцы – патриоты и отдают предпочтение продуктам местных товаропроизводителей. Во-вторых, ассортимент продовольствия с каждым годом растет. К примеру, соль-илецкие предприниматели демонстрируют урожай клубники и малины, чьи качества не уступают импортным. Про многообразие яств из арбуза и дыни уже не стоит напоминать, лишь отметив, что варенья, соленья, консервы из этих ягод хлынули на наш стол совсем недавно. Про качество, в-третьих, тоже стоит сказать. Проходя через центральный ряд выставки, менеджер контроля качества одной из ведущих в России ритейловых компаний Татьяна Прохорова отметила: «Зря вы недолюбливаете этого производителя. Может, у вас он третьесортный, а в Самаре его колбасные изделия идут за высший сорт».

А не замахнуться ли нам?..

На выставке самый большой стенд был отведен районным представителям областной потребкооперации. Она жива и успешно конкурирует с крупнейшими сетевыми компаниями, обеспечивая продуктами питания самые отдаленные села, пока не сдавая позиций в сельских районных центрах. Саракташский консервный завод производит полтора десятка наименований соков из местных фруктов и овощей. А еще – различные повидла, компоты, салаты, соусы, рассольники… Кстати, никто эту продукцию импортозамещающей не называет: сырье – с родных полей, рецепты свои технологи разработали, используя опыт старшего поколения.

Год назад, введя эмбарго на ряд западных продуктов питания, в России заговорили об импортозамещении. Да, колбасным производствам теперь приходится переходить от дешевой заграничной «заморозки» на местное мясо. Цены на продукты взлетели, а тут еще и курсы евро/доллар/рубль сделали наше пропитание «шикарным» по сравнению с европейским, там столько на питание не тратят. Понятно, что себестоимость производства российского мяса и молока значительно выше, а зарубежные технологии взращивания, кормления лишь отчасти компенсируют этот разрыв. Но речь хочется вести не столько об этом, сколько о качестве продуктов питания, ассортименте. Годы, когда импорт процветал, оказались во многом потерянными с точки зрения этих двух понятий: мы не пытались создавать новые качественные продукты питания, по крайней мере, делали это весьма скромно. Теперь же, вооружившись понятием «импортозамещение», начали «догонять» Европу.

На выставке «Меновой двор» были представлены сыры, которые наши производители начали только что осваивать. В названии «Русская моцарелла» правда только в первом слове. Представитель компании-производителя сознается, что иностранцы пытаются переналадить импортное оборудование под состав местного молока, но получить настоящую моцареллу, видимо, не получится. Ихние коровы не знают, что такое зима, их молоко по составу несколько отличается от нашего. В итоге мы имеем некий продукт, который можно назвать сыром. Стоит ли переживать, что гурманы будут сравнивать и кривить губы? На наш взгляд, важнее совершенствовать технологии и создавать собственный продукт со своим уникальным вкусом и названием. То есть создавать собственный бренд.

В этом убедил и другой местный производитель сыров. Он представил три названия, по вкусу они практически не отличаются. Впрочем, кашковал – вполне удачный сыр получился. А вот сулугуни совсем не напомнил о первоисточнике. Было бы разумней вообще не цепляться за громкие, раскрученные названия, а создавать, совершенствовать свою рецептуру, придумывать оригинальные имена, которые одинаково притягательно будут звучать не только на родном, но и на иностранных языках. У хорошего массового продукта всегда много покупателей, а если это изысканный сыр с плесенью или каммембер – то редкий, но преданный, обеспеченный гурман.

Технолог мясокомбината «Сорочинский» Алексей Пискунов практически ошеломил всю выставочную тусовку своими деликатесами. Народ буквально выдирал из-под ножа дегустационные кусочки салями с  черносливом, шоколадом, мускатным орехом… Вырвав его из этого дег-шоу, на свежем воздухе начали говорить о рецептуре, вдохновении, предпочтениях, рисках, себестоимости. Кстати, поводом для создания нового продукта служат путешествия в иные страны. Однако, черизе упомянуто лишь как воспоминание об Италии. В Сорочинске создается собственный продукт, с простым русским названием. Приятно говорить с гурманом, обсуждать привкус «зефирного облака» или «грязного носка», хамона, сравнивать цены на чеснок китайский и российский, сетовать на дороговизну специй. Кстати, на своей должности Алексей сменил свою маму, которая проработала на комбинате лет 20 и требует от  сына неукоснительного соблюдения ГОСТов при производстве традиционной линейки продукции. То, что он привез на выставку, выпускается небольшими партиями, а хамон явно должен еще дозреть пару месяцев. Люди трудно отказываются от «классики», она и составляет основу массового производства мясокомбината. Жаль, что в Оренбурге практически невозможно купить эти замечательные колбасы, мясные деликатесы – далеко не во всех магазинах шаговой доступности МК «Сорочинский» присутствует.

Но речь немного о другом. Деликатесные фишки от Пискунова могут стать новыми брендами на пищевом рынке не только нашего региона, и «импортозамещать» ничего не надо, и потом извиняться, что шампанское было советским. Обмен санкциями может продолжиться и войной брендов, «российскую моцареллу» нам тоже могут не простить.

Пример Алексея Пискунова заставляет задуматься над серьезными вещами. Если ты профи, то без оглядки на Запад можешь создать нечто оригинальное, что понравится людям и станет основой производства. К импортозамещению это ни какого отношения не имеет, зато точно относится к категории «самостоятельность». Вот этого нашим производителям и стоит пожелать.

Для чего?

Участие в выставке – дело затратное. Поэтому мотивацией служит заключение договоров на поставки, общение с коллегами и знакомство с их достижениями. Да, три выставочных дня были наполнены рабочими встречами по инициативе торговых сетей, были даже заключены два договора о вхождении в российскую торговую сеть «Пятёрочка». Были и круглые столы, тренинги, традиционный конкурс «Наша Марка». Но все же осталась какая-то неудовлетворенность от суетливости, излишнего шума.

По мнению наших собеседников, подобное мероприятие необходимо четко разводить на два формата: деловой и массовый. Хотя бы первый день было бы справедливым проводить в формате «Бизнес для бизнеса», когда выставку посещают представители правительства области, обход делает губернатор или министр, с которыми можно напрямую говорить о проблемах и путях взаимодействия власти и бизнеса. А главное – переговоры, контракты, расширение бизнеса. Под массовую дегустацию продуктов питания, на которую стекаются пенсионеры и временно неработающие люди, под песни и пляски, конкурсы, заглушающие все уголки спортивной арены, деловые разговоры вести невозможно. Да и подход к прессе у губернатора мог быть более содержательным, если б имелась возможность просто слышать его ответы и задать свой вопрос, не рискуя, что об этом уже было сказано раньше. Про пресс-конференцию представителей компании Х5 говорить тоже неприятно: с десяток журналистов, телеоператоров заблокировали узкий коридор второго этажа, по которому пробивались желающие посетить семинар о стандартах качества. Вот зачем эта суета, мешающая всем заинтересованным сторонам выполнять свой профессиональный долг?

Формат выставки-ярмарки вроде бы выбран не случайно. На открытой площадке рядом с СКК «Оренбуржье» товаропроизводители вели продажу своих продуктов, но некоторые делали это и на выставочной площадке, привлекая большие очереди простых потребителей. Потому «смешались в кучу» два формата, в ущерб деловой части. Может, если не хватает ярмарок «выходного дня», организаторам выставки почаще организовывать свои массированные ярмарки крупнейших производителей и отделить формат деловой части выставки «Меновой двор» для бизнес-общения?

Все другие выставки «УралЭкспо» проходят более деловито. Если вперемежку со стендами, к примеру, с образцами нефтегазового, энергетического оборудования не возникает бочка с медом.

Фотографии: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий