Прокуратура области: "В регионе отмечается негативная тенденция снижения уровня рождаемости"

Вчера, 26 марта 2015 года, на заседании коллегии прокуратуры области под председательством и.о. прокурора области Алексея Волкова обсуждались вопросы исполнения в регионе законодательства о здравоохранении. В работе коллегии также приняли участие начальник УМВД России по Оренбургской области Михаил Давыдов, вице-губернатор – заместитель председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике  Павел Самсонов, министр здравоохранения Тамара Семивеличенко, руководитель территориального органа Росздравнадзора по Оренбургской области  Евгений Васильев.

В 2015 году прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения. Ее результаты свидетельствуют о повсеместности нарушений прав граждан на бесплатную, доступную и качественную медицинскую помощь.

В Оренбургской области отмечается негативная тенденция снижения уровня рождаемости, который в 2014 году составил 14,6 на тысячу человек (в 2013 году – 14,8, в 2012 – 14,7) и увеличения уровня смертности - 14,2 на тысячу человек (в 2013 году – 13,9, в 2012 году – 13,9). Среди причин смертности - болезни кровообращения (51%), новообразования (15,8%), внешние причины (10,7%), болезни органов дыхания (5,4%), органов пищеварения (5,8%), инфекционные и паразитарные болезни (2,4%), эндокринные заболевания (1%).

Принимаемые министерством здравоохранения области для исправления ситуации меры признаны недостаточными.

По-прежнему остается нерешенной проблема нехватки медицинских кадров. Особую озабоченность вызывает ситуация с недостаточной штатной укомплектованностью службы скорой медицинской помощи.

Распространены нарушения стандартов оснащения лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием, что ущемляет права граждан на качественную медицинскую помощь и её доступность. Отсутствие необходимого медоборудования установлено в городских больницах № 1, 3 и 5 г.Оренбурга, Оренбургской областной клинической больнице, ГКБ им. Н.И. Пирогова и других медицинских учреждениях.

В ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» площадь на койку в реанимационных отделениях составляет 7,4 кв.м. при минимальной норме 13 кв.м. На два реанимационных отделения - одна ординаторская площадью менее 14 кв.м., в которой на трех рабочих местах работают по 8-10 специалистов (при норме 6 кв.м. на одного врача).

В сельской местности отмечается отсутствие достаточного оснащения медицинским оборудованием ФАПов. Наиболее грубые нарушения в указанной сфере выявлены прокурорами Грачевского, Кваркенского и Асекеевского районов области.

На фоне этого, по-прежнему, не решена проблема простоя дорогостоящего оборудования. В ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 г. Оренбурга» с августа 2014 года по причине отсутствия необходимой лицензии не эксплуатируется анализатор газов крови. В ГБУЗ «Городская клиническая больница № 3 г. Оренбурга» в связи с закрытием отделения с  декабря 2013 года простаивает анализатор агрегации тромбоцитов. В ГБУЗ «Городская клиническая больница № 5 г. Оренбурга» не используются электрокардиограф и томограф.

Факты простоя выявлены и в сельских клиниках. В Беляевской районной больнице в связи с отсутствием врача с лицензией не используется  фиброгастроскоп, в Кваркено - аппарат искусственной вентиляции легких, в Октябрьском - стационарный рентгеновский комплекс, в Саракташе - дифибрилятор, УВЧ, электрокардиограф и др., в Шарлыке - установка рентгеновская маммографическая.

До настоящего времени региональным министерством здравоохранения не обеспечен контроль за единообразным правоприменением в вопросах оказания платной медицинской помощи. Отдельные лечебно-профилактические учреждения при оказании платных услуг руководствуются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, не наделенными соответствующими полномочиями в данной сфере. Отсутствие единой регламентации по указанному вопросу приводит к нарушению прав граждан, закрепленных в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

К примеру, прокурор Центрального района г. Оренбурга выявил в Оренбургской областной клинической больнице практику взимания платы за консультации и медицинские услуги, рекомендованные врачом-специалистом, к которому граждане обращаются по направлению. В Советском районе г. Орска пациенты, обратившиеся за оказанием медицинской помощи в горбольницу № 1, при нахождении специалиста в отпуске или на больничном были вынуждены получать помощь в других лечебных учреждениях за плату.

По причине недостаточного ведомственного контроля со стороны регионального министерства здравоохранения на местах отмечаются факты ненадлежащего обеспечения населения лекарственными препаратами.

Так, городская клиническая больница № 6 г. Оренбурга не выписала рецепт инвалиду 2 группы, детская поликлиника № 7 лишила такой возможности детей до 3-х лет, городская больница № 1 г.Орска - беременных женщин, Асекеевская районная больница не выдавала рецепты нуждающимся в паллиативной помощи.

По причине упущений министерства здравоохранения области при осуществлении лицензионного контроля распространены нарушения в работе организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность. В них не всегда обеспечен минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, не соблюдаются санитарно-эпидемиологические нормы, правила хранения и использования лекарственных средств.

Также прокурорская проверка выявила недостатки в деятельности территориального органа Росздравнадзора по Оренбургской области. Его должностные лица не в полной мере используют предоставленные законом полномочия  по устранению нарушений закона. Чаще всего надзорныйорган ограничивался лишь привлечением лиц, не исполнивших ранее выданные предписания, к административной ответственности. При этом нарушения фактически не устранялись.

Проведенная органами прокуратуры области проверка выявила более 300 нарушений закона. В целях их устранения принесено 9 протестов, в суды направлено 26 исков, внесено 58 представлений, возбуждено 8 дел об административных правонарушениях.

По итогам заседания коллегии в целях исправления ситуации региональному министерству здравоохранения рекомендовано проанализировать потребность ФАПов в медицинском оборудовании, рассчитать объем необходимых денежных средств, подготовить предложения о внесении изменений в бюджет, а также решить вопрос об использовании простаивающего оборудования. Пресекать факты необоснованного отказа в выдаче рецептов на лекарства, обеспечить соблюдение лечебно-профилактическими учреждениями единого порядка оказания платных услуг.

Территориальному органу Росздравнадзора рекомендовано внести коррективы в работу по осуществлению контрольных полномочий.

Органы полиции ориентированы на выявление преступлений по фактам оборота фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и   биологически активных добавок.

Прокурорам поручено усилить надзор за исполнением законодательства при оказании гражданам медицинской помощи.

 

Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий