Как можно не услышать друг друга в одной лодке?

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, лежит на поверхности. Если лодка огромная (то бишь корабль), то не только не услышать, но и увидеться иногда проблематично. Кто-то плывет на верхней палубе в каюте «люкс», кто-то – третьим классом, а кто-то и вовсе – в машинном отделении. Самые большие бедолаги на борт вообще не попали. А вот если лодка небольшая, то ее выживаемость в океане зависит исключительно от того, слаженно ли гребут сидящие на веслах, вовремя ли их подменяют и понимают ли они команды рулевого.

Тысячу раз прав первый вице-губернатор области Сергей Грачев, когда говорит о том, что мы сидим в одной лодке. И как представляется мне, журналисту, лодка эта – далеко не океанский лайнер (иначе бы шторм кризиса не принес бы оренбургской экономике никакого урона). Скорее, сидим мы в примитивном пятивесельном яле, где функции загребных выполняют машиностроение и металлургия, на полубаке (кто не знает – это главные гребцы, которые двигают лодку) - нефтяная и газовая промышленности. А на баке - одно сельское хозяйство: вроде гребет то с одного, то с другого борта, в результате чего лодку больше мотает по сторонам, чем она двигается вперед.

В нашей утлой лодочке (достаточно уродливой, надо сказать) сидит еще огромная компания пассажиров, штурманов, звездочетов и потенциальных сменщиков гребцов. И вся эта компания безмерно устала и ждет от рулевого (понятно, кто исполняет эту функцию) внятных сигналов – куда грести и когда будет передышка. А рулевой, хоть и сам не новичок в морском деле (читай – в экономических взаимоотношениях), только вот в такой шторм попал впервые и готов выслушать от команды любые разумные предложения.

А вот дальше начинается то, что явно противоречит любым разумным принципам спасения находящихся на борту. Вопросы-то рулевой задает, сам генерирует какие-то идеи, а вот экипаж и пассажиров слушать особо не собирается. Вернее, не так, капитан и его помощники слушают, советуются, а вот чины помладше (те, кто уже не гребет, но еще не рулит, а отвечает за нормальное функционирование всех узлов плавсредства), видимо, считают, что лодка движется сама по себе и о том, что они делают на борту, никому отчитываться не нужно. И в результате получается, что есть необходимость, есть идеи, есть механизмы – но нет самой реализации. Опять все упирается в чиновника (уже без аллегорий) средней руки, которого кризис ну ни капельки не коснулся (зарплата повысилась, ответственность на своем маленьком участке – прежняя, оценка эффективности деятельности – отсутствует, контроль – только со стороны начальства). А раз в жизни ничего не поменялось, то почему необходимо демонстрировать изменения в своей работе? Это же так напрягает.

Вот и получается, что реализация любой распрекрасной антикризисной программы будет зависеть не от топ-менеджеров (не важно, власти или бизнеса), а от серенького исполнителя, решения не принимающего, но держащего в руках все нити работоспособности механизма. Не случайно опытные предприниматели говорят, что добиться расположения высокого чиновника – это полдела. Нужно обязательно «помазать» того, кто нужное тебе решение воплотит в жизнь.

И самое главное. Такие люди абсолютно не публичны. Если есть вопросы – к руководству. Нам что сказали, мы то и сделали.

Вам нужны примеры? Пожалуйста, из совсем свежего.

Форум предпринимателей. Тысячи вопросов со стороны бизнес-сообщества. В ответ – общие слова. На деле – мизер поддержки. В результате – обозленные предприниматели, во власть (то есть  рулевого) абсолютно не верящие. Будут ли они грести?

2009 год. Кризис стал реальностью. Бизнес-сообщество (гребцы) просит заморозить на время тарифы естественных монополий. Главный рулевой обещает помочь, а в это время рулевые помельче поднимают тарифы по максимуму. Ну, то есть можно поднять на 25% - на них и жахнули. И цинично так команде: «У нас жесткие законодательные ограничения по росту тарифов. Это благо, а то могло быть и больше». Гребцы в шоке. Задают вопросы (в том числе и через наше издание).  В ответ – гордое молчание. Далеко ли уплывет лодка?

2007-2008 годы. Благодать, денег хватило даже на ремонт дорог. Которые уже через год покрылись трещинами и ямами. Наше издание задало вопрос: «Почему наши (налогоплательщиков) средства использовались так бездарно? Кто и как ответит за это?» Депутат Госдумы обещал всех вывести на чистую воду. Вот только своих не сдают (а дорожные строители сейчас поголовно в «Единой России»). Так может лодку нужно правильно выбирать?

И снова 2009 год. Горсовет обещает, что стоимость услуг ЖКХ вырастет не более чем на 20%. И как были удивлены горожане (пассажиры лодки), когда им пришли новые счета  за коммуналку. Лично у меня рост составил около 34%. А туда ли плывет наша лодочка?

Кризис. Сокращение объемов производства, незаконные увольнения. Властьтребует от бизнеса выполнять требования закона. А сама? Есть четкий нормативный акт, предписывающий рулевым в течение месяца аргументировано отвечать на вопросы пассажиров (а пресса, смею заметить, это тоже пассажиры). И кто и когда соблюдал этот закон? Кто и когда был наказан за его несоблюдение. Прокуратура, вы в лодке или уже на берегу?

Когда власть просит бизнес быть ответственным, действовать в интересах территории, то она не должна забывать о простой вещи: ответственность – механизм двусторонний. И еще она подразумевает способность отвечать. Особенно в одной лодке. Если, конечно, нет желания оказаться за бортом. Так плывем вместе?
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий