СкАчки сейла. Господа, делаем ставки!

Оренбургские газеты и журналы пестрят рекламой о скидках и спецакциях на автомобили, по радио призывно зазывают посетить автосалоны. Так что же произошло с местным авторынком после Нового года? Хаос и неразбериха застали автосалоны врасплох. Цены на машины с октября прошлого года по сей день скачкообразно менялись по несколько раз в большую сторону. Свою роль сыграли и вступившие в силу с 12 января повышенные пошлины на все ввозимые в Россию автомобили, включая новые, и падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам: доллару, евро и йене. Потребитель же в растерянности…
 
 
 
Почти все крупные иностранные производители повысили цены. Но у каждой фирмы есть свои оговорки. Например, многие переписали прайс-листы только на автомобили 2009 года выпуска, а остатки пока распродают по прежним ценам. При этом, кстати, об индексации объявляют далеко не все. Дело не в скрытности производителей, а, скорее, в том, что плановые посленовогодние повышения стоимости машин - вещь, в общем-то, обычная. В начале 2008 года цены тоже корректировали, причем тогда рост запросов у некоторых брендов был сопоставим с нынешним.

Но разница с прошлым годом, прежде всего, заключается в том, что тогда ценовая политика иностранных марок во многом зависела от конкурентов. Сейчас импортеры даже не опасаются стать временно неконкурентоспособными. От этого производителей страхует ситуация на рынке - сегодня массовый клиент еще хорошо помнит прежнюю, стабильную, расстановку сил, а в новой пока не сориентировался.

Иностранных производителей можно грубо разделить на три категории. Первыми выступают те, кто повысил цены еще до известия о повышении пошлин. Они корректировали прайс-листы исключительно из-за финансового положения собственной компании. Например, так поступила фирма Mazda, поднявшая цены в октябре, когда в России о кризисе никто еще не говорил. Компания Toyota, объявившая об индексации в ноябре, действовала, ориентируясь на курс доллара, - именно в этой валюте японцы считают свои расходы на транспортировку машин в Россию. Доллар вырос, трат у фирмы стало больше, вот и расценки изменились.

Кстати, концерн Toyota решил проблему кардинально - ожидая дальнейшего падения рубля, японцы решили привязать цены на свои машины к доллару. При этом компания умудрилась даже ловко обойти российский закон, который разрешает вешать на товары исключительно рублевые ценники.

Как удалось легализовать доллар в автосалонах? Да очень просто - дилеры, торгующие автомобилями Toyota и Lexus, теперь вообще не печатают прайс-листы и не выставляют ценники. Самое большее, на что идут продавцы - указывают рублевую «цену на сегодня», которую клиенты даже принимают за спецпредложение. Но на деле никаких особых акций у концерна Toyota нет. Броские ярлыки - просто переведенная в отечественную валюту фиксированная долларовая стоимость машины по текущему курсу ЦБ. Так же поступили в декабре и другие японцы. От курса доллара теперь зависят цены на автомобили Honda и Mitsubishi.

Вторая категория куда более обширная - это те производители, которые поменяли свою стратегию из-за повышения таможенных пошлин. Напомним, с 12 января импортеры - юридические лица платят государству на 5% больше, чем раньше. Соответственно они и цены подняли на те же 5-10%. Так поступили почти все марки, кроме тех, кто уже поменял расценки. Ну и за исключением трех-четырех брендов, решивших не торопиться.

С февраля пошла третья волна повышения цен. И под прицелом сейчас - отечественные автомобили. Собранный у нас Focus, как и все автомобили Ford, подорожает на 2%. И ведь это вдогонку к тем 5%, на которые концерн уже поднял цены с января. АвтоВАЗ тоже решил не отставать от иностранных коллег - свою продукцию тольяттинский автозавод теперь оценил на 2,5% дороже.

Рост цен на продукцию отечественного производства - это уже банальная инфляция. И если курс доллара Центробанк кое-как научился временно замораживать, да и пошлины - катастрофа разовая, то с уже запущенным инфляционным механизмом справиться не так просто.

Большие скидки – на «большие машины»

Оренбургские автосалоны предлагают на суд потребителя в основной своей массе модели автомобилей 2008 года, приправляя их различными скидками и спецакциями. Большинство же марок авто 2008 года в наличии, но и немало тех, кто распродает последние прошлогодние остатки по сниженным ценам. О спецпредложениях трубят повсюду, но надо понимать, что в наличии в большинстве случаев в салонах остались автомобили не в базовых комплектациях, а в максимальных (даже чересчур навороченных порой) и машины премиум-класса. Большие скидки (до минус 500 000 рублей) распространяются и на соответствующие марки стоимостью 2-3 млн рублей. А на иномарки стоимостью до 500 000 рублей и скидки маленькие – от 10 000 до 30 000 рублей. Эксперты заявляют, что скидки и акции будут длиться до тех пор, пока прошлогодняя партия машин не иссякнет. С новыми ценами автосалонам поддерживать продажи будет нелегко. Продажи упали настолько, что менеджеры автосалонов готовы разорвать потребителя на части, цепляясь в него мертвой хваткой. Это и понятно! После посещения несколько оренбургских автосалонов, выяснилось, что покупателей хоть шаром покати. А из сотрудников автосалона - девочка на «рецепшине», охранник и менеджер-прилипала-оратор (максимум, два).

Что касается автомобилей 2009 года, то они представлены не во всех салонах Оренбурга. Некоторые продавцы иномарок, к примеру, официальные дилеры Toyota, ожидают нового завоза машин 2009 выпуска только в начале лета. Похвастались новым завозом в ООО «Автосалон 2000», ООО «Луара». На постновогодние авто не действуют ни скидки, ни акции. Одна и та же модель (разница в годе сборки) может стоить с разницей от 50 тысяч рублей и выше. К примеру, новая Peugeot 308 нынешнего года стоит 574 тысячи рублей, а 2008 года со скидкой – 524 тысячи. Почему бы не сэкономить 50 тысяч рублей? Как утверждают представители оренбургских автосалонов, модели авто 2009 года дороже собратьев 2008 года в среднем на 10-20%. Но уже в марте-апреле - новый скачок цен.

Не погнушались новыми ценниками

Апрель оказался довольно успешным для автопроизводителей. Впервые с Нового года замедлилось падение продаж автомобилей, а некоторые модели отечественной сборки даже продемонстрировали рост. Но несмотря на успех и не обращая внимания на то, что падение курса рубля остановилось еще в конце зимы, многие автопроизводители не погнушались очередным повышением цен. Кроме заявленных еще в марте новых ценников на автомобили Ford (+5%), Volvo (+12%) да на продукцию концернов Nissan (+10%), в апреле заменили прайс-листы еще и фирмы Mazda (+5%), Peugeot (+2%), Citroen (+3%), Fiat (+5%).

У фанатов фирмы Ford в мае станет еще меньше шансов приобрести продукцию этой марки. Российское представительство американского концерна взяло моду переписывать прайс-листы почти каждый месяц. Январь, февраль, апрель – в среднем по 5%. Но на этот раз концерн побил и свои, и чужие рекорды. С 1 мая автомобили Ford российского производства (это модели Focus и Mondeo) стали дороже на 9%. Настолько же выросли цены на все импортные машины Ford 2008 года выпуска.

Но это еще скромно по сравнению с ростом цен на ввозимые автомобили, собранные в 2009-ом. Модели C-MAX, Fiesta, Fusion, Galaxy, Kuga и S-MAX теперь дороже уже на 18%.

Растущие ценники уже и так основательно распугали клиентуру концерна: с начала текущего года автомобили Ford продаются на 29% хуже, чем в январе-апреле 2008 года. Какой смысл поднимать цену на то, что и так уже не хотят покупать?

С 1 июня GM поднимет стоимость почти всех своих машин на 20%. Подорожают все популярные модели концерна, но премиум-бренды рост цен, скорее всего, не затронет.

Кстати о дилерах. Как и предрекали аналитики, в кризис продавцы серьезно пересмотрели свою политику. Апрель показал, что дилеры теперь уже по собственному почину замораживают цены на автомобили и дают скидки «от себя», а не только в рамках акций производителей.

Заодно в апреле аналитики отметили возрождение автокредитования. До объемов начала прошлого года, когда каждая вторая новая иномарка в Оренбурге покупалась в кредит, естественно, очень и очень далеко. Но банки стали охотнее давать деньги покупателям новых машин. Появились и новые программы кредитования у производителей. В частности, дилеры Ford решили запустить программу, аналогичную государственной не только на базовую модель Focus стоимостью до 350 тысяч рублей, но и на все более дорогие версии Focus и Mondeo.
 
Теперь о самом приятном. В конце марта была только одна фирма, которая официально снизила цены на свои машины – японская Suzuki, она уменьшила аппетит на 3%. Пошел «на попятную» и корейский бренд Hyundai – минус 2,5%.
 
Самую выгодную покупку сейчас могут совершить почитатели марок Chrysler, Jeep и Dodge. Член детройтской «большой тройки» концерн Chrysler, начав в США процедуру банкротства, стал распродавать в России свои автомобили на четверть дешевле их прежней стоимости.

В марте этого года падение продаж автомобилей в России составило 47%! А это значит, что наш рынок испытывает гораздо большие проблемы, чем рынки Европы и США, где снижение продаж не такое стремительное.
 
Удивительно, но в столь сложной ситуации нашлись две компании, которые увеличили свои продажи. Это Volkswagen, который прибавил сразу 44%, и Citroen (+13%). А вот все остальные фирмы показали значительное падение продаж. Настолько, что снижение на 20-30% считается хорошим показателем. Ведь, например, Chevrolet потеряла 59% (в результате эта компания лишилась лидерства среди иномарок), Hyundai – минус 57%, Toyota – минус 60%, Opel – минус 63%, Honda – минус 70%, Mitsubishi – минус 82% и т. д. В результате сейчас самой популярной маркой среди иностранных брендов стал Ford (-35% в марте). Далее идет Chevrolet, Nissan, Renault и Hyundai.

Если же говорить о конкретных моделях, то здесь на первом месте наша Lada Priora, продажи которой в первом квартале даже выросли на 5%. А вот среди иномарок лидирует Ford Focus (минус 4% в январе-марте). На втором месте Renault Logan (минус 47%), далее Chevrolet Lacetti (минус 56%) и Lanos (минус 29%). Замыкает пятерку Mazda3 (минус 19%).
 
А как у них?

Но до западных скидок нам все равно еще далеко. Там автогиганты предлагают фантастические условия - только заберите авто. К примеру, General Motors и Ford одновременно предложили американским потребителям льготные автокредиты. Например, при покупке нового автомобиля марки Ford, Lincoln или Mercury автопроизводитель готов ежемесячно в течение года выплачивать банкам за клиента до 0. General Motors оказался немного поприжимистее и предлагает всего 0, при этом в течение года будет всего девять подобных выплат.

Нулевую процентную ставку по кредитам на новый автомобиль предлагают GM, Ford, Chrysler, Volkswagen, Toyota, Nissan и Mazda. Даже у BMW привлекательная наценка в 0,9%.

Согласно исследованию TrueCar.com, купить Mercury Mountaineer SUV недавно можно было со скидкой в 19,3%, Porche 911 - в 10,6%, Тoyota Camry Hybrid - 9,4%, Kia Optima - 30,8%, Ford Fusion - 23,5%. Согласитесь, на этом фоне российские промоакции выглядят более чем бледно.

Кто во что горазд?

Насчет перспектив существуют два прямо противоположных мнения. Одни утверждают, что производители продолжат поднимать цены, как это уже произошло в марте-апреле. В пользу этой версии высказываются эксперты агентства «Автостат», которые считают, что в среднем в 2009 году рублевые цены могут вырасти даже в 1,5-2 раза. Аргументы простые - укрепление доллара, пошлины, сложное финансовое положение автопроизводителей. В пользу версии, что цены на иномарки рухнут, говорит то, что автопроизводители уже сейчас столкнулись с трудностями перепроизводства - спрос резко падает и выпущенные еще в октябре машины до сих пор стоят на складах.

Заодно стимулировать сброс цен может и решение Путина выдавать гражданам льготные кредиты на покупку машин стоимость до 350 тысяч рублей. Кому не захочется получить сотни новых субсидированных правительством клиентов? А нужно всего-то опустить цены на минимальные комплектации автомобилей. Но сама процедура предоставления льготного кредита пока не отработана, и к кому обращаться за таким кредитом, неизвестно. Мы позвонили в оренбургский холдинг «Лада-Лидер», там позлорадствовали с подтекстом «И не надейтесь на льготы со скидками!», мол, не действует пока эта программа. Но не тут-то было. Схема субсидирования ставки по займам на покупку машины уже известна. Вы выбираете любую модель из любого семейства: Lada 2105/2107, Lada Samara, Lada Kalina, Lada Priora, Lada 4x4 (ценовой диапазон - от 160 до 350 тыс. рублей). С 15 апреля по 30 июля ставка по автокредиту от «Русфинанс Банка» будет составлять от 9,9 до 12,9% в зависимости от первоначального взноса - 50 или 30% от стоимости авто. У банка процентные ставки по кредиту на покупку машины составляют 20 и 21% соответственно. Таким образом, АвтоВАЗ субсидирует 10,1 и 8,1% по кредиту. Откуда завод возьмет эти деньги, пока непонятно.

Автосалоны продолжают придумывать «заманухи» кто во что горазд. Отдельные компании нынешними скидками даже компенсируют повышение цен, предлагают автомобили, фактически, по осенней или даже летней цене. Например, до середины февраля та же Mazda давала скидки от 15% на модели Mazda3, Mazda6, CX-7 и CX-9. Компания Nissan до апреля предлагала 6-процентный сейл. Таким образом, стоимость всех моделей этой фирмы сейчас такая, как до индексации. Машины марки Opel до середины февраля можно было купить на 5-10 % дешевле заявленной стоимости, скидки продолжаются и до сих пор. Впрочем, выгоду сулят не все модели: некоторые даже со скидкой стоят значительно дороже, чем осенью.

Хотя вот на новый кроссовер Antara предлагают 20-процентный сейл. Эта акция перетасовала все карты GM и «откатила» Antara до уровня ее одноплатформенника Chevrolet Captiva. Смотрите сами – официальный прайс на Antara: от 997000 рублей, а на Captiva – от 883000. С учетом же текущих скидок Opel будет стоить 752000, а Chevrolet – 763000 рублей. Неожиданное равенство!

Официальный импортер автомобилей Mitsubishi, компания «Рольф», объявила бессрочную спецакцию, предложив скидку в 10 % на любой автомобиль. И акция эта в Оренбурге распространялась только в тех случаях, когда вы заказываете машину 2009 года выпуска под заказ.

Дилеры компании Ford предлагают в подарок наборы опций, впрочем, далеко не на все автомобили. К тому же стоимость опций не компенсирует повышение цен. Продавцы машин Hyuindai, Peugeot и Suzuki заманивают клиентов лозунгами «КАСКО в подарок». Впрочем, такие акции в России уже не новость. Но даже этим банальным предложением производители словно намекают: бегите покупать, а то будет поздно. Блеф это или нет, покажет только время.

Рынок автомобилей сейчас лихорадит не хуже, чем фондовый. Единственный выход в этой ситуации - изучать предложения производителей и дилеров как можно тщательнее. Если решили покупать машину, уточните, не заявил ли производитель о грядущей спецакции? Или, наоборот, может уже завтра приглянувшаяся машина подорожает? Придя к дилеру, напомните менеджеру продаж об объявленной скидке (бывают случаи, что продавцы «забывают» предписания представительства или пытаются подменить предложение компании собственной менее выгодной акцией). Главное - внимательность, ведь ситуация на рынке меняется каждый день.
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий