Почем нынче энергосбережение?

Указом № 889 от 4 июня 2008 года «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» Дмитрий Медведев довольно четко поставил цель: снизить к 2020 году энергоемкость ВВП страны не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом.

За прошедшие три года российские предприятия и организации - потребители энергоресурсов - уже должны были перейти к новому складу мышления в деле расходования всех видов энергоресурсов, разработать программы энергосбережения и начать их реализацию. Что сделано и что еще предстоит сделать в этом направлении в Оренбургской области, обсуждали участники расширенного заседания правления Областного союза промышленников и предпринимателей 6 октября. 

Заседание ОСПП прошло в стенах производственного объединения «Стрела». Ему предшествовала часовая экскурсия по производственным площадям предприятия, знакомство с инновационным потенциалом завода. Возглавлял делегацию экскурсантов губернатор Юрий Берг. Само заседание прошло в зале торжеств ОАО ПО «Стрела». Заявленная тема «Работа предприятий в условиях действия ФЗ № 261 и принятия областной целевой программы «Повышение эффективности энергопотребления и энергосбережение в Оренбургской области на 2010-2015 годы» собрала около 30 членов правления союза и 60 приглашенных руководителей предприятий, представителей муниципальных образований и других заинтересованных лиц. Официальным представителем федеральной власти был экс-губернатор Алексей Чернышев, ставший не так давно членом Совета Федерации Федерального собрания РФ по Оренбургской области. 

Общий тон разговора был задан губернатором: понимание того, что энергосбережением пришла пора заниматься, у большинства предприятий и организаций области есть, какие-то меры уже были приняты, но энергоемкость большинства предприятий все равно остается высокой. 

- Сегодня все понимают, что высокая энергоемкость экономики нам обходится очень дорого, - пояснил Юрий Берг. - Поэтому энергосбережение и энергоэффективность являются ключевыми темами. Экономной должна быть не только энергетика: экономически оправданным должно быть энергопотребление на всех этапах производства, транспортировки и потребления продукции. Если предприятия хотят быть конкурентоспособными, они должны принимать серьезные меры, особенно с учетом повышения стоимости энергоносителей. Для этого у нас есть четкая цель, поставленная федеральным правительством, и современная законодательная база.

Законодательная база действительно есть: после принятия закона об энергосбережении в России было принято более десятка нормативно-правовых актов, так или иначе касающихся энергоэффективности. Это и Федеральный закон №190 «О теплоснабжении», и «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», и Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года, а также принятая вслед им концепция областной целевой программы «Повышение эффективности энергопотребления и энергосбережение в Оренбургской области на 2010–2015 годы» и прочие документы. Однако разобраться в тонкостях каждого документа, прежде всего, конкретных требованиях, которые они предъявляют предприятиям, не так-то просто. Внимательно читать законы призвал советник губернатора Владимир Шишкин: 

- Стенания многих руководителей районов и предприятий понятны. Но давайте по-другому посмотрим на 261-й закон. Для того чтобы выжить в этой экономике, у нас нет другого выхода. Мы активно поддерживаем президента в том, что нам нужна другая, инновационная экономика, но что мы для этого делаем? Как мы хотим выходить на внешний рынок и конкурировать, если общие энергозатраты в ВВП страны превышают европейские показатели в несколько раз? Поэтому я призываю вас не грустить о том, что свалилась новая беда, а изучать законы. 

Читать законы, конечно, нужно, только одновременно с этим нужно и дело делать: до 1 января 2013 года все организации с государственным участием, органы государственной власти и местного самоуправления, все поставщики энергоресурсов, а также организации, совокупные затраты которых на потребление энергоресурсов превышают 10 млн за календарный год, обязаны пройти первый энергоаудит. В нашей области под него попадают более 2000 организаций, в том числе около 500 поставщиков энергоресурсов.

По закону его могут проводить лица и организации, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Таких в нашей области пять, и есть потенциал для увеличения их количества. Но имеющиеся компании сидят без дела, потому что нет заказчиков. Главная причина – отсутствие у предприятий средств для проведения аудита. 

- Энергоаудит для наших предприятий - конкретная проблема, - говорил Владимир Горьков, директор департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, в своем эмоциональном выступлении. - В настоящее время на предприятиях коммунальной отрасли не проведено ни одной аудиторской экспертизы. А осталось только два года. Это актуально и для сельских предприятий, у которых на аудит нет ни средств, ни понимания, как нужно его проводить. Мы попытались изучить, во сколько обходится энергоаудит. Разговаривали с представителями аудиторских компаний Самары и Оренбурга. Пришли к выводу: энергоаудит самого «захудалого» коммунального предприятия на селе (а это водокачка, скважина, 1,5 км изношенных водопроводов и несколько сот тысяч рублей в активе в лучшем случае) обходится в 400 000 рублей. Говорить о том, что мы можем заложить эти деньги в тарифы, абсурдно. А в случае непроведения аудита законом определен штраф - 500 000 для руководителя юридического лица. Наверно, создатели закона несколько погорячились, устанавливая в таком жестком порядке одинаковые требования для всех предприятий, ведь в каждом отдельном случае нужно считать по-своему.

Отдельная статья 261-го закона посвящена применению приборов учета используемых энергетических ресурсов: до 1 января 2012 года ими должны быть оснащены все здания, многоквартирные дома и другие строения, подключенные к электро-, тепло-, водо-, газо- и иным системам централизованного снабжения энергоресурсами. По данным ОСПП, в 2009 году было установлено порядка 30 000 приборов учета газа, по всей области же нужно установить 400 000 приборов. Сохраняя эти темпы, все приборы будут установлены лишь через 10 лет. В Оренбургской области эксплуатируется почти 16 000 многоквартирных домов, из них коллективными приборами учета тепла оснащено 37% домов, горячего водоснабжения – 15,6%, холодного водоснабжения – 17,3 %. Таким образом, за два года в области нужно установить более миллиона приборов.

Кроме того, реализация энергосберегающих мероприятий невозможна без принятия соответствующей программы, в которой должны быть прописаны целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, перечень планируемых мероприятий с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, сроки проведения указанных мероприятий, информацию об источниках финансирования и др. Проблема же заключается в том, что программы энергосбережения, принимаемые предприятиями и организациями области (особенно коммунального хозяйства), до сих пор не могут пройти согласование в областном департаменте по ценам и регулированию тарифов. В настоящее время на рассмотрении находятся около 500 программ, которые, по мнению Владимира Горькова, так и останутся на бумаге, так как написаны «в спешке», чтобы формально выполнить этот пункт закона. Аналогичная ситуация с программами муниципальных образований. Как рассказал Вячеслав Лагуновский, директор исполнительной дирекции ОСПП, из 44 муниципальных образований области 8 не имеют программ: 

- Более или менее соответствуют требованиям российского законодательства программы двух городов - Оренбурга и Бузулука. В программах других МО отсутствуют некоторые разделы, нет данных по приборам учета, по состоянию жилищного фонда, КПД тепловых хозяйств и пр. Но, главное, в этих программах не обсуждаются предприятия, а значит, они не содержат механизма реализации мероприятий, не определены перечни обязательных нормативно-правовых актов, которые МО должны принять.

Несмотря на все это, основные проблемы возникают при реализации мероприятий по энергосбережению. Идея закона такова, что энергосберегающие мероприятия предприятия должны проводить в рамках своих инвестиционных программ на свои средства. Организации же, осуществляющие регулируемые виды деятельности, могут рассчитывать на то, что часть затрат будут возмещены за счет тарифа на потребляемые энергоресурсы:

- Многие руководители понимают буквально строчку закона о том, что все финансирование энергосберегающих мероприятий должно быть утверждено в формировании тарифов, - пояснил Владимир Горьков. - Все ждут, когда органы регулирования заложат деньги в тариф, и на собранные средства можно будет провести энергоаудит, а затем реализовать энергосберегающие мероприятия. Но это не так. К примеру, в этом году из 500 регулируемых организаций было утверждено всего 5 инвестиционных программ, которые согласованы на всех уровнях, утверждены на уровне правительства области и сейчас направлены в федеральную службу тарифов, которая должна провести их экспертизу. Только после этого они будут заложены в тариф. Это хлопотное занятие, но им просто нужно заниматься. Нужно взять себе за правило, что ни один капитальный ремонт не должен осуществляться без модернизации технологии и внедрения энергосберегающих технологий. И естественно, источником финансирования являются программы снижения издержек.

Таким образом, в стремлении снизить энергопотребление экономики страны до европейского уровня, государство в очередной раз устроило «головную боль» для предприятий. Конечно, все понимают, что в конечном итоге энергоэффективность как снижение затрат за потребление энергоресурсов, выгодна всем, а реализацией энергосберегающих мероприятий рано или поздно, но придется заниматься. Однако есть предположения, что в данные законом сроки выполнить даже минимум требований предприятия по объективным причинам не смогут, а потому станут обладателями квитанций на штрафы. Вот только не выгоднее ли будет однажды заплатить штраф, чем нести колоссальные затраты на энергоаудит, разработку инвестиционной программы и ее реализацию? Для российской действительности это вполне знакомая практика.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий