Андрей Медведев, заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области: "Эти 100 дней мы можеи занести себе в актив"

В России (да и во всем мире) как-то принято производить первыеоценки работы чиновников по итогам 100 дней. Хотя, на наш взгляд,этот срок, учитывая сложные хитросплетения «коридоров власти», несовсем достаточен для объективной оценки. ФЭБ уже писал о том, чтоработу министров из правительства Грачева (особенно новых) нужнобудет оценивать где>то через полгода. Но… Александр Куниловский,например, сам в беседе с журналистами заявил, что 100 дней – этосрок первых прикидок эффективности работы.Главный плюс правительства состоит в том, что оно по минимуму занималось самопиаром, меньше внимания уделяло политике, а больше — экономической и социальной сферам. В результате выполнена (пока) главная задача – ситуация в экономике удержана в рамках общенационального тренда. Нет громких «пикалевских» ситуаций, нет явных проколов. Мало того, найдены ресурсы на поддержку (пусть и не самую сильную) программ развития, инфраструктурных проектов и административных преобразований. В том числе и в сегменте малого бизнеса. Теперь перед властью стоят более масштабные задачи: не просто удерживать ситуацию в заданных рамках, а на фоне скудных ресурсов, падения производства, снижения потребительского спроса, засухи организовать процессы в области таким образом, чтобы бизнес в короткие сроки сумел выйти на докризисные объемы. Власть должна изменить и системы поддержки, и свои подходы к контролю, и повысить эффективность инфраструктуры. Готова ли она этим заниматься хотя бы в сегменте малого бизнеса? Об этом разговор с начальником управления целевых программ, инвестиционной политики и предпринимательства Министерства экономическогоразвития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Андреем Медведевым.

Начнем не с совсем малого бизнеса. 100 дней работы нового правительства – это ознакомление с ситуацией или уже реальные дела? Работа проводилась в режиме аврала или был четко продуманный план?

- Эти 100 дней нельзя назвать авралом, мы проводили системную работу, в основе которой были использованы самыеэффективные наработки и лучший опыт предыдущих министерств, которые вошли в состав нынешнего министерства.

100 дней -это сосредоточие на ключевых проблемах, переосмысление планов и перспектив на будущее, связанных с поддержкой инноватики в первую очередь. На сегодня мы четко определились с выбором главного пути: инновации – это лучшее средство от кризиса. И для этого мы используем все возможности и рычаги, которые есть у оренбургского правительства.

Шок от кризиса пройден. Сейчас мы начинаем искать максимально быстрые пути выхода из кризиса и намечаем дальнейшие направления развития. По-явилось четкое понимание: куда и как двигаться. Сегодня наши усилия сосредоточились на решении наиболее болезненных проблем экономики, которые выявились в ходе мирового финансового кризиса.

Во-первых, это работа по погашению долгов по заработной плате. И яркий пример решения совместными усилиями этой очень важной проблемы - работа, проведенная с ООО «Штурман».

Занимаемся мы так же и вопросом занятости населения, в частности, таким вариантом трудоустройства, как общественные работы.

Ухудшение экономической ситуации сказалось на предприятиях малого бизнеса, которые за последние годы набрали неплохие обороты. И основная часть усилий была направлена на поддержку малого бизнеса, который перестал давать планируемый прирост.

К сожалению, с наступлением кризиса значительно снизились инвестиции в экономику Оренбуржья. Как только у нас появилась возможность напрямую помогать малому бизнесу, была организована комиссия по выдаче грантов. И теперь начинающие предприниматели после успешной защиты бизнес-плана на этой комиссии имеют возможность получить денежную помощь на оплату аренды помещений, закупку сырья и оборудования. Причем критерий отбора здесь четко определен - в первую очередь предпочтение отдается тем предпринимателям, которые хотят заняться не торговлей, а производством, переработкой или предоставлением каких-либо услуг. Приветствуются также вложения в новые современные технологии и оборудование, выдаются деньги и на инвестиции.

- Приоритетные задачи после истечения 100 дней поменялись?

- Довольно сложный вопрос. Все намеченное и запланированное, конечно же, сохраняется – хорошее не стоит отменять. Но при этом, я еще раз повторю, упор делается на инновационный экономический курс развития области.

Какое значение Вы вкладываете в слово «инноватика»?

- В понятие «инноватика», прежде всего, входит создание наиболее благоприятных условий для возможности возникновения и внедрения в Оренбургской области новых производств, технологий и модернизации тех, которые уже имеются. Во-вторых, конечно же, новое современное мышление, которое связано с запуском новых производств, появлением новых продуктов, с обновленным пониманием рынка.

Какое место в списке приоритетов теперь будет у малого бизнеса?

- Ничего не изменится в работе, проводимой правительством, малый бизнес как занимал важное место, так и будетего занимать. В этом вопросе по-прежнему главный упор будет делаться на материальную поддержку предпринимателей. При этом будут задействованы разные механизмы: гарантийный фонд, микрофинансирование, гранты начинающим, субсидирование банковской процентной ставки, прямое инвестирование. Причем эта поддержка со временем будет даже усиливаться.

А действия контролирующих органов сильно влияют на степень развития малого бизнеса? Есть ли эта проблема или она надумана?

- К сожалению, на сегодняшний день эта проблема есть: все ее знают, видят и чувствуют. В настоящее время основными административными барьерами, с которыми сталкивается российское малое предпринимательство, являются проверки со стороны контрольно-надзорных органов, особенно со стороны милиции, санэпидемнадзора и пожарников, а также лицензирование.

Представители малого бизнеса очень часто (и причем обосновано) жалуются, на то, что большое количество плановых и внеплановых проверок «напрягает» их и существенно отвлекает от основной работы. Но с 1 мая 2009 года начал работать закон, вносящий ограничения в систему неналоговых проверок бизнеса. Значение этого закона тяжело переоценить, потому что в нем зафиксированы очень весомые и значимые вещи.

Теперь все неналоговые проверки в отношении одного субъекта бизнеса можно будет проводить не чаще, чем разв три года. Предполагается, что в основном будут применяться документарные проверки, а выездные не должны будут превышать 70 (уточнить нужно) часов в год. Кроме того, для наказания предпринимателей-нарушителей кроме штрафов предусмотрена система предупреждений. Этот же закон оговаривает и уведомительный характер начала деятельности предприятия малого бизнеса: предпринимателям достаточно уведомить о начале своей деятельности налоговую инспекцию - отправить туда нужный пакет документов, и, не дожидаясь чьей-либо подписи начинать работу.

Мы провели определенную разъяснительную работу, в ходе которой предприниматели получили информацию о вступлении в силу нового законодательства. В случае нарушения этого закона, мы готовы помочь предпринимателям отстоять свои права. По всем обращениям и жалобам, поступившим от представителей малого бизнеса, нами будут составляться запросы и направляться в соответствующие органы. Надо отметить, что по решению этих вопросов мы активно сотрудничаем с прокуратурой. Но, прежде всего, нам нужно, чтобы предприниматели сами проявляли активность и широко заявляли о своих правах.

- Какие меры, принимаемые властями на региональном уровне, должны способствовать преодолению административных барьеров?

- Прежде всего, контроль над контролирующими органами. Все-таки во всех этих структурах работают люди, которые по долгу службы должны дышать буквой закона. За ними нужно очень внимательно присматривать и принять все меры по внедрению в жизнь системы, которая могла бы четко отслеживать неукоснительное соблюдение и выполнение законов, защищающих права представителей малого бизнеса. И тогда закон действительно будет иметь двойную силу.

-Достаточно ли этого, чтобы пресечь оррупцию? Или нужно что-то еще?

- Думаю, что таким образом окончательно побороть это серьезное явление не удастся. Коррупция – это системнаяпроблема, и против нее может сработать только комплекс серьезных мер. Закона, уменьшающего количество проверок, а соответственно, возможности взимания поборов для этого явно недостаточно. Самое действенное средство против коррупции – повышение благосостояния граждан страны. Не зря эта задача ставится на первое место на уровне Правительства Российской Федерации. И здесь никакого секрета нет - чем выше благосостояние человека, тем он более защищен. Ведь с богатого намного тяжелее взять взятку, чем с человека среднего достатка, который зачастую ощущает себя бесправным из-за своего финансового положения.

Для того, чтобы сформировать класс богатых людей, нужно создать условия, в том числе инфраструктурные. Удовлетворены ли Вы сложившейся структурой инфраструктуры поддержки малого бизнеса на территории региона? Если нет, то почему?

- Идеальной структуры поддержки не бывает - пределу совершенства нет. В нашем регионе в этом направлении проводится серьезная работа. К примеру, та же торгово-промышленная палата активно участвует в экономической жизни региона и помогает предпринимателям в создании и развитии собственного дела.

Мы тоже пытаемся работать в это направлении и уже создали восемь муниципальных центров поддержки препринимателей, в которых наши специалисты помогают представителям малого бизнеса решать их проблемы и отвечают на все интересующие вопросы. В районах области мы так же регулярно проводим семинары по самым наболевшим вопросам и темам. Планируется, что центр поддержки малого бизнеса в этомгоду появится и в Оренбурге.

При этом хотелось бы отметить, что инфраструктура поддержки малого бизнеса напрямую зависит от потребностиэкономики и является индикатором ее состояния.

А существующие организации выполняют ли свои функции? Есть ли в области от них реальная поддержка малого предпринимательства?

- В Оренбургской области только в официальном списке значатся около двух десятков организаций, которые,поддерживая малый бизнес, оказывают разные виды помощи: информационную, консалтинговую и т.п. И все этоработает.

Правда пока такие организации существуют не во всех районах области, но и это просто объясняется: чем крупнее муниципалитет, тем выше предпринимательская активность.

Какие конкретные задачи видит власть в этом направлении?

- Конечная цель четко определена правительством на федеральном уровне: довести к 2020 году число занятых в малом бизнесе до 50 процентов от всех работающих. На сегодня эта цифра по Оренбургской области составляет около 25 процентов.

Развитие малого бизнеса - это наша главная стратегическая задача и цель. Крупные предприятия менее мобильны,они ограничены в своих возможностях за счет жесткого внутреннего административного деления и не могут развиваться такими ускоренными темпами и давать такой прирост, как небольшие. Малый бизнес лучше приспособлен к меняющейся конъюнктуре на рынке, и поэтому сама жизнь говорит в пользу увеличения числа таких предприятий.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий