Контрактование – тренд на открытость

Ситуация, связанная с нарушениями в освоении средств, выделенных на строительство АТЭС, выявила одну системную проблему российского бизнеса: недостаточная прозрачность системы контрактования, оторванность компаний-заказчиков от проблем поставщиков и подрядчиков приводит к коррупции.

Так, в конкурсе на строительство объектов саммита АТЭС принимали участие компании, афилированные с менеджментом, чиновники проводили конкурсы формально, компании не выполняли вообще никаких работ.  Очевидно, что с этой проблемой необходимо бороться, и в российской экономике есть уже ряд наработанных методик. Так, например, в дорожном строительстве (пожалуй, самой коррупционно-емкой отрасли) решать проблемы «откатов» и «серых схем» предлагается с по­мощью ор­га­низа­ции отк­ры­тых кон­курсов. Ми­нистр транс­пор­та РФ Мак­сим Со­колов считает, что  сни­зить кор­рупцию, в том чис­ле, и при стро­итель­стве ав­то­мо­биль­ных до­рог, можно, допустив на отк­ры­тый транс­пор­тный ры­нок на по­нят­ных пра­вилах на­иболь­шее ко­личест­во кон­ку­рен­тов.

Станут ли эти предложения реальностью? Дадут ли они эффект в случае своей реализации? Говорить об этом пока преждевременно. Но ведь есть и системообразующие отрасли. Те, которые имеют высокий мультипликативный эффект. От которых зависит, в том числе, и строительная индустрия. Для нашей страны это, прежде всего, нефтегазовый сектор. Понятно, что на таком значимом для России рынке, когда бок о бок работают крупные государственные и небольшие частные компании, в разы повышается ответственность сторон за правильное выстраивание отношений с тем, чтобы не допустить конфликта интересов менеджеров компаний-заказчика.  Тем более что объемы контрактования тут невероятно велики. Так, по словам менеджера подразделения «Стратегии и Операции» в нефтегазовой группе Deloitte Ольги Ошаровой, уже два года  нефтесервисный рынок переживает восстановление, в 2011 году он вырос на 15%, в 2012 году его рост составит около 10%. Соответственно растут и контракты на этом рынке. И по прогнозам аналитического агентства Douglas-Westwood, этот показатель будет расти в среднем на 9% в год вплоть до 2015 года. К 2020 году объем рынка может достигнуть 45 млрд долларов (без учета производства оборудования).

При этом, как отмечают эксперты, тренд на открытость и честность в этой сфере пока только набирает обороты. «В стране сейчас на государственном уровне идет борьба с коррупцией, но система заключения годовых контрактов наносит огромный ущерб государственной безопасности, провоцируя развитие коррупции. Ежегодное проведение тендеров создает условия для ее процветания. Так что точкой отсчета для заключения контрактов в нефтесервисной отрасли должны быть как минимум три года», – отмечает исполнительный вице-президент по обеспечению бизнеса ГК «Интегра» Дмитрий Шульман.

В этой связи интересен опыт некоторых крупных компаний - лидеров сектора. Как рассказал Алексей Када, директор по закупке материально-технических ресурсов (МТР) УСС БН «Разведка и добыча» ОАО «ТНК-ВР Менеджмент»,  - при структуре затрат компании на закупку материально-технических ресурсов около 1,.5 млрд и услуг около 6 млрд долларов, около 55% материалов и оборудования и 50% услуг закупается на основе долгосрочных договоров. Это тот баланс, который позволяет выстраивать отношения с рынком и дает нашим партнерам уверенность в завтрашнем дне».

«Мы прикладываем значительные усилия для развития наших подрядчиков, их потенциала. Это управление эффективностью деятельности, которая через систему мотивации обеспечивает своевременное и качественное завершение подрядчиком работ по договору. Для отдельных секторов действуют бонусные объемы», – отмечает Анатолий Кузьмин, Директор по закупке услуг ОАО «ТНК-BP Менеджмент».

Что же это дает компании? Конечно же, снижение издержек и повышение эффективности работы подрядчиков. Следовательно, жесткое следование принципам ТНК-ВР в работе с поставщиками: «не пытаться демонстрировать борьбу с коррупцией, а действительно ее проводить», – как отмечал  Исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан в интервью российским СМИ. Так что эффективность в политике контрактования – это четкий тренд в работе всего ТНК-ВР. Очевидно, что это возможно  только при желании менеджмента, его постоянном контроле. Пока больше характерно для частных компаний, которым важен результат. Но, как говорится, «Москва не сразу строилась».

Источник: 
Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий