Семинар-совещание по проблемам грузоперевозок железнодорожным транспортом с участием руководства структур ЮУЖД, транспортной Прокуратуры, собственников подвижного состава пройдет сегодня, 3 апреля, в ДК «Экспресс». Мероприятие состоится в рамках заседания Координационного совета ЮУЖД, посвященного наращиванию эффективности организации перевозок и, прежде всего, своевременности и бесперебойности обеспечения вагонами оренбургских товаропроизводителей для доставки готовой продукции.
В настоящее время почти семьдесят процентов грузов промышленного и сельскохозяйственного производства приходится на железнодорожный транспорт. Но возникший после реформирования компании ОАО «РЖД» дефицит подвижного состава стал серьезной преградой на пути уверенного развития отраслей экономики. Данная проблематика особенно актуальна еще и потому, что ОАО «РЖД» с ее вагонным парком уже не доминирует на рынке грузоперевозок. На транспортный рынок и логистику перевозок в большей степени влияет работа операторов и владельцев вагонов.
Нарастающую остроту эта проблема обрела летом 2011 года, после завершения процесса передачи подвижного состава частным операторам, не сумевшим до конца наладить непрерывный процесс перевозки грузов. От этого трудности в виде ощутимого роста тарифов, срыва сроков поставки продукции испытывают грузоотправители. В попытках преодолеть ситуацию они вынуждены изменять технологический цикл производства, что опять-таки ведет к росту материальных затрат.
При этом дефицит вагонов касается не только небольших грузовладельцев и частных компаний. Не меньшие трудности с перевозкой грузов испытывают и крупные государственные корпорации, такие как «Транснефть» и «Олимпстрой». Заложником текущего «вагонного кризиса» стала даже корпорация «Тактическое ракетное вооружение», выполняющая государственный оборонный заказ, а здесь уже под угрозой безопасность страны.
Совокупный российский парк полувагонов составляет сейчас около 400 тыс. единиц, из которых приватные полувагоны – 320 тыс. Доля полувагонов ОАО «РЖД» постоянно снижается, соответственно, компания устанавливает дороге с октября 2010 года минимальный план отгрузки в полувагонах ОАО «РЖД». В первую очередь заявки в вагонах парка ОАО «РЖД» согласовываются для перевозки стратегически значимых грузов – щебня для строительства объектов Универсиады в Казани; для вывоза энергетических углей на ТЭЦ; поставки грузов на Олимпиаду в г. Сочи; для собственных нужд ОАО «РЖД». Таким образом, полувагонов ОАО «РЖД» для перевозки грузов коммерческого назначения практически не остается.
В возникшей ситуации в невыгодном положении оказались и перевозчики, у которых увеличилось время простоя порожних вагонов, порожний пробег и сроки доставки грузов, а значит, снизилась конкурентоспособность.
В то же время, отсутствие стабильной грузовой базы у некоторых предприятий вынуждает операторские компании снимать с рейсов подвижной состав, работающий на постоянных направлениях, в результате чего мелкие грузовладельцы получают самые высокие ставки.
Свои планы по наращиванию объемов грузоперевозок в этой связи не может выполнить и ОАО «РЖД».
Таким образом, дефицит подвижного состава проблема всеобщая и решать её необходимо сообща, считают южно-уральские железнодорожники. Они уже не раз проводили совещания с грузовладельцами по вопросам вывоза продукции предприятий минерально–строительного комплекса и сотрудничества с собственниками подвижного состава.
Тем временем грузовладельцы ищут альтернативные пути перевозки своих грузов. Так уже в последние месяцы наблюдается уверенный отток мелких и средних компаний к автомобильным перевозчикам. В то же время и операторы подвижного состава не стремятся удержать подобных клиентов и ориентируются на крупных грузовладельцев.