Средства бюджета на достижение измеримых результатов

- Существенно повысить отдачу от использования каждого рубля бюджетных инвестиций в качество жизни граждан, в развитие социальной сферы и национальной экономики, таковы требования к эффективному госуправлению, - подчеркнула министр финансов области Татьяна Мошкова на брифинге, посвященном повышению эффективности бюджетных расходов.

– Подобно тому, как успешный бизнес планирует вложения, государство также нацелено на повышение отдачи от трат. Но, в отличие от частного, в общественном секторе результативность определяется не финансовой прибылью. Здесь действует совершенно иная система измерения, другие показатели, - отметила Татьяна Мошкова и привела наглядный пример: – Содержать пожарного необходимо, даже если нет пожаров. К тому же, их отсутствие и есть определенный результат его деятельности. Результат деятельности врача – не только количество пролечившихся, но и снижение заболеваемости населения,

Министр финансов рассказала журналистам о ключевых инструментах метода планирования и контроля за исполнением бюджета, получившего название БОР («Бюджет, ориентированный на результат) и практике их применения в области.

В качестве таковых она назвала целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях деятельности и государственные задания.

Особый акцент Татьяна Мошкова сделала на новом инструменте бюджетирования – государственных программах, становящихся на текущем этапе реформы основой бюджетного планирования.

Государственные программы охватывают все сферы деятельности органов государственной власти и находящиеся в их распоряжении бюджетные и материальные ресурсы. Объединяют областные целевые программы и подпрограммы, консолидируя, таким образом, большую часть бюджетных расходов.

- В 2010 году осуществлялась реализация 50 долгосрочных и 26 ведомственных программ, доля расходов бюджета в рамках которых составляла 43 %. И это не предел. Наша задача – перейти к «программному» бюджету, - считает министр финансов области. - Это позволит ведомствам оптимизировать затраты на достижение заявленных результатов.

Госпрограммы устанавливают два способа оценки: измеримые конечные результаты, характеризующие удовлетворение потребностей населения и непосредственные результаты, описываемые качественными и количественными характеристиками.

Другим инструментом бюджетирования являются доклады о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНДы). До 2012 года данный документ не только будет служить основой планирования и контроля на ведомственном уровне, но в качестве публичного отчета размещаться на Интернет-ресурсах органов власти.

Низовой элемент БОР - государственное задание, представляющее по сути «контракт» на оказание услуг, «трансляцию» целей, задач и показателей деятельности главного распорядителя бюджетных средств на подведомственную сеть учреждений. Взяв за пример отрасль образования, Татьяна Мошкова рассказала, что на областном уровне за предоставление образовательных услуг отвечают четыре министерства – образования, здравоохранения, культуры, общественных и внешних связей и молодежной политики, спорта и туризма. – Было бы логично объединить расходы всех этих ведомств в одну государственную программу «Развитие образования». Внутри выделить подпрограмму «повышение доступности и качества среднего профессионального образования», которая объединит ведомственные целевые программы названных министерств. В свою очередь, каждая из ведомственных программ фактически является сводом государственных заданий на оказание образовательной услуги подведомственными министерствам учреждениями.

Необходимость формирования госзадания была установлена федеральным законодателем в 2007 году. Однако строгую зависимость финансового обеспечения деятельности государственных учреждений от оказываемых услуг в соответствии с госзаданием, установил 83-ФЗ. В нем также введено понятие субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими услуг. Идеология этого закона проста – за счет бюджетных средств будут финансироваться не учреждения, а государственные и муниципальные услуги, для оказания которых данные структуры и созданы. Он изменил механизмы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, а органы власти и местного самоуправления получили набор инструментов для эффективного исполнения своих полномочий.

- Методы формирования, финансового обеспечения и контроля за исполнением государственных заданий на предоставление госуслуг в настоящий момент апробированы и реализованы в основных социально-значимых отраслях области, - подвела итог Татьяна Мошкова. – Сейчас многое зависит от руководителей и коллективов учреждений. Насколько они способны действовать в новых условиях, готовы ли грамотно управлять финансами, идти по пути повышения качества предоставляемых услуг, конкурировать за потребителей.

Министр финансов области отметила, что для выбора формы хозяйствования и перехода на нее у бюджетных учреждений есть запас времени. – Но мы рекомендуем всем определиться уже в текущем году, это позволит в случае появления проблем провести «работу над ошибками».

Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий