Татьяна Мошкова, министр финансов Оренбурсгкой области: «Музыка цифр тоже может быть разная»

«Вдохновение не есть исключенная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже ремесленник, поэтому оно везде, во всяком деле, во всяком труде».

В. Г. Белинский

Эпиграф к этой статье выбран не случайно. Вам приходилось общаться с человеком, у которого горят и светятся вдохновением и восторгом глаза от работы, которую он делает? Согласитесь, такое встречается не часто. Именно такого человека мы нашли, извините за каламбур, в кабинете … министра финансов.

Ровно месяц назад мы начали знакомить вас, уважаемые читатели, с новыми персоналиями, которые вошли на Олимп исполнительной власти региона. В этом номере мы пригласили к разговору нового министра финансов области Татьяну Геннадьевну Мошкову. Беседа наша продлилась около двух часов, которые пролетели, словно один миг.

В стенах министерства финансов…

- Татьяна Геннадьевна, расскажите о той политике, которую Вы намерены осуществлять на посту министра финансов. Совпадает ли она с курсом, взятым прежним руководством?

- Кто бы ни находился в кресле министра, курс у министерства финансов всегда может быть только один. Это обеспечение единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Оренбургской области. На мой взгляд, в этой сфере прежним составом министерства сделано очень многое и даже в опережение федеральных рекомендаций. Это касается и расходов бюджета и его наполнения. Например, у нас второй год передан в муниципалитеты транспортный налог: в 2009 году частично, в 2010-м – полностью. Сельхозналог, налог на упрощенную систему налогообложения также теперь зачисляется в муниципальные бюджеты.

Есть и другие направления работы министерства, которые заслуживают большого уважения. В области завершена программа реформирования региональных финансов. Поставленные плановые значения показателей фактически достигнуты, приведена в соответствие нормативная база в части финансов. На мой взгляд, эта работа сделана безупречно. Но жизнь не стоит на месте. То, что сделано, это хорошо, но нужно смотреть в будущее. И сегодня перед нами стоит очередная серьезная задача – разработка программы повышения эффективности бюджетных расходов. К счастью, в этом направлении есть полное взаимопонимание и у правительства области, и у бюджетного комитета Законодательного собрания.

- Расскажите, пожалуйста, о ближайших планах в сфере финансов?

- Наверное, те, кто внимательно следит за бюджетной сферой, обратили внимание, что Бюджетный кодекс – это такой живой инструмент, который постоянно трансформируется. И это не только изменения, носящие какой-то локальный характер. Бюджетная политика меняется концептуально. Теперь нас ждут новые, глобальные изменения с 2011 года. Все это, безусловно, отразится на той финансовой политике, которую необходимо организовывать и реализовывать в области в ближайшем будущем. Постепенно государство от провозглашения лозунгов о бюджетировании, ориентированном на результат, переходит к конкретным действиям. Ведь впервые об этих терминах мы услышали около десяти лет назад. А отражение в законодательной базе и в необходимости четкой реализации этих постулатов появилось буквально только в тех изменениях, которые внесли в Бюджетный кодекс и в ряд других законов положения, принятые в 83-ФЗ в начале мая текущего года. Всем известно, что много денег не бывает, все хотят их иметь как можно больше. Сегодня политика государства такова, да и реалии жизни подтверждают тот факт, что увеличивать налоговое бремя больше просто уже невозможно. Нельзя нагружать реальный сектор экономики новыми налогами. Как раз наоборот. Предполагаются налоговые льготы некоторым категориям налогоплательщиков, например, предприятиям, которые активно занимаются инновациями. А это, в свою очередь, тоже снизит поступления в бюджет. Возникает вопрос: как быть? Ведь потребности общества растут из года в год. Поэтому во главу угла сегодня ставится не количество выделенных из бюджета средств, а то как результативно они потрачены. Главная задача бюджетополучателей теперь – уметь управлять тем объемом средств, который предусмотрен на реализацию той или иной цели в бюджете без дополнительной налоговой нагрузки. Что же мы сделали в этом направлении? Уже принято постановление правительства области о внедрении механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, создаются проектные группы, которые будут заниматься мероприятиями по повышению эффективности бюджетных расходов. При этом мы планируем реализовывать эти мероприятия не только силами специалистов Минфина области, но и привлекать сторонних экспертов и консультантов. Потому что, как уже показала жизнь, наиболее правильный и интересный результат получается там, где наиболее тесно сливаются воедино теория и практика. И на сегодня мы начинаем работу в разных слоях по разъяснению и конкретному переводу учреждений в новые типы. Пора вступать на этот путь, закон суров, но он закон, и его нужно исполнять.

- Уже началась работа по верстке бюджета области 2011-2013 гг. Какие методы борьбы предпочитаете с бюджетным комитетом Заксоба области при распределении бюджетных средств?

- А зачем с ним бороться? С ним просто нужно конструктивно работать. Я надеюсь, что у нас это получается. Мы принимаем участие во всех его заседаниях и пока находим общий язык по вопросам бюджетной политики. Мало того, впервые в области во исполнение закона «О бюджетном процессе в Оренбургской области» создана бюджетная комиссия. В нее вошли члены правительства и председатель бюджетного комитета. У нас уже прошли все заседания, на которых были рассмотрены вопросы формирования доходной части бюджета, вопросы общей налоговой политики на 2011-2013 годы. В ближайшее время мы совместно с комитетом приступаем к заслушиванию главных распорядителей бюджетных средств, как они собираются управлять тем объемом денежных средств, который им выделен. Ведь буквально в течение 2011 года мы должны пройти переходный период, когда все существующие ныне учреждения будут разделены на три типа: бюджетные, казенные и автономные. И если с казенными учреждениями (это то, что есть сегодня) всем участникам бюджетного процесса ситуация как-то понятна, то вот с бюджетными учреждениями нового типа на сегодня очень мало конкретики. К сожалению, для общества автономные учреждения пока тоже остались нераскрытым понятием. За исключением, наверное, города Орска. Там в настоящее время работают уже 29 автономных учреждений.

- А готовы ли сегодня государственные и муниципальные учреждения переходить на автономный характер хозяйствования?

- К сожалению, не могу утвердительно ответить на вопрос. Хотя среди руководителей есть передовые и ярко мыслящие, готовые заняться этим пилотным проектом. Разговаривая с главами многих муниципальных образований и с руководителями муниципальных учреждений, я в большинстве случаев сталкиваюсь с осторожностью, а где-то даже с неприятием нововведений. Самое главное, чего страшатся участники бюджетного процесса, что они потеряют имущество. На самом деле имущество как было либо муниципальным, либо государственным, так оно и останется. Некоторые боятся и той ответственности, которая возлагается на руководителей. Теперь учреждения будут получать субсидию из бюджета и сами определять, сколько им нужно потратить на коммунальные платежи, на заработную плату. Когда в Орске начали действовать первые «аушки», не сразу все пошло легко и гладко. В 2008 году это было просто проблематично, в 2009-м – это было несколько сложно, а в 2010-м – уже все новую систему финансирования восприняли как норму. Уже ни одна заведующая детского сада (а первыми автономными учреждениями стали именно детские сады) не стала высказывать претензии. Все поняли, что нельзя расходовать фонд заработной платы, как заблагорассудится; нельзя лить воду по принципу - пусть льется; нельзя жечь свет - а пусть горит в том углу. Трудно было переломить настроения, но в течение 2 лет практика доказала правоту теории. Нужно не бояться, а действовать, потому что под лежачий камень вода не течет. Даже если реакция на первом этапе негативная, нужно преодолевать этот негатив и двигаться вперед.

- Но в нашей стране мы часто сталкиваемся с ситуацией, что благое начинание искажается до неузнаваемости. Не придем ли мы к тому, что экономия будет сказываться на качестве, а количество платных услуг перевесит бесплатные?

- Конечно, подход должен быть к каждому учреждению, каждой услуге сугубо индивидуален. И даже в сфере финансов во всем нужно подходить творчески. Несомненно, есть общий подход в муниципалитетах к услугам, но каждое муниципальное образование индивидуально по своим условиям и разница всегда будет. Ну и конечно, независимо от реформ учреждения остаются учреждениями. И цены, и тарифы здесь устанавливаются исключительно органами власти.

- Вы часто повторяете, что теперь мы переходим от главенства количества в бюджетном финансировании к качеству управления расходами. Но как определить, где начинается качественная жизнь и что в определенной точке она уже достигнута?

- На федеральном уровне министерства и ведомства уже опубликовали стандарты оказания своих услуг. В области эту работу нам только предстоит сделать. Каждая услуга должна быть описана, стандартизирована и оказана. И только после этого оценена. Скажем, в дошкольном образовании норматив - это сумма, необходимая на получение одним ребенком стандарта дошкольных образовательных услуг. И такие стандарты должны быть установлены и в здравоохранении, и в образовании, и в культуре, и во многих других сферах нашей жизни, которые связаны с получением услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями.

- Есть ли место в работе министра финансов для творчества?

- Несомненно. По многим проектам, которые только начинаются в сфере финансов, нет вообще никаких разработок. И тут открывается огромный простор для творчества. Кстати, огромным плюсом я считаю, что теперь работа финансово-экономического блока сконцентрирована под единым руководством. Когда ты видишь одно, коллега видит другое, всегда при здравом обсуждении можно найти общую наилучшую точку зрения. И, конечно, единая работа не только рождает максимально эффективные решения, но и их реализацию. Скажем, Минэкономики разрабатывает концепцию программы, а мы анализируем, во сколько ее можно оценить. А вообще, простор для творчества можно найти в любой сфере деятельности.

…и за его пределами

- Расскажите, пожалуйста, почему в один прекрасный момент Вы решили стать экономистом?

- Я выросла в семье, где все педагоги: моя мама, мои двоюродные сестры, мамины сестры, бабушки, дяди. А я с детства и где-то до 9-го класса хотела быть врачом. И вот однажды мне в руки попала книга по психологии, в конце которой находились тесты на профпригодность. По результатам тестов оказалось, что моя стезя - цифры. Когда мы обсуждали с папой эти тесты, он рассказал мне, что есть такая профессия, как экономист. Конечно, он подходил тогда с мужской точки зрения, что это удобная для женщины сфера деятельности: что она поможет и сосчитать семейный бюджет, и разумно вести домашнее хозяйство. Когда же пришло время определяться с вузом, мне в справочнике вузов страны почему-то мне бросилось в глаза название «Московский институт народного хозяйства им. Плеханова». Тогда не было Интернета, чтобы посмотреть, что он из себя представляет. Я просто взяла ручку, бумагу, конверт и написала письмо: «Я бы хотела учиться в вашем вузе. Есть ли у вас подготовительные курсы?». Вскоре мне прислали материал для подготовки к вступительным экзаменам. С этого начались четыре чудеснейших года обучения на очном отделении общеэкономического факультета. После окончания вуза я занималась нормированием труда. Потом пришла тогда еще в исполком Советского района г. Орска. Начальник финансового отдела сразу пригласила меня к себе в замы. Я помню, как я сразу увлеклась этой работой. Это были 90-е годы. Еще существовала советская финансовая система, сметы, строгое нормирование, четкая аналитика. А потом все рухнуло. И вот уже 20 последних лет бюджетный процесс находится в постоянном творчестве. Каждые несколько лет происходят целые революции. Поэтому места для формального скучного подхода к работе просто нет.

- Когда губернатор предложил Вашу кандидатуру на пост министра, Вы что ощутили: отчаяние, радость или, быть может, растерянность? Только честно!

- Было потрясение! Мне кажется, оно до сих пор не прошло. Потрясение от того доверия, которое было оказано, от представления того масштаба работы, которая ожидает, от того, что предстояло поменять место жительства, образ жизни, коллектив. Помогло, что многих из нового коллектива я уже знала почти 20 лет, а некоторые из них когда-то мне разъясняли азы бюджетной работы.

- А умение считать деньги помогает при планировании семейного бюджета? Дома Вы тоже министр финансов?

- Получается, что да. У нас маленькая, уютная семья: я, сын и мама. Сыну 17 лет. В этом году он окончил школу и поступил на географический факультет МГУ. Мама осталась в Орске, ее нужно опекать и заботиться о ней. И, конечно, здесь бюджетом нужно очень умело управляться, чтобы сыну помогать в Москве и маме обеспечивать достойную старость.

- А остается ли время на увлечения, хобби?

- Последние три года моим увлечением была география. Сын очень увлекся этим предметом, мы с ним покупали атласы, глобусы, книги. И куда бы мы ни ехали, всегда что-то решали: задачи, мерили географическую широту, долготу. И я была просто потрясена этой наукой. Насколько она разнопланова и интересна. Поэтому я старалась находить время и заниматься с сыном. Он начал участвовать в олимпиадах. В этом году он занял 2-е место в олимпиаде «Покори Воробьевы горы», проводимой МГУ. Ну а еще, как бы странно ни звучало, для души у меня есть еще одно достаточно оригинальное увлечение, которое называется судоку. Игры с цифрами. Мне нравится тихонечко посидеть в кресле хотя бы минут пять в день и порешать какие-то цифровые головоломки.

- То есть на работе Вам цифр не хватает?

- Там они звучат по-другому. Музыка цифр тоже может быть разная. - Успех любых преобразований в обществе определяют люди, грамотные специалисты, которых найти не так уж и просто.

- Чем руководствуетесь, подбирая соратников, подчиненных?

- Принимая решение вступить на эту должность, я концептуально для себя решила оставить ту команду, которая была до меня. Сегодня это слаженный коллектив, он отлично работает. А вообще я очень люблю молодежь, которая только выпускается из вузов. Тут, извините за грубое сравнение, берешь кусок глины и лепишь из него шедевр. По Орску могу сказать, что шедевры получились. Это замечательные мальчишки и девчонки, которые уже стали отличными специалистами, а кто-то - даже руководителями.

- В сфере управления государственными финансами в России преобладают женщины (порядка 60-70%). Почему, как Вы думаете?

- По поводу полового признака у меня вообще никаких мыслей нет. Тут нужно руководствоваться исключительно призванием.

- А тяжело ли женщине быть министром? Тяжелее ли доказать свою точку зрения?

- Я не могу сравнить, я же не была мужчиной. Насчет доказательства своей точки зрения, тут все равны. Приоритетно умение логически мыслить и уверенность в собственной правоте. Женщине, наверно, сложнее несколько со временем. Ведь обязанности мамы и жены никто не отменяет. Здесь нужно уметь правильно концентрироваться и расставлять акценты в течение рабочего дня, чтобы найти время и на уроки, и на вкусный ужин.

- Что является Вашим источником энергии?

- Когда-то в юности у меня был достаточно сложный жизненный период, прожив который я поняла, что жизнь прекрасна сама по себе. Никогда не нужно думать о плохом. Мне очень нравятся стихи Асадова: «Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно». Они очень часто помогают в жизни, когда что-то случается и находишься на распутье. Даже при самом сложном разговоре лучше улыбнуться, чем накричать.

- Есть ли у Вас какое-то любимое изречение, девиз?

- Работая, я всегда говорю: «Знай много, но одно – особенно хорошо!»

- Спасибо за интервью!

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий