Спикер областного парламента о реформе системы местного самоуправления

Председатель Законодательного Собрания Оренбургской области С. И. Грачев прокомментировал реформирование системы местного самоуправления. - На территории нашего региона сегодня насчитывается свыше 600 муниципальных образований, большинство которых осуществляют свои полномочия за счет дотаций, субвенций из областного бюджета. Проблема реформирования системы местного самоуправления, в том числе укрупнение муниципальных образований на территории Оренбургжья, очень непростая, я бы сказал, «многослойная». Ведь у всех муниципалитетов разные возможности. У одних лучше финансовые, инвестиционные ресурсы, производство, налогооблагаемая база, у других хуже. Понятно, что если попытаться, образно говоря, объединить в  коллектив одних только слабых, то никто из них не станет сильнее. А вот если объединить успешные муниципальные образования с «нулевыми», то первые могут стать «локомотивами» развития нового образования.

Повышение уровня управляемости территориями со стороны региональной власти - не самоцель реформы. Основная цель - добиться эффективности муниципального управления, оптимизации местных бюджетов, укрупнения кадрового потенциала и привлечения квалифицированных кадров. У нас в области, например, есть муниципальные образования «город Сорочинск» и «Сорочинский район», «город Гай» и «Гайский район» и др. Соответственно, структура управления является громоздкой: глава района - глава администрации, глава муниципального образования - глава администрации. Все со своими бюджетами, штатами, автотранспортом, зарплатами. В итоге расходы на содержание аппарата достигают 70-80% местного бюджета. При этом во многих муниципальных образованиях ощущается дефицит квалифицированных управленцев, юристов и, как следствие, нередки случаи принятия неэффективных решений и некорректных нормативно-правовых актов.

Хочу подчеркнуть, что при укрупнении муниципальных образований должна быть поставлена и выполнена главная задача - увеличение эффективности комплексного развития объединенной территории. Надеюсь, что изменение межбюджетных отношений в рамках заявленной концепции децентрализации поможет выполнить эту задачу. Ведь тогда муниципальные образования будут иметь финансовое обеспечение исполнения своих полномочий, стимулы для привлечения инвесторов, расширения налогооблагаемой базы. Укрупнение поселений позволит уменьшить численность муниципальных служащих и должностных лиц местного самоуправления, сократить расходы на управление, повысить эффективность и мобильность местной власти, даст возможность направить сэкономленные средства бюджета на решение ключевых проблем. При этом нельзя наломать дров и прийти к снижению стандартов оказания муниципальных услуг, их доступности для населения. Для этого необходимо параллельно развивать информационные технологии.     

Вот почему мы сейчас внимательно изучаем опыт других регионов, в которых уже прошло укрупнение муниципальных образований, - Башкортостана, Кировской области, Нижегородской, где свыше 30% муниципальных образований было укрупнено. Собственно говоря, этот процесс - не чисто российское изобретение, а общемировой тренд. В Норвегии, например, за последние полвека число муниципалитетов сократилось с 700 до 420, почти в два раза. Но, что крайне важно, сами варианты объединения, укрупнения того или иного муниципального образования должны рассматриваться в атмосфере «народного обсуждения», с учетом мнения жителей, анализа их аргументов «за» и «против», на сходах граждан. Спокойно, без фанатизма. Не вижу смысла устанавливать для этого процесса специальные сроки и контрольные цифры, использовать политическую риторику или принцип «революционной целесообразности».



Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий