В Оренбурге установлена мемориальная доска памяти А.И. Дутова

В минувшую субботу на углу улиц Советской и Кирова представителями администрации города Оренбурга и Оренбургского городского совета была установлена мемориальная доска, напоминающая о том, что здесь в 1918 году в здании гостиницы «Центральная» со своими службами располагался председатель Правительства Оренбургского казачьего войска Александр Ильич Дутов. В церемонии приняли участие вице-губернатор Оренбургской области Дмитрий Кулагин, войсковой атаман казачий генерал Владимир Романов, атаман Первого отдела Оренбургского казачьего войска полковник Виктор Каргалов.

Памятный знак, изготовленный в 2009 году Оренбургским благотворительным фондом «Евразия» из красного и черного гранитов и белого мрамора, вновь вернулся на свое прежнее место – теперь уже на законных основаниях. Напомним, что в 2008 году фонд внес предложение об увековечении памяти выдающегося земляка. Ходатайство поддержали Музей истории Оренбурга и городское казачье общество «Славянское». После положительного заключения соответствующей комиссии горадминистрации городской совет долгое время не принимал никакого решения, в связи с чем «Евразия» установила доску в декабре 2009 года самостоятельно.

В марте 2010 года памятный знак был демонтирован, но Оренбургский благотворительный фонд «Евразия», считая несправедливым такое отношение к исторической роли А.И. Дутова, повторно прошел весь путь – от рассмотрения вопроса комиссией городской администрации до принятия положительного решения городским советом. Теперь доска, автором эскиза которой является известный оренбургский график Федор Абленин, вновь на своем месте и напоминает нам о нашей истории.

К сожалению, участники церемонии забыли о спонсорах, пожертвовавших в 2008 году средства на изготовление памятного знака. Первый взнос тогда осуществил депутат Оренбургского городского совета Александр Курасов. Впоследствии проект «Евразии» поддержали директор ООО «ТИКО» Андрей Иванов, директор ООО «Оренбургский центральный рынок» Владимир Макаров и директор ООО «Мехатроника» Игорь Ветлугин. Кроме того, на доску собирали деньги и простые казаки – ведомости о взносах от десяти до нескольких сотен рублей «Евразия» пару лет назад также передала в Оренбургский городской совет. Следует также заметить, что историческая справедливость в отношении личности Александра Ильича Дутова была восстановлена в немалой степени благодаря серьезному исследованию московского историка Андрея Ганина, выпустившего свою монографию об оренбургском атамане в 2006 году, где впервые объективно рассматривались все аспекты жизни и деятельности выдающегося оренбуржца.

 



Город: 
Темы: 
Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru (4)

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий

  1. avatar
    9 мая 1918 года после взятия

    9 мая 1918 года после взятия казаками атамана Дутова села Александров-Гая было закопано заживо 96 взятых в плен красноармейцев. Всего в селе разными способами было казнено 675 человек. После захвата казачьим отрядом атамана Дутова 27 мая 1918 года Челябинска и Троицка, 3 июля Оренбурга в этих городах был установлен режим террора. В одной оренбургской тюрьме содержалось более 6 тысяч заключённых, из них около 500 были убиты в ходе допросов. В Челябинске дутовцами было расстреляно или вывезено в тюрьмы Сибири 9 тысяч человек. По сообщениям советской периодики, в Троицке дутовцами в первые недели после взятия города было расстреляно около 700 человек. В Илеке ими было уничтожено 400 человек. Такие массовые казни были характерны для казачьих войск Дутова. Приказом от 4 августа 1918 года Дутов ввёл на подконтрольных ему территориях смертную казнь за малейшее сопротивление властям, а также за уклонение от воинской службы. В одной только Уральской области в январе 1919 года казаками Дутова было убито 1050 человек. 3 апреля 1919 года казачий атаман приказал расстреливать и брать заложников при проявлении малейшей неблагонадёжности. В том же году в селе Сахарное дутовцами была сожжена больница вместе с 700 находившимися там больными тифом красноармейцами, уничтожена деревня Меглиус вместе с 65 её жителями.

  2. avatar
    Заняв Оренбург и утвердившись

    Заняв Оренбург и утвердившись на территории Оренбургского войска, большевики сразу показали себя казакам.

    Всюду — в городах и станицах — начались кровавые расправы, грабежи и разбой. Несколько станиц было сожжено дотла; миллионы пудов хлеба вывезены или уничтожены; тысячи голов лошадей и скота угнаны или зарезаны на местах; масса имущества разграблена. Все станицы и поселки, независимо от того, принимали участие в борьбе против большевиков или оставались нейтральными, заплатили денежные контрибуции и затем были обложены громадными налогами. Большевики всех казаков без разбора совершенно искренно считали врагами советской власти и потому ни с кем не церемонились. Много офицеров, чиновников, казаков и даже казачек было расстреляно; еще больше посажено в тюрьму. Особенно свирепствовали большевики в самом городе Оренбурге.

  3. avatar
    В середине марта для

    В середине марта для наказания жителей станицы Изобильной, за расправу со “сборщиками налогов”, из Оренбурга по железной дороге двинулся отряд из трех родов оружия, силою в 800 человек. Во главе отряда шел губернский комиссар Цвилинг.
    Большевики настолько были уверены в беззащитности и покорности казаков, что от Илецкой Защиты двигались походным порядком без всяких мер охранения.
    Казаки зорко следили за передвижениями красного врага; и когда большевистская колонна стала приближаться к станице Изобильной, казачий отряд устроил засаду, укрывшись за церковной оградой и домами, окружавшими площадь.
    Лишь только большевики втянулись в станицу, как казаки со всех сторон ударили на них. Через полчаса красного отряда не существовало: он был уничтожен начисто.
    Трофеями казаков были: 4 пушки, 12 пулеметов, 700 винтовок, патроны и снаряды.

  4. avatar
    Под проведение репрессий

    Под проведение репрессий советской властью была подведена определенная юридическая база. 24 января 1919 г. вышла директива Оргбюро ЦК ВКП (б), которая сыграла важную роль в «юридическом» оформлении политики советской власти в отношении казачества. Данный документ широко известен многим современным историкам, которые довольно подробно его проанализировали и прокомментировали. Тем не менее, он продолжает интересовать исследователей, т. к. дает ясное и недвусмысленное представление о политике советской власти относительно казачества. В директиве отмечалось, что «последние события на различных фронтах в казачьих районах – … продвижение в глубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск – заставляют … дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную (выделено нами – А.Б.) борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость … недопустимы. Поэтому необходимо:
    1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
    2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
    3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.
    4. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.
    5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
    6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.
    7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.
    8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.
    ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли» [7].
    В ответ на эти требования местные власти стали увлекаться «расказачиванием». У многих из них сложилось впечатление, что директива Оргбюро ЦК требует репрессий к большинству казачьего населения, так как оно прямо или косвенно участвовало в борьбе против советской власти. Помимо массовых расстрелов на местах были организованы продотряды, отнимавшие продукты; станицы переименовывались в села, само название «казак» оказалось под запретом.