Напрашивается вопрос: кому выгоден этот пробел закона?

За прошедшее время органы внутренних дел, в целом, добились оздоровления криминогенной ситуации в стране, и даже наметилась устойчивая тенденция к сокращению роста преступности, в том числе особо опасных злодеяний. Открывая заседание Правительственной Комиссии по профилактике правонарушений, министр внутренних дел Рашид Нургалиев отметил, что в первом полугодии 2008 года общее количество зарегистрированных преступлений снизилось на 8,9%, на 10,6% сократилось число тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе на 10,9% - умышленных убийств и покушений на убийство.  

Однако на фоне общего благополучия многие отечественные криминологи констатируют факт массовой деградации населения, которая ведет к неблагоприятным демографическим последствиям. Современная Россия в значительной степени поражена наркоманией и алкоголизмом. В стране более 5 миллионов хронических алкоголиков. При системно- структурном подходе к анализу сложившейся проблемы установлено, что около 85% преступлений против личности совершается в быту и в кругу семьи.  

Проблем, касающихся семьи не только в нашей стране, но и во всем мире накопилось великое множество. Неслучайно 15 лет тому назад 15 мая 1993 года Генеральная Ассамблея ООН учредила Международный день семьи. При этом мотивировка была достаточно простой: семья - первая ступень социализации человека, с семьи начинается его жизнь, здесь происходит формирование его как гражданина. Она – источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то на чем строится любое цивилизованное общество. Во все времена по отношению государства, а также по положению семьи в обществе судили о развитии страны. Благополучие семьи – есть мерило развития и прогресса страны. 2008 год в нашей стране был объявлен Годом семьи. Одним из важных направлений профилактики правонарушений было определено укрепление основ семьи.

Специализируясь на расследовании преступлений в сфере семейно-бытовых отношений, мною на примере Дзержинского района г. Оренбурга была проанализирована судебно-следственная практика за последние 2-3 года по уголовным делам, где агрессивные действия преступника направлены против личности и общественного порядка и проявляются в основном в угрозах, оскорблениях, избиениях, драках.

Так каков же он есть портрет современного «семейного тирана»?

Исследования личности преступника такого рода показывают, что среди них подавляющее большинство мужчин в возрасте от 30–ти лет и старше. Жертвами их преступных действий становятся супруги, беспомощные родители и несовершеннолетние дети. Оправдывая себя, они поясняют, что преступлению предшествовал затяжной конфликт на почве психологической несовместимости.

По образованию среди них преобладают лица со средним образованием, их число составило 56%, со средним специальным - 25% и высшим около 2%.

Опрос близких родственников по условиям их воспитания показал, что большая часть из них воспитывалась хотя и в полной семье, но неблагополучной. Как правило, глава семьи допускал затяжные злоупотребления спиртными напитками, прогулы на работе, громкие, кровопролитные скандалы на глазах детей, задавая тем самым последним аналогичный стиль поведения.

Большинство семейных дебоширов нигде не работает, ссылаясь на сложности при трудоустройстве. Те же, что работают, заняты непопулярным, низкооплачиваемым трудом.

Кроме того, было установлено, что существенное влияние на психику данных лиц оказали объективные трудности позитивной социализации в перестроечные времена, а экономическая нестабильность современной России усугубила их страхи и тревоги перед будущим.

Неумение строить нормальные взаимоотношения с окружающими из-за своего низкого уровня правосознания, морали и воспитанности, испытывая высокое социальное напряжение, такая «маргинальная» личность легко вступает в конфликт со своими родными, реализуя его в агрессивной форме. При этом алкоголь является катализатором, активизирующим его преступную установку.

Общий анализ судебно-следственной практики свидетельствует, что большая часть насильственных преступлений совершается лицами в состоянии алкогольного опьянения. Родные и близкие констатируют, что пристрастие к алкоголю изменяет характер этого лица, заостряются и утяжеляются отрицательные характерологические черты, которые существовали и раньше, но с которыми тот мог еще справляться. У него полностью изменяются цели и смысл жизни, обесцениваются и исчезают такие общечеловеческие ценности, как жизнь, здоровье, родители, дети, семья, благополучие, труд, здоровые радости. В его сознании главенствует одна потребность – найти алкоголь, получить удовольствие от его употребления, после чего восстановить свое самочувствие после передозировок. При этом вкусовые предпочтения к спиртному у каждого определяются его доходностью. В лучшем случае - это самопальная водка или самогонка, в худшем – «перцовка» и настойка боярышника из ближайшей круглосуточной аптеки, в остальных, не брезгуют «максимкой».

Подавляющее большинство из них неоднократно привлекалось к уголовной ответственности и было судимо за преступления насильственной направленности. Практика судов такова, что при первом совершении виновным преступления, родные из благих намерений к последнему, давая ему очередной шанс на здоровый образ жизни, мирились с ним и уголовное дело прекращалось за примирением сторон. При повторных обращениях, суды, учитывая криминологическую характеристику подсудимого и тяжесть совершенного им деяния, применяли более строгие меры наказания, от условного осуждения вплоть до реального лишения свободы. При этом все участники судебного процесса осознают, что сама проблема, послужившая причиной преступления, остается нерешенной. Осужденный же, как правило, отбыв положенный ему срок наказания, и, возвратившись в семью, на путь исправления не вставал и продолжал свой привычный аморальный образ жизни.

По ходу расследования уголовных дел данной категории, ко мне неоднократно обращались потерпевшие с единственной просьбой оказать им содействие в назначении принудительного лечения главе семейства, с ностальгией вспоминая лечебно-трудовые профилактории. Но действующим уголовным кодексом 1996 года не предусмотрены нормы, определяющие основания и порядок применения принудительных мер медицинского характера к алкоголикам. А те, будучи хроническими больными со стажем, пользуясь предоставленным им правом ст. 51 Конституции РФ, наотрез отказываясь от добровольного лечения, алкоголиками себя ни в коем случае не считают и алкогольной зависимости не испытывают. В современном судопроизводстве ушло в небытие практика назначения и проведение судебно-наркологических экспертиз.

Напрашивается вопрос: кому выгоден этот пробел закона?

Но уж явно не для разбитого горем семейства, где потерпевшие, издерганные систематическими пьянками и насилием «семейного дебошира», использовав все возможные и невозможные способы борьбы с его болезнью, в конечном итоге желают ему самое страшное, дословно - «поскорей бы уже сгорел от пьянок». А тем временем, молодой зональный уполномоченный участковый милиции, из поколения «молодежи пепси», выросший в условиях рыночных отношений, имея на своем зональном участке несколько неблагополучных семей, входящих в «группу риска», активно, без особых усилий, выявляет преступления превентивной направленности и осуществляет раннюю профилактику тяжких преступлений.

Проблема пьянства как социального явления на протяжении многих веков привлекала и привлекает к себе пристальное внимание мировой общественности. Вокруг природы данного явления, путей и средств его искоренения и по сей день не утихают горячие споры. Возникнув в незапамятные времена, пьянство оказалось на редкость живучим явлением. С целью его обуздания на разных этапах развития человеческого общества, к каким только мерам не прибегали, в том числе, и к самым радикальным, вплоть до физического наказания, физического уничтожения пьяниц, полного запрета на производство и потребление спиртного. Однако жизнь показала, что все эти попытки были безуспешны.

Великий русский ученый В.М. Бехтерев, отмечая быстрое распространение алкоголизма, еще в начале XX века с тревогой писал, что этот недуг «давно уже вырос в большого гиганта и все еще продолжает расти… Закрывать глаза на развитие алкоголизма в населении – это значит дать безмерно развиваться столь тяжелому социальному злу, которое уже ныне не только обессиливает население и экономически и морально, но и готовит для страны ослабленное во всех отношениях потомство». 

Советское правительство держало данную проблему на особом контроле, подходя к ней местами очень жестко. Уголовный кодекс РСФСР 1961 года предписывал судам по каждому уголовному делу, соблюдая требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дел, устанавливать, совершенно ли преступление виновным в состоянии опьянения, так как последнее, являлось обстоятельством, отягчающим ответственность.

Наряду с наказанием за совершенное преступление правоохранительным органам необходимо было на основании ст. 62 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик шире применять принудительное лечение к алкоголикам, совершившим преступление. 

Вместе с тем, Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик несли в себе реализацию принципа гуманизма. Направлению в ЛТП подлежали лишь те алкоголики, которым было предложено приступить к лечению, но они от добровольного лечения уклонялись или продолжали пьянствовать после принудительного лечения, либо прохождения курса добровольного лечения, а также нарушали трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития после применения к ним мер общественного, административного или дисциплинарно воздействия.

Кроме того, в целях усиления борьбы с пьянством и алкоголизмом судам предписывалось полнее использовать предупредительно-воспитательное воздействие судебных процессов, чаще рассматривать уголовные дела, возникающие в связи со злоупотреблением спиртными напитками, а также материалы о направлении алкоголиков в ЛТП в выездных заседаниях на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, с привлечением к участию в процессах представителей общественности.  

Конечно, уголовное законодательство прошлых лет имело кое-какие перегибы, и не искоренило корень зла, но проблема алкоголизации населения страны не оставалась бесконтрольной. 

Неудачи антиалкогольных кампаний еще и еще раз подтверждают необходимость подлинно научного подхода к преодолению и профилактике пьянства на основе глубокого изучения его природы, причин и условий распространения. Наибольших успехов в изучении этого явления добились медики. Психиатр, нарколог, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор – Дереча В.А., так описывает суть химической зависимости от алкоголя. «…. со временем мозг и весь организм, все системы обмена веществ, механизмы подержания и обеспечения жизни больного перестраиваются настолько, что в дальнейшем теряют способность нормально функционировать при отсутствии или очень малом количестве дозы алкоголя, к высокой концентрации которых организм привык. Отсутствие нужного вещества аналогично пищевому голоду или жажде при потребности в воде, но значительно сложнее и глубже, поскольку оно системнее, т.е. одновременно сказывается на всем. В выраженных зависимостях лишения алкоголя может привести к психозу, к тяжелейшим общим расстройствам (в т.ч. болевым синдромам) и может даже быть несовместимым с жизнью: без психоактивного вещества организм больного не может не только чувствовать себя комфортно, но даже не может существовать физически».  

Ведущие наркологи страны констатируют, что хроническое употребление алкоголя приводит к нарушениям нервной системы и психики, к эмоциональной неустойчивости и глубоким колебаниям настроения, к изменениям характера личности вплоть до снижения и социальной деградации, к нарушениям памяти и интеллекта, болезням печени и других органов, ведет к возникновению психозов и опасных для жизни токсических состояний. Кроме того, наряду с расстройствами психики и личности, зависимость от алкоголя сопровождается многими другими тяжелыми и опасными заболеваниями: венерическими заболеваниями, туберкулезом и т.п. Как итог асоциальный образ жизни и насильственные преступления. 

При этом учеными мужами уже доказано, что природной потребности в алкоголе у людей не существует, она формируется путем многократного его употребления и соответствующей перестройки организма. 

Сложно найти полные и убедительные ответы на вопрос, почему же люди начинают употреблять алкоголь, а затем упорно их принимают, осознавая и понимая, что разрушают себя. Какой-то единый ответ на этот вопрос дать невозможно, однако установлено, что важнейшими причинными факторами формирования зависимости являются:

  • его доступность,
  • давление тех, кто уже к нему приобщился,
  • социальные факторы (толерантность общества или даже его безразличие; явная и скрытая реклама; искривление культуры и насаждение развлекательной и потребительской субкультуры, бездуховности и гедонизма, т.е. стремление к усладам и удовольствиям).

Сегодня проблема предупреждения пьянства, которая за последнее десятилетие стала угрозой национальной безопасности, требует к себе особо пристального внимания. Возникла необходимость в гибкой, по-современному построенной пропаганде здорового образа жизни, борьбы с распространением алкоголя и наркотиков. В. Путин в своем выступлении в Государственной Думе Российской Федерации о приоритетах Правительства сказал: «…для нас настоящим бедствием стали курение и пьянство. В России потребляют алкоголь и курят в два раза больше, чем в большинстве развитых стран. И бороться с этим злом надо, конечно, не путем запретов или повышения цен. Считаю, что здесь мы не должны жалеть денег на спорт, на создание условий для полноценного отдыха граждан России, а также на эффективную информационную пропагандистскую кампанию, пропаганду здорового образа жизни. И здесь нужен просто государственный заказ. Просто увещеваниями, просьбами мы не решим эту проблему». 

В борьбе с алкоголизмом меры правоохранительного характера должны предваряться широким комплексом общесоциальных мероприятий.

Отрадно, что Правительственная комиссия по профилактике правонарушений должна стать организатором работы по апробации новых методов, инновационных форм и современных технологий в обеспечении правопорядка, а также координатором деятельности органов исполнительной власти на местах, хозяйствующих субъектов и общественных объединений в данной сфере.

Уже поставлены вопросы о бесплатном лечении алкоголизма с использованием современных медицинских технологий, ведь такие люди, находясь в условиях социального вакуума не могут получить квалифицированной помощи.

Кроме того, в профилактике бытового алкоголизма существенную помощь могут оказать общественные объединения правоохранительной направленности. Их уже сегодня насчитывается более 35 тысяч, общей численностью 373 тысяч человек. Контактируя с лицами «группы риска», они могли бы вести разъяснительную работу.

Считаю, что главным, в создавшейся ситуации должна стать активная гражданская позиция каждого, не быть безучастным к проблеме и это окупится тысячами спасенных человеческих жизней, укреплением правопорядка и общественной безопасности и удешевлением правоохранительных затрат.

Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий