Пространством единым

Приходится признать, что у Орска не так много конкурентных преимуществ. Статус «провинции» накладывает определенный (часто незаслуженный) отпечаток окраины. По мнению экспертов, спасти провинциальные города могут только агломеративные процессы, развитие которых могло бы идти гораздо быстрее, если бы не мешало несовпадение основных инфраструктурных и производственных узлов с административно-территориальным делением страны. У Орска такая спасительная агломерация есть: рядом расположен Новотроицк. Данный союз превращается в опорный узел Восточного Оренбуржья и в целом южного приграничья России, что уже достаточно любопытно для инвесторов. Не случайно объем инвестиций в основной капитал предприятий Орска за три месяца в этого года составил 531,5 млн руб., что на 29,3% выше уровня 1-ого квартала 2008 года.
 
Концепции долгосрочного развития России предполагает создание «городов-союзов» (агломераций) по всей стране. Такой тренд вообще очень характерен для постиндустриального общества. В Оренбуржье на звание агломерации претендуют Орск и Новотроицк. Помимо территориальной близости и взаимопроникающего промышленного потенциала, города связаны между собой тесными хозяйственными, транспортными, трудовыми, образовательными и культурными связями. Между Орском и Новотроицком вообще много общего. Есть масса людей, проживающих в Новотроицке, но работающих в Орске, часто приезжающих сюда по делам, посещающих местные торговые центры и рынки. И наоборот. То есть процесс интеграции городов начался давно и проходил совершенно естественно. И сегодня ничего не мешает этому процессу активизироваться, тем более что для самих городов выгодно позиционировать себя как пространство для инвестиций.

Это особенно актуально с точки зрения привлечения иногороднего бизнеса. Для федеральных сетей и ритейлеров представляет интерес именно агломерация Орск-Новотроицк с общим населением 370 тысяч человек (плюс тяготеющий к этим городам Гай, где проживают еще 40 тысяч человек).

Некоторые инвесторы перспективы этой территории уже оценили. К примеру, началось строительство магазина «Real Cash & Carry» и двух многофункциональных торгово-развлекательных центров «Ташир»/«Рио». Орчанами этот проект, безусловно, будет востребован, но инвестор, принимая решение, рассматривал в качестве своих потенциальных клиентов и посетителей еще и жителей соседних городов.

Ставка на отдых семьи

Мы поинтересовались у руководителя инвестиционного проекта, генерального директора строительной компании ООО «Ташир-Урал» Армена Багдасаряна, почему сразу два? Один, как выяснилось, для Орска - недалеко от площади Гагарина, второй (поменьше) – для жителей всего восточного Оренбуржья - на Новотроицком шоссе. Размер инвестиций, вложенных в эти проекты, составит порядка 600-700 млн руб. На сегодня уже расчищены территории и подготовлена вся проектно-сметная документация.

Развлекательный формат, высокое обслуживание и низкий уровень цен – вот конек, на который делает ставку инвестор проекта. Центр «Рио» будет многофункциональным, рассчитанным на семейное посещение. В двухэтажном здании общей площадью 37 тысяч кв. м, разместятся 4 кинотеатра, ледовая площадка, игровая зона для детей, пункты быстрого питания и рестораны, деловой центр, торговая зона с гипермаркетом, мебельным, хозяйственным и строительным центрами. Здесь же откроется более 60 магазинов, представляющих известные мировые бренды.

Почему Орск, а не Оренбург? Здесь, по словам Армена Григорьевича, проектом заинтересовались быстрее. Ранее ниша торговых центров на востоке не была представлена - ни «Ашан», ни «Метро» здесь пока не присутствуют. «Власть оперативно отреагировала на вложение средств в новый инвестиционный проект, не замедлив высказать пожелания по его скорейшей реализации. С момента подачи заявки до выдачи разрешения на начало строительства прошло 12 дней», - проинформировал нас представитель инвестора проекта. В Орске также пока не дискредитирована сама идея строительства торговых центров. Чего не скажешь про Оренбург, где сформировался перебор с торговыми площадями в новых моллах, простаивающих вхолостую.

Проведенный мониторинг рынка дал оптимистические прогнозы дальнейшей судьбы двух строящихся центров. И это несмотря на паузу, внесенную кризисом. Остается надеяться, что пауза не затянется.
 


Чего ждал Орск почти двадцать лет?

Сегодня в Орске подходит к завершению проект, который стал для города визитной карточкой. Это объездная дорога от поселка Вокзальный к поселку Никель с мостом через реку Урал. Это внутренний (по сути) инвестиционный проект стоимостью порядка 100 млн рублей. Стратегический объект, который должен был быть построен еще 17 лет назад, но до сих пор ждал своего часа, активно возводят с 2007 года.

Ни в городском, ни в областном, ни тем более в федеральном бюджете денег на эту дорогу предусмотрено не было. Идея, как сделать городу еще одну хорошую дорогу с мостом, пришла, как вдохновение. Обсуждая на одном из совещаний проект строительства защитной дамбы по реке Урал (федеральный проект), глава Орска Юрий Берг задал вопрос проектировщикам, а нельзя ли использовать тело дамбы под дорогу? Оказалось, что можно, более того – в других регионах именно так и поступают. Городу оставалось только взять на себя строительство моста через Урал и несколько километров  дороги. Тоже немало, порядка 100 миллионов, которые нигде не предусмотрены. Но, рассчитывая на поддержку предприятий, общественности, глава города решил рискнуть. Другого такого шанса могло больше не быть. И сегодня, когда строительство дороги и моста вышло на финишную прямую, становится понятно, что оно того стоило.

На начальном этапе город взял на себя расходы на проектировку и первый этап реконструкции, затем к реализации проекта подключились предприятия города. Именно поэтому стройка получила звание «народной».

Урал делит современный Орск пополам. Деловая часть и новый город находятся на одной стороне реки, Старый город и многочисленные поселки – на другой. Ежедневно по единственному мосту, соединяющему город, проходят до 30 тысяч единиц транспорта. И с каждым годом поток увеличивается. Но дело не только в колоссальной нагрузке на единственный большой мост. Не менее остро стоит вопрос экологии в жилом районе, через который сегодня идет нескончаемый поток транспорта, а также проблема экономической целесообразности проезда по старому мосту. Преимущество объездной еще и в том, что она позволяет быстро попасть из одной части города в другую и практически не пересекает густонаселенные районы.

В общем, то, что Орску необходим второй мост через Урал с хорошей пропускной способностью, давно и для всех стало очевидно. Мост длиной 96 м и шириной 12 м является одним из ключевых проектов новой объездной дороги. Строители смонтировали последние конструкции мостового перехода через реку Урал еще весной. Сегодня новая автомагистраль обрела конкретные очертания. На днях были положены первые тонны асфальта. Всего предстоит заасфальтировать 5 км 300 метров новой дороги. Планируемый пуск дороги в эксплуатацию – август 2009 года, ко Дню города.

Советский потенциал

У Орска есть еще один емкий ресурс для развития. С советских времен в восточной столице Оренбуржья сохранилась богатая промышленная база. Здесь серьезные запасы по производственным помещениям (корпуса, склады, подстанции и т.д.). В наследие осталась и инфраструктура, обеспечивающая жизнедеятельность крупных предприятий: оборудование, водозаборы, газопроводы, энергетические и тепловые сети. Все это можно рассматривать как конкурентное преимущество города. И инвесторы стали это осознавать. Примеры тому - стабильно функционирующие механический, вагонный заводы. Речь идет о создании и расширении вагоностроительной компании в Орске на базе бывшего ОЗТП. ЮУМЗ объединился с Уралмашем. Активно развивается завод металлоконструкций. У города есть, что предложить серьезным инвесторам.
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий