Экономики без дорог быть не может

В ХХ веке в рузвельтовской Америке ознаменованием окончания Великой депрессии стал бум в дорожном строительстве. Это стало одним из инструментов выхода из кризиса. После Первой мировой войны Германия простимулировала экономику страны, вложив деньги в дороги, что двинуло империю фюрера далеко вперед. В Италии времен молодого Муссолини бюджетные деньги были направлены в дорожную отрасль, что обеспечило создание рабочих мест и подъем в экономике. Сегодня в России кризис, но пока ничего подобного не произошло. Проблема дураков и дорог получила несколько иную интерпретацию с претензией на современные тенденции - неэффективныйь менеджмент и неразвитая инфраструктура. Суть, заметьте, осталась прежней. Сергей Миронов заявил, что «никакая стратегия, никакая программа ни за 5, ни за 20 лет не позволит нам преодолеть инфраструктурное отставание от ведущих стран G8». Хороших дорог в России не будет - таков неутешительный вывод самих же властей. Масла в огонь подлил мировой кризис - сокращение финансирования напрямую коснулось дорожного строительства. В федеральном бюджете на 2009 год объем финансирования дорожного хозяйства составил без учета средств инвестфонда РФ 312,4 млрд рублей. Это на 28,1% меньше объема, первоначально предусмотренного в бюджете. Объем субсидий бюджетам субъектов РФ на строительство и реконструкцию автодорог в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)», а также на строительство, реконструкцию и модернизацию дорог, предусмотренных в федеральном бюджете, сократился на 15%.

Не строительство, а содержание

Дорожные работы вовсю кипят на центральной улице Оренбурга и на подъезде к городу. Оптимистам может показаться, что рецессия в регионе пошла на убыль. Скептики связывают текущие дорожные работы с предстоящим российско-казахстанским саммитом. Статистика пребывает во фрустрации. Почти 3 млрд рублей направлено на дорожное хозяйство Оренбуржья в 2009 году - на 1,7 млрд меньше, чем годом ранее. С учетом средств федерального бюджета планируется обеспечить ввод 80 км автомобильных дорог, 337 погонных метров мостов, а также круглогодично поддерживать сеть дорог области (а это почти 13 тысяч км) в проезжем состоянии для обеспечения безопасного проезда.

Главной задачей текущего года для регионального дорожного хозяйства, констатируют областные власти, является содержание действующей сети автомобильных дорог - это профилирование гравийных дорог, ямочный ремонт асфальтобетонных дорог, планировка обочин. На 1.07.2009 объем выполненных работ по содержанию сети дорог области составил 541 млн руб.

Всего за первое полугодие 2009 года дорожным хозяйством области освоено 1,004 млрд руб. «В первом полугодии область жила на свои средства. Во втором полугодии т. г. мы берем кредиты на дорожное строительство. После завершения газификации области приоритетным направлением развития становится строительство дорог. 12 лет не ремонтировалась дорога на аэропорт в Оренбурге, сейчас здесь строится дорога первой категории», - отметил губернатор Алексей Чернышев, прекрасно дав понять, что нельзя связывать ремонтные работы с какими-либо событиями. «Мы уже 3 года активно строим дороги для всех оренбуржцев. Для себя строим», - подчеркнул он.

В порядке нуждаются 13 000 км дорог

Сеть автомобильных дорог Оренбуржья в основном сложилась в 70-80-е годы, тогда и были выполнены основные объемы строительных работ. Сейчас протяженность сети областных автодорог составляет 13 571 км (из них территориальные - 12 855 км), на которых расположено 657 мостов и путепроводов. В Приволжском федеральном округе Оренбургская область находится на втором месте по протяженности сети автомобильных дорог. Первое место - за Башкирией. Из 12 855 км дорог лишь 30% одеты в асфальтобетонное покрытие (5000 км), остальные 70% скрыты под гравием. В Свердловской области, к примеру, ситуация противоположная. Главный инженер ГУП «Оренбургремдорстрой» Дмитрий Хусид оценивает состояние дорожного полотна нашей области как далеко не самое лучшее: «Отменные дороги остались в конце 90-х годов - начале 2000-х, отмеченных всплеском вложений в дорожную отрасль, - было отремонтировано достаточно большое количество дорог. Сейчас, к сожалению, ситуация ухудшается».

Одряхление отрасли

Лето 2009 года стало буквально катастрофическим для дорожной отрасли нашей области: финансирование сократилось практически в 2 раза. Кризис дал о себе знать и здесь! Если в прошлом году, к примеру, портфель заказов ГУП «Оренбургремдорстрой» составил 4,2 млрд руб., то в этом году компания планирует освоить лишь 60% от указанной суммы.

Строительство, реконструкция и ремонт дорог в нашей области приостановились в связи с кризисом, за явили нам в ГУП «Оренбургское ДРСУ» (дорожное ремонтно-строительное управление). «Это связано не только с сокращением финансирования как со стороны федеральных, так и областных заказчиков, но и секвестированием, то есть снижением стоимости прежних объемов работ. К примеру, один и тот же объем дорожных работ изначально стоил 1 млн рублей, после кризиса его стоимость упала до 700 тыс.руб.»,-  прокомментировал Николай Корж, директор местного ДРСУ. И. о. гендиректора ОАО «Оренбургдорстрой» Владимир Цуприк жалуется и на сезонность дорожных работ помимо сокращения вложений: «Сложности на нашем предприятии возникли из-за затягивания финансирования. Первые денежные средства поступили только в июле, что значительно отодвинуло начало работ на объектах».

Сокращение финансирования - проблема не сугубо оренбургская, она касается всех дорожников России. Понижение вложений, соответственно, привело к уменьшению объемов по ремонту, строительству и реконструкции полотна - это общероссийская тенденция. В Оренбургской области ситуация ничуть не хуже в этом плане (к сожалению, и не лучше других регионов) - мы наравне со всеми. Причем понижение вложений в отрасль наметилось еще до кризиса, рецессия еще более усилила приостановление ремонта гравийных дорог в Оренбуржье. Последние большей частью пролегают в глубинке. Видно, на них и махнули рукой и без капитального ремонта обойдутся. А дороги-то не вечные - изнашиваются, стареют! В межсезонье сельские жители становятся отрезанными от возможности получать медицинские, социально-бытовые и образовательные услуги. «В последнее время большее беспокойство вызывают гравийные дороги. Отсыпанная 20 лет назад гравием дорога грейдируется. Верхний слой (гравий, щебень) в 20-30 см истончается. На некоторых дорогах осталось одно лишь земляное полотно, которое в распутье имеет свойство разъезжаться, что делает невозможным проезд. Эти дороги требуют серьезных финансовых вложений и рачительного отношения к себе», -обеспокоен Дмитрий Хусид, главный инженер ГУП «Оренбургремдорстрой».

Для обеспечения всех населенных пунктов региона дорогами с твердым покрытием необходимы капитальные вложения 10,2 млрд рублей - просчитали в Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

80% недоремонта

С начала эксплуатирования дороги начинается ее равномерный износ. Любая конструкция конечна - она требует ухода и заботы. Огромная территория, суровые климатические условия, увеличивающееся количество автовладельцев - все это тормозит развитие дорожно-транспортной инфраструктуры региона. Дорожное строительство не успевает за ростом автопарка, дорог элементарно не хватает, а пропускная нагрузка на уже существующие трассы возросла за несколько последних лет в разы. Такое замечание применительно не только к городской, но и к федеральной транспортной сети нашей области. Если первая, приведенная в более или менее достойное состояние, страдает от постоянных пробок, то вторая, которой многие годы до этого требовался капитальный ремонт, выносит сейчас транспортную нагрузку, возрастающую по мере развития торговли и транспортных перевозок.

Динамика инвестиций в дорожную отрасль Оренбургской области за 2005-2009 годы*, млн руб.

* Информация предоставлена по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности Оренбургской области (дороги вне населенных пунктов).

К сожалению, все эти факторы неувеличивают темпы дорожного строительства. Оренбургские дорожники продолжают заниматься не строительством, а поддержанием автомобильного полотна в рабочем состоянии. А по нормам через 7 лет необходим текущий ремонт, через 15 лет - капитальный. В Оренбуржье подавляющее большинство дорог прожили уже по 2-3 межремонтных срока. Недоремонт дорог по области составляет порядка 80% - такой приговор вынесли в ГУП «Оренбургремдорстрой».

«Для искоренения недоремонта дорог, - считает Владимир Цуприк, и. о. гендиректора ОАО «Оренбургдорстрой», - необходимо не только своевременное финансирование и его увеличение, но и улучшение качества работ, что позволит реже производить ремонт и экономить тем самым средства».

Тем не менее некоторые дороги строят, ремонтируют и реконструируют. В первую очередь, это трассы федерального значения с большим грузопотоком и интенсивностью движения. К примеру, дорога Оренбург - Орск - Шильда - граница Челябинской области. Некоторые участки данной трассы капитально реконструировали последний раз в 1988 году - в рамках содержания осуществлялся только ямочный ремонт. Сейчас в районе Орска ведется капитальный ремонт 10 км этой дороги. На той же трассе только с подъездом к аэропорту Оренбурга на участке 11-27 км ведется ремонт верхних слоев дорожного покрытия, замена элементов обустройства дороги, нанесение горизонтальной дорожной разметки. Финансирование данного объекта осуществляется за счет средств областного бюджета.

Дилемма платных трасс

Подавляющее большинство автомобильных дорог не только в Оренбурге, но и по России государственные. Отдельными мазками в этой сети выделяются платные трассы, но это единичные случаи. «Никакой частный инвестор не потянет в широком смысле отрасль - он может курировать какие-то отдельные интересные маршруты», - такого мнения придерживается Дмитрий Хусид. Платные трассы не решат проблемы дорог в целом по стране. Оренбургские дорожники придерживаются мнения, что деньги для стимулирования отрасли должно дать исключительно государство - основной заказчик строительных компаний. А уже система тендеров определит конкретных подрядчиков. «Мощная, глубоко продуманная государственная программа поддержания областных дорог спасет отрасль, - уверен Дмитрий Леонидович. - Средства надо направлять на ремонты и капитальные ремонты имеющейся сформированной сети дорог Оренбуржья». Существует и противоположное мнение: «Необходима программа строительства платных, мирового уровня по качеству автотрасс с развитой придорожной инфраструктурой. И здесь лишь государство может стать гарантом, предложив достойную привлекательность инвестиций», - уверен один из представителей дорожного хозяйства области.

Мы слишком бедные для того, чтобы иметь дешевые дороги

Дорожная отрасль достаточно консервативна в плане основ технологии - как делалось земляное полотно, как возводился щебеночный слой, так это и будет делаться. Инновационный прорыв будет тогда, когда умельцы смогут заменить битум на синтетическое вещество. «Все новое, что есть по стране в дорожной отрасли, представлено и в Оренбургской области. В первую очередь, это касается парка первоклассной техники. Сама инженерная мысль никогда не стоит на месте, поэтому из года в год мы экспериментируем с битумной смесью, вводя в нее различные составляющие, в частности, из последних новинок это полимерные надбавки. Впоследствии на основе полимербитумных вяжущих получаем полимерасфальтобетон, - рассказывает главный инженер ГУП «Оренбургремдорстрой» Дмитрий Хусид. - Занимаемся разработкой щебеночномастичного асфальтобетона, популярного в Европе. Наше предприятие единственное по области, кто выпускает битумную эмульсию».

Большинство водителей, исправно выплачивающих дорожный налог, считает, что при реконструкции дорог необходимо применять принципиально новые технологические решения. Это и логично, при условии, что каждый автовладелец, заплатив из кармана в бюджет и выполнив свою обязанность перед государством, желает достойно добраться до своего дома - он имеет в конце концов на это право. Но рациональное мнение «неспециалистов» скорее всего так и останется неуслышанным: ремонт существующих магистралей с помощью еще советских методов бюджету обходится дешевле. И это практика сегодняшнего дня в Оренбурге. На самом же деле дешевле построить один раз подороже, чем потом каждый год... Новые технологии позволяют увеличить межремонтные сроки и общий срок службы дорог, а их содержание сделать менее затратным.

К сожалению, пока в Оренбургской области между заказчиком и подрядчиком-дорожником, какие бы он супертехнологии ни предлагал, существует большое недопонимание. За музыку дороги платит заказчик, у которого свои собственные приоритеты, среди которых на первом месте - снижение затрат.

Меньший разрыв между дорожниками и заказчиками наблюдается, если в качестве последних выступают «федералы». Тогда у местных дорожно-строительных компаний появляется шанс воплотить в жизнь новые идеи с применением технологий ХХI века. Кстати, в официальной позиции Минтранса и Росавтодора, выраженной в документе «Концепция обеспечения качества дорог», четко прописано, что одна из основных задач - это продление межремонтных сроков и увеличение сроков службы. Лишние ремонты - это не только выброшенные деньги, это усугубление проблемы пробок в городе, когда каждый раз перекрывают движение.

«Так когда в Оренбуржье будут хорошие трассы?», - спросили мы местных дорожников. «Мы умеем строить хорошие дороги. Но объемы финансирования дорожной отрасли со стороны государства так малы, что при нынешних темпах работ нам не удастся в обозримом будущем покрыть территорию области сетью первоклассных дорог. Речь идет не только о глубинке, но и о вполне обжитых районах региона», - прокомментировали ситуацию в одной из коммерческих дорожных организаций области.

В ГУП «Оренбургремдорстрой» делают ставку на рецессию - сокращение затрат и привлечение дополнительных объемов подтолкнет дорожную отрасль к рождению новых идей и освоению других рынков. Дмитрий Хусид уверен, что с инновациями у оренбургских дорожников все в порядке. Обновление дорожной техники, внедрение инноваций в дорожное производство, увеличение государственного финансирования -все эти меры в целом выведут дорожную отрасль на другой, качественный уровень. Нельзя допустить, чтобы транспорт стал одним из ограничений социально-экономического развития области в долгосрочной перспективе.

По расчетам специалистов, недостаточные темпы увеличения российской дорожной сети, состояние многих ее участков уже сейчас вызывают экономические потери, эквивалентные 3% ВВП РФ. При сохранении существующих тенденций эти потери к 2025 году увеличатся еще более чем в два раза.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий