Отмечается всемирный день качества

Всемирный день качества отмечается во многих странах мира по традиции ежегодно во второй четверг ноября. Инициатором его учреждения выступила Европейская организация качества (ЕОК) при поддержке Организации Объединенных Наций. Этот день является главным в неделе качества и проводится в этом году 11 ноября под девизом «Качество через многообразие». Призыв Европейской организации по качеству (ЕОК) адресован всем и каждому, ведь все мы каждый день работаем для того, чтобы качество жизни становилось лучше и каждый занятый в процессе улучшения жизни, является потребителем работы другого, — подчеркнул директор ФГУ «Оренбургский ЦСМ» Леонид Адлер.

В течение недели качества — 9-12 ноября — будут проводиться мероприятия для привлечения внимания к проблемам качества, обмен опытом работы по обеспечению высокого качества продукции работ и услуг в различных сферах деятельности, широкая пропаганда знаний о качестве, путях его достижения, сохранения и приумножения.

Пристальное внимание к качеству связано с тем, что мир стоит перед выбором между экстенсивным развитием экономики, требующим избыточной затраты ресурсов, ведущему к загрязнению окружающей среды, ухудшению условий жизни и безопасности человека, и интенсивным развитием, направленным на качественные изменения. При этом речь идет не только о качестве работ, услуг, но и о качестве управления, качестве организации общества, качестве культуры и других составляющих конкурентоспособности.

За последние годы в нашей стране вопросы качества стали предметом внимания руководящих органов государства. Накоплен значительный опыт проведения конкурсов: на соискание премий правительства РФ, «100 лучших товаров России», региональные программы — у нас в области за рекламный знак «Оренбуржье». Они направлены не только на то, чтобы выявить хорошую продукцию, но и заинтересовать предприятия в применении новых методов менеджмента качества, выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции.

Завершившийся в Москве 48-ой Конгресс Европейской организации по качеству (ЕОК) — неполитической, некоммерческой организации, целью которой является комплексное решение проблем качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг — еще раз подтвердил признание на европейском уровне роли России в развитии и, в частности, европейской экономики. Прошедший Конгресс выявил большое разнообразие направлений работ в области менеджмента качества, возросшую заинтересованность промышленности, научной общественности в их дальнейшем развитии и практическом применении.

Эффективное функционирование ЕОК обеспечивают различные организационные структуры такие как, руководящие комитеты (по техническим регламентам и отраслевым секциям, по финансовым вопросам), специальные комитеты и рабочие группы (кадры и проектирование), технические органы (технические комитеты и отраслевые секции).

ЕОК активно пропагандирует: проблема качества должна находиться в центре внимания товаропроизводителей, общественности, граждан и органов государственного управления: «Японское чудо», а также опыт послевоенной Германии и позже Южной Кореи, Чили, ряда других стран — живые примеры эффективной политики в области качества, суть которой состоит в том, что в рыночных условиях государство целенаправленно воздействует на качество, с одной стороны, создавая для товаропроизводителей условия и стимулы к выпуску высококачественных изделий, а с другой стороны, защищая потребителей и рынок от опасной и некачественной продукции.

Следуя сложившейся практике, по программе на 48 Конгресса, ЕОК прошли: Генеральная ассамблея и заседание Исполнительного комитета, пленарные и секционные заседания под девизом «Качество и инновации — путь к высоким стандартам жизни».

В сжатом и расширенном виде концепцию ЕОК сформулировал Президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию, обратив внимание на то, что на нынешнем этапе развития страны мы вполне могли бы рассматривать повышение конкурентоспособности во всех областях жизни как национальную идею, сплачивающую людей, мобилизующую власть, консолидирующую экономику. Одной из составляющих этой проблемы, решение которой напрямую связано со вступлением России в ВТО, является введение в действие и реализация Федерального Закона «О техническом регулировании».

Закон предусматривает решение вопросов государственного обеспечения баланса потребителей и производителей, безопасности и конкурентоспособности продукции в условиях рыночных отношений. Закон дал старт реформированию национальной системы стандартизации на основе более полного использования потенциала международной стандартизации и опыта передовых стран, поступательному движению по интегрированию отечественной экономики в мировую. Законом вводиться новый, основной нормативный документ — технический регламент, который на законодательном уровне устанавливает на определенные виды продукции обязательные требования по безопасности и экологичности. Требования стандартов при этом становятся добровольными. Акцентируя внимание на этом положении целесообразно еще и еще раз подчеркнуть, что технический регламент вводится для узаконивания общих требований, стандарт же их конкретизирует. И любое испытание, любая проверка должны проводиться на соответствие требованиям стандарта. Но самое главное, Закон «включил» в работу рыночный механизм регулирования качества предлагаемых товаров и услуг в замен планового и хочется верить, что этот механизм окажется более надежным и эффективным чем прежний.

Не остаются в стороне от решения проблемных задач качества и конкурентоспособности и товаропроизводители Оренбуржья. Наши товары, выполняемые услуги достаточно хорошо известны в странах ближнего и дальнего зарубежья, достойно представлены на Федеральной Программе-Конкурсе «100 лучших товаров России» 2005 года.

Начальник управления по информации и общественным связям Алексей Лихтин провел заседание «круглого стола» «Бизнес и религия: их социально-нравственная ответственность перед обществом».

В числе участников мероприятия были представители органов исполнительной и законодательной власти, бизнеса, религиозных организаций и общественных объединений. Дискуссия развернулась вокруг нравственности присутствия бизнеса в религии и религии в бизнесе; возрождения традиций духовно-культурного меценатства; форм участия предприятий малого и среднего бизнеса в благотворительных и социальных проектах; механизмов согласования интересов предприятий, фондов и религиозных организаций и ряда других вопросов.

Вынесенная на обсуждение тема далеко не случайна. И в бизнесе, и в среде религиозных деятелей немало высокоинтеллектуальных личностей, способных неординарно мыслить и анализировать события, обладающих не только коммерческой хваткой и финансово-материальными средствами, но и даром убеждения, высоким авторитетом. Поэтому исключительно важно направить их деловую и интеллектуальную энергию на благо общества. Многие сферы бизнеса и большинство религиозных конфессий ставят перед собой созидательные цели, поэтому необходимо найти такие формы взаимодействия между ними, которые были бы наиболее эффективны как для решения духовно-нравственных задач, так и для развития социально-ответственного предпринимательства, — сказал Алексей Лихтин, открывая заседание «круглого стола».

По его мнению, возрождение духовных начал в человеке является целью религиозных служителей, а разработка некого нравственного кодекса, нравственных правил поведения — задача самого общества, в том числе и частных предпринимателей.

В качестве отрицательного примера был приведен довольно распространенный подход к данной проблеме представителей информационного бизнеса. Нарастающая пропаганда насилия, разврата стала обычным явлением для многих коммерческих СМИ. В погоне за тиражами и рейтингами печатные и электронные издания наводняют газетные страницы и телеэкран сценами насилия, жестокости и ненависти, культивируют распущенность и всякого рода извращения.

Не лучшие нравственные позиции занимает рекламный бизнес. Зачастую рекламные кампании магазинов, причем предназначенных даже для респектабельной публики, ужасающе примитивны, построены на эксплуатации интереса к полу-, а то и вовсе обнаженной натуре. Таково наружное оформление большинства торговых центров, содержание рекламных роликов, которые транслируются в телеэфире по заказу их владельцев. Наблюдается нашествие низкопробной полиграфической продукции в общественном транспорте. Автобусы пестрят низкопробными эротическими наклейками, всевозможными календарями, снабженными иллюстрациями того же содержания. К сожалению, в числе издателей этой вредной макулатуры нередко значатся солидные торговые структуры и коммерческие банки. Так, окружая человека с детства, бесстыдство становится нормой поведения. Следующий после этого шаг — пренебрежение любыми моральными нормами, утрата ощущения границ добра и зла, а нередко и вообще всего человеческого и духовного.

Предприниматели и религиозные деятели также высказали свою точку зрения по обсуждаемой проблеме. В частности, протоирей, епархиальный секретарь Оренбургской епархии Леонид Антипов видит нравственность бизнеса, прежде всего, в том, чтобы именитые люди помогали неимущим. По его убеждению, скаредность будет наказана Богом, а сочувствие и сострадание к бедным и слабым обязательно вознаградятся.

Муфтий, председатель Духовного управления мусульман Оренбургской области Барый Хайруллин считает, что к решению обсуждаемой проблемы кроме религии и бизнеса надо подключить и власть. У мусульман отношение к бизнесу заключается в простой формуле: только сильный может накормить голодного. Муфтий, кроме того, отметил значительные финансовые проблемы сельских мусульманских приходов. Он высказал пожелание, чтобы предприниматели обращали внимание прежде всего на них. На его взгляд, благотворительную деятельность лучше всего осуществлять через соответствующие фонды. В связи с этим муфтий предложил возобновить работу благотворительного фонда «Совесть».

Начальник управления базовых отраслей и инвестиций департамента экономического развития и внешних связей Олег Четвериков напомнил, что в мае текущего года на итоговом заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора был принят свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Лейтмотивом этого документа является мысль об ответственности деловых людей за будущее, что особенно актуально сегодня, когда государство зачастую не имеет возможности вкладывать средства в духовность. Сегодня в данной сфере в большей части используются благотворительные пожертвования предприятий. Например, ОАО «Газпром» передал завод «Саракташский фаянс» Оренбургской епархии. Ни один детский дом в области не обходится без помощи благотворителей. Такие частные предприятия как «Харфа», «Бриз», «Родник» помогают религиозным организациям, спонсируют многие благотворительные акции. Но, считает Олег Четвериков, есть острая необходимость в выработке более четких методов и правил сотрудничества между администрацией области, предприятиями, фондами и религиозными организациями. С этой позицией были солидарны президент торгово-промышленной палаты области Виктор Сытежев, председатель областного фонда поддержки малого предпринимательства Вячеслав Склонюк, руководитель аудиторской компании «Оренбуржье» Иван Сурмач и другие.

Разноречивые мнения высказаны о том, стоит ли через средства массовой информации придавать огласке имена благотворителей. Большинство участников дискуссии считает, что это придает благотворительности определенный импульс. Другие полагают, что при этом нарушаются высокие нравственные принципы и преследуются цели не добродетели, а выгоды и рекламы. Сомнения подобного рода возникли и вокруг предложений о предоставлении благотворителям налоговых льгот, нравственных аспектов коммерческой деятельности религиозных организаций.

Не было единодушия и в определении форм благотворительности. Так, руководитель ООО «Фолиант» Александр Злобин убежден, что занятие бизнесом предполагает свободу решений и выбора куда тратить деньги. Он не относит себя к сторонникам фондов и посредников, считает, что благотворительная помощь должна быть адресной. Надежда Машкова, представляющая ООО «Водолей», вообще отрицает какую-либо формализацию в этом деле. По ее убеждению, быть благотворителем можно только в соответствии со своими душевными потребностями.

Тем не менее, участники «круглого стола» отметили значительное усиление социального служения религиозных организаций и бизнеса. Оно действительно довольно значительно — помощь, оказанная бизнесом при осуществлении различных социальных программ, исчисляется в 300 млн. рублей. Не без участия спонсоров сильные в финансовом отношении приходы открывают бесплатные столовые, помогают неимущим и беспризорным детям, организуют летние детские лагеря, занимаются реабилитацией социально неблагополучной категории людей (наркоманов, бывших заключенных и т.д.). Православная церковь, мусульмане, римско-католическая церковь, менониты, иудеи, представители других конфессий адресно раздают нуждающимся одежду и продукты. Священнослужители РПЦ, мусульмане и протестанты в целях нравственного возрождения заключенных активно работают в местах лишения свободы. Духовным воспитанием детей и молодежи занимаются десятки воскресных школ, гимназий, духовных училищ.

Подводя итоги обсуждения, Алексей Лихтин сказал, что «круглый стол», естественно, не ответил на все вопросы, касающиеся взаимоотношений религии и бизнеса. Тем не менее, главная цель — привлечение общественного внимания к данной проблеме — достигнута. Участники дискуссии пришли к выводу, что сегодня предпринимательское сообщество совместно с представителями традиционных конфессий должны разделить с государством всю полноту ответственности за социально-экономическое состояние нашей страны и удовлетворение жизненно важных потребностей населения. В этом ключе сформированы и рекомендации «круглого стола», одним из пунктов которых стало предложение о подготовке в области гражданского форума, посвященного проблемам нравственности.

Темы: 
Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий